Культура как социальное явление. Социологические концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:14, реферат

Краткое описание

Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.

Содержание

1. Глава 1. Введение……………………………………………………….3
2. Культура в социальном понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура……..............4
3.Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений………………………………………………………………………………….9
4. Глава 2. Введение……………………………………………………...15
5. 1.Теории личности в Российской социологии………………………..15
6. 1.2 Проблема личности в дореволюционный период………………..16
7. 1.3 Марксистско-ленинская альтернатива……………………………17
8. 1.4 1917 – 1955 годы. Социально-философская позиция не марксистов……………………………………………………………………………………17
9. 2. Естественные подходы………………………………………………18
10. 2.2 Психоаналитическое направление……………………………….19
11. 2.3 Культурно-историческое направление…………………………..19
12. 2.4 Деятельный подход……………………………………………….20
13. 2.5 Теория отношений личности В.Н.Мясищева…………………...20
14.3. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х – конец 80-х годов)………………………………………………………………………..21
15. 3.1 Концепция Фрейда. Мотивы и регуляция поведения…………….23
16. 3.2 Вклад Э.Фромма…………………………………………………24
17. Заключение…………………………………………………………….26
18. Список литературы…………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

После революции наиболее систематический абрис социологии дал П.А.Сорокин. Составленная им программа преподавания социологии начинается с анализа социального взаимодействия, причем особо исследуются его элементы – индивиды и свойства последних. Подробно рассматриваются влияющие на поведение факторы – космические биологические, социально-психологические.

В Программе прослеживается детерминирующее влияние социальных сил на личность и этапы формирования в биологическом организме социального Я, постепенная «социализация».Социология в Программе понимается как «наука о поведении людей (формах, причинах, результатах), живущих в среде обитания себе подобных, а не как наука о каком-то едином обществе.

 

2. Естественные подходы.

Авторитетный психолог Г.И.Челпанов, придерживался идеалистической концепции . Свободу воли он трактовал «не в том популярном значении слова, что она беспричинна, а в том, что наше Я …есть истинная причина нашего действия».

Альтернативную позицию обозначил ВС.М.Бехтерев. Он писал в 1921г., «что личность есть явление бисоциальное. При этом биологическим элементом в ней являются темперамент и инстинкты, наклонности и способности». Наряду с «личной сферой органического характера» развивается «личная сфера социального характера», которая является важнейшим руководителем» всех реакций, связанных с другими людьми и отношениями с ними. Она преобладает над органической сферой личности.

М.Я.Басов замечает, что социальная среда, окружающая и формирующая личность, порой накладывает отпечаток даже на чисто биологические проявления организма. Поэтому личность «надо относить к породившей её среде, к условиям её социального бытия».Басов впервые в истории советской науки вводит категорию «деятельность». Теперь и сам человек предстает «как деятель в окружающей среде».

 

2.2 Психоаналитическое направление.

Работы З.Фрейда, который исследовал бессознательное в личной структуре, уже в 10-е годы вызывали большой интерес в России. В начале 20-х гг. в Москве был создан Государственный психоаналитический институт. Однако уже в середине 20-х гг. начались жестокие преследования психоаналитиков, ибо психоанализ совершенно не применим к марксизму. Это направление оказалось одной из репрессированных наук наряду с генетикой. 

Активное возрождение психоанализа началось уже в годы перестройки. В 1990г. была основана Российская психоаналитическая ассоциация, в 1991г. – учрежден Восточноевропейский институт психоанализа, в 1996г. Президент России издаёт указ «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа».

 

2.3 Культурно-историческое направление.

Основоположник этого направления – Л.С.Выготский впервые в истории советской психологии обратился при изучении поведения к системе культурных знаков. Ещё в 1925г. он назвал искусство средством преобразования личности.

Чтобы понять сложные психические процессы, считал Выготский, надо изучать их историю. Он обращает внимание на «застывшие» в поведении индивида, уже утратившие под собой почву древнейшие культурные образования. Именно здесь надо искать ключ к тому, чем человек отличается от животных.

Для Выготского индивидуальное выступает как сознание, а социальное представляет собой деятельность… Соотношение индивидуального и общественного, по Выготскому таково, что сознание индивида повторяет, воспроизводит структуру поведения, деятельности, строится по его типу.

Важнейшие положения концепции:

- знаки – элемент культуры, обеспечивающий её сохранение и передачу от поколения к поколения; наиболее развитая система знаков – язык – составляет сердцевину культуры;

- индивид способен управлять знаками, а через них своим сознание и поведением;

-эти знаки и способы управления возникают в группе людей, в процессе социального взаимодействия: коллектив использует знаки, чтобы управлять поведением своих членов;

-лишь под влиянием других людей они усваиваются, «интересуются индивидом – происходит их «вращивание» в сознание».

 

2.4 Деятельный подход.

Во второй половине 20-х – начале 30-х гг. ожесточилась борьба за марксистскую идеологию. В 1934г. С.Л.Рубинштейном была опубликована программная методологическая статья. Автор утверждал, что психическая реальность существует не иначе, как в деятельности и поступках. Объективируясь от своей деятельности, человек включается в контекст не зависящей от него и от его воли ситуации, детерминированной общественными закономерностями

Принципиальный характер имеет формула Рубенштейна: «Социальность не остаётся внешним по отношению к человеку фактом: она проникает внутрь и изнутри определяет его сознание. Через посредство а) язык, речи – этой общественной формы сознания, б) системы знания, являющейся теоритически осознанным и оформленным итогом общественной практики, в) идеологии, в классовом обществе отражающей классовые интересы, наконец, г) посредством соответствующей организации индивидуальной практики общество формирует как содержание, так и форму индивидуального сознания каждого человека».

А.Г.Асмолов в это время отмечает: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

 

2.5 Теория отношений личности  В.Н.Мясищева.

Еще в прошлом столетии врач-психиатр А.Ф.Лазурский попытался «построить человека из его наклонностей», а также составить естественную классификацию характеров. Исследуя личность он предположил «влияние личности на среду, так и среды на личность»

Ученик Лазурского В.Н.Мясищев попытался представить отношения как предмет особой отрасли психологии. Основой формирования личности является не деятельность, но «определяющую роль играют взаимоотношения между людьми, обусловленные структурой общества».Указывалось , что «реакция на различные обстоятельства жизни обусловлена не только их объективным значением, но и личным, субъективным отношением к ним человека». 

В первом случае говорится про «объективные» отношения, сложившиеся в обществе, где живёт человек. «Эти объективные отношения находят своё отражение в тех внутренних, субъективных психических отношениях, какие в наибольшей мере характеризуют личность каждого человека… Именно эти внутренние отношения к действительности и составляют центральное ядро личности… Психическая деятельность есть единство отражения и отношения. В самом отражении заложено определённое отношение к действительности».

3. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х – конец 80-х годов).

Когда несколько ослаб идеологический пресс, были изданы первые переводные работы. Исследователи изучали социометрическую методику, в это время стала модной проблема конформного поведения. 

Однако к «иностранным новшествам» подходили с разных позиций. Одни советские авторы приписывали зарубежным очевидные глупости, а затем разоблачали. Другая позиция состояла в стремлении «преодолеть железный занавес», отделявший отечественную социологию от мировой. 

В 1965г. был издан двухтомник «Социология в СССР», где в разделе «Группа и личность» авторы Н.Г.Валентинова, В.И.Селиванова, В.В.Ольшанский не шли далее описания «особых жизненных обстоятельств» и «группового сознания» изученных коллективов. 

В1967г. вышла в свет книга И.С.Кона, где разъяснялось , что «главным понятием для описания личности является понятие социальной роли». Одновременно были опубликованы статьи В.Б.Ольшанского о социальных ролях и теорий ролей.

В ролевой теории личности основными аналитическими единицами, позволяющими моделировать связь индивида и группы, являются социальная роль (единицы культуры), социальный статус (единица социальной культуры) и собственное Я (единица личности)

В отечественной литературе существуют частные разногласия в понимании термина «роль» и классификация ролей социологами. Большинство согласно, что роли различаются в зависимости от той системы взаимодействия, в которую они входят как элементы. В содержательной монографии А.Г.Асмолова различаются «роль для всех», «роль для группы» и «роль для себя».В каждой роли можно выделить обязанности основные, непосредственные, и те, которые осуществляются или нет по собственному усмотрению исполнителя.

Роль входит в личность, но в тоже время является элементом поведения группы – так индивидуальное связывается с социальным.

Исследованные в школе Выготского значения и символы позволяют соотносить роль, статус и Я. Поскольку индивид включён в несколько групп, для понимания его поведения особо значима «референтная» группа. Иногда возникают внутриролевые и межролевые конфликты. Выпавшую ему роль индивид соотносит не только со статусом партнёра, но и со своим Я. Самые сложные проблемы связны именно с понятием Я. Подход к ним наметил ещё С.Л.Рубинштейн: «Реальное событие личности существенно определяется её общественной ролью: поэтому, отражаясь в самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я».

Ещё в 60-е гг. Л.Божович рассматривала Я в функции мотивации и в функции организации действий субъекта. Другие авторы обратили внимание на вклад Дж.Мида: с помощью понятия «роль» он объяснял механизмы формирования Я, а далее посредством Я моделировал индивидуальность ролевого поведения.

Дж.Мид был родоначальником ролевой концепции личности, которая возникла в американской психологии.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли. И на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их использование может привести к нарушению равновесий всей социальной системы.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Помимо ролей существуют и личные отношения людей друг с другом, в котором человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. 

 

3.1 Концепция Фрейда. Мотивы и регуляция поведения

Сегодня признано, что поведение человека детерминировано его наследственными задатками и условиями социализации. Вся этика, и прежде всего принцип личной ответственности, базируются на безусловном признании абсолютной свободы воли. Это противоречие породило многовековую дискуссию.

Наиболее убедительной из представленных ныне точек зрения выглядит концепция П.В.Симонова. Впечатление о свободе иллюзорно, поскольку человек не осознаёт все движущие мотивы. Однако субъективно ощущаемая свобода и вытекающая из неё личная ответственность включает механизмы всестороннего и повторного анализа последствий того или иного поступка, что делает окончательный выбор более обоснованным. Видимо, лишь неполное, частичное осознание человеком движущих им мотивов позволяет снять противоречие между объективной детерминированностью поведения и субъективно ощущаемой свободой выбора.

А.Г.Здравомыслов назвал ряд элементов, опосредствующих связь личности с обществом, где особое внимание уделяется потребностям. Отмечается, что последние сформировались в ходе истории общества, и, следовательно, все они социально опосредствованы. Однако более конкретно выделяются витальные /жизненные/, социальные (социогенные) и духовные потребности.

Социальная потребность заключается в связях человека с окружающими людьми, налагающими взаимные права и обязанности. 

В 60-е гг. часто упоминались в качестве детерминантных потребностей научно-техническая революция, урбанизация, индустриализация. 

Грандиозные политико-экономические преобразования в нашей стране заставили по-новому взглянуть на проблему потребностей. Был назван как самостоятельный «мотив обладания» В.Радаев и О.Шкаратан в 1990г. специально исследовали мотивацию обладания различных групп населения и объекты, способные «определить» соответствующую потребность.

 

3.2 Вклад Э.Фромма

На основе идей Фрейда социолог и психоаналитик Фромм углубил и обогатил познания о личности. Этот учёный ввел понятие социального характера каким мы его представляем, дал характеристику социального типа личности. Для Фромма (1900—1980) социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Информация о работе Культура как социальное явление. Социологические концепции личности