Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:42, контрольная работа
Приблизительно за 700 лет до Рождества Христова в Греции было сделано решающее изобретение - алфавит. Эта концептуальная технология, по утверждению таких ведущих специалистов по классическому периоду, как Хэвлок, стала основой развития западной философии и науки в том виде, какими мы их знаем сегодня. Она позволила преодолеть разрыв между устной речью и языком, отделив сказанное от говорящего и сделав возможным концептуальный дискурс. Этот исторический поворотный пункт был подготовлен тремя тысячелетиями эволюции устной традиции и неалфавитных форм коммуникации. Греческое общество достигло, по словам Хэвлока, нового состояния мышления, "алфавитного мышления", вызвавшего в человеческой коммуникации качественные изменения1. Правда, широкое распространение грамотности началось только много столетий спустя, после изобретения и распространения печатного станка и производства бумаги.
Введение…………………………………………………………………….….2
От "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна":
возникновение культуры средств массовой информации…………….…....5
Новые средства массовой информации и диверсификация
массовой аудитории……………………………………………………………......…….12
Коммуникация через компьютеры, институциональный
контроль, социальные сети и виртуальные сообщества……………………17
История Minitel: I'etat et I'amour……………………………………………...18
Созвездие Интернет………………………………………….……….…….…21
Интерактивное общество………………………………………………….….29
Великое слияние: мультимедиа как символическая среда……………………………………………………………………...…….35
Заключение………………………………………….…………………..……43
Список литературы…………………………………
Созвездие Интернет
Сеть Интернет стала в
1990-х годах становым хребтом глобальной
компьютерной коммуникации, она постепенно
связывает между собой
В сущности, перед нами уникальное
слияние военной стратегии, большой
науки и контркультурных
Когда позднее цифровая технология позволила
пакетировать все виды сообщений, включая
звук, изображения и данные, образовалась
сеть, способная передавать все виды символов,
не пользуясь контрольными центрами. Универсальность
цифрового языка и чистая сетевая логика
коммуникационной системы создали технологические
условия для глобальной горизонтальной
коммуникации. Кроме того, архитектура
этой сетевой технологии такова, что ее
очень трудно цензурировать или контролировать.
Единственный способ контролировать сеть
- это оставаться вне ее, а когда сеть становится
всеобъемлющей и направляет по миру все
виды информации, никто не может этого
сделать.
Первая такая сеть под названием ARPANET (по
аббревиатуре своего могущественного
спонсора) вышла на линии в 1969 г. Ее открыли
для исследовательских центров, сотрудничавших
с Министерством обороны США, но ученые
стали использовать ее для самых разных
коммуникационных целей. Наступил момент,
когда стало трудно отделить оборонные
исследования от научной коммуникации
и личных разговоров. Тогда доступ к сети
был дан ученым всех дисциплин, и в 1983 г.
сеть раскололась на ARPANET, посвященную
научным исследованиям, и MILNET, непосредственно
ориентированную на военные применения.
Национальный научный фонд тем временем
включился в создание другой научной сети
- CSNET и в сотрудничестве с IBM еще одной
сети для специалистов в социальных и
гуманитарных науках - BITNET. Однако все
эти сети использовали ARPANET как коммуникационную
систему. Сеть сетей, сформированная в
1980-х годах, получила название ARPAINTERNET,
а затем просто Интернет. Она работала
в рамках Национального научного фонда
и по-прежнему финансировалась Министерством
обороны США.
Чтобы сеть могла поддерживать фантастический
рост коммуникации, необходимо было обогатить
технологию передач. В 1970-х годах ARPANET использовала
линии с передачей 56 000 битов в секунду,
в 1987 г. сетевые линии передавали 1,5 млн.
битов в секунду. В 1992 г. NSFNET, главная сеть
Интернета, оперировала на скорости 45
млн. битов в секунду, что соответствует
5000 страниц текста. В 1995 г. на стадии прототипов
находилась гигабитная технология с мощностью,
позволяющей передать всю библиотеку
Конгресса США за одну минуту.
Однако высокая скорость передачи недостаточна
для того, чтобы установить мировую коммуникационную
паутину. Компьютеры должны уметь общаться
друг с другом. Это препятствие было преодолено
с созданием UNIX оперативной системы, позволяющей
компьютерам связываться между собой.
Система была изобретена еще в 1969 г, в Bell
Laboratories, но широко применяться стала только
после 1983 г., когда исследователи в Беркли
(снова финансируемые ARPA) приспособили
к UNIX протокол TCP/IP, что позволило компьютерам
не только передавать, но и кодировать
и декодировать пакеты данных, путешествующих
с высокой скоростью по сети Интернета.
Поскольку новая версия UNIX финансировалась
из государственных средств, в цену программного
обеспечения были включены исключительно
издержки его распространения. Родилась
крупномасштабная сеть, местные и региональные
сети связывались друг с другом и начали
распространяться повсюду, где имелись
телефонные линии и компьютеры, снабженные
модемами - недорогими дополнительными
устройствами.
За развитием Интернета стояли научные,
институциональные и персональные сети,
охватывающие Министерство обороны, Национальный
научный фонд, крупные университетские
исследовательские центры и специализированные
"технологические бункеры", такие,
как Lincoln Laboratory Массачусетсского технологического
института, Stanford Research Institute (SRI), Palo Alto Research
Corporation (финансируемая Xerox), Bell Laboratories, Rand
Corporation, BBN (Болт, Беранек и Ньюмен) - исследовательская
фирма, где был изобретен TCP/IP протокол
и т.д. Ключевые участники периода 1950-1970-х
годов, такие, как Дж. С. Р. Ликлайдер, Дуглас
Энгельбарт, Роберт Тейлор, Ивен Сазерленд,
Лоуренс Роберте, Роберт Кан, Алан Кей,
Роберт Томас и остальные, свободно двигались
между этими институтами, создавая сетевую
среду для инновации, где динамика и цели
стали по большей части автономными, отделившись
от специфических целей военной стратегии
или суперкомпьютерных связей. Эти люди
стали крестоносцами технологии, убежденными,
что они изменяют мир. Да так оно и было.
Но это только одна сторона истории. Параллельно
с попытками Пентагона и "большой науки"
создать универсальную компьютерную сеть
с публичным доступом в рамках "приемлемых
норм" в Соединенных Штатах возникла
и начала расползаться компьютерная контркультура,
часто ассоциирующаяся в умах с пережитками
общественных движений 1960-х годов в их
наиболее либертарианских и утопических
вариантах. Важный элемент системы - модем
был одним из технологических прорывов,
сделанных пионерами этой контркультуры,
которых вначале, до того как термин приобрел
свое зловещее значение, называли хакерами.
Модем изобрели в 1978 г. два чикагских студента,
Уорд Кристенсен и Рэнди Сьюэсс, когда
они попытались найти систему передачи
друг другу микрокомпьютерных программ
по телефону, чтобы избежать долгих поездок
по городу во время чикагской зимы. В 1979
г. они распространили ИксМодем-протокол
(XModem protocol), который позволял компьютерам
передавать файлы напрямую, минуя хост-систему.
Поскольку целью студентов было распространить
коммуникационные возможности максимально
широко, технология распространялась
ими бесплатно. Компьютерные сети, исключенные
из ARPANET (резервированной на тех ранних
стадиях для элитных университетских
научных центров), нашли способ общаться
друг с другом самостоятельно. В 1979 г. три
студента университетов Дьюка и Северной
Каролины, не включенных в ARPANET, создали
модифицированную версию UNIX, что позволило
связывать компьютеры через обычные телефонные
линии. Они использовали это как форум
для компьютерной дискуссии on-line-Usenet, которая
быстро стала одной из первых крупных
систем электронных конференций. Изобретатели
Usenet News бесплатно распространяли свое
программное обеспечение в "листовках",
циркулировавших среди участников конференции
пользователей UNIX.
По иронии судьбы, такой контркультурный
подход к технологии произвел аналогичный
эффект во вдохновленном военными строительстве
горизонтальных сетей: он сделал технологические
средства доступными для любого, кто имел
технические знания и инструмент - персональный
компьютер. В производстве PC начался поразительный
подъем. Мощности росли, одновременно
снижались цены. Пришествие персональных
компьютеров и мощность систем связи ускорили,
вначале в Соединенных Штатах, а затем
во всем мире, развитие Bulletin Board System (BBS),
электронных досок объявлений. Электронные
протесты по поводу событий на площади
Тяньаньмынь в Пекине в 1989 г. через компьютерные
сети, управлявшиеся китайскими студентами
за пределами Китая, стали одним из самых
замечательных проявлений потенциала
новых коммуникационных устройств. BBS
не нуждались в сложных коммуникационных
сетях, достаточно было ком пьютеров, модемов
и телефонных линий. Так они сделались
электронными досками объявлений для
людей любых интересов и убеждений, создавая
то, что Хауард Рейнгольд назвал "виртуальными
сообществами"67.
Тысячи и тысячи подобных микросетей действуют
сегодня в мире, охватывая весь спектр
человеческой коммуникации - от политики
и религии до секса и науки. К середине
1990-х годов большинство из них было также
связано с Интернетом, но они сохранили
собственную идентичность и проводят
в жизнь свои собственные правила поведения.
Одним из самых важных правил было (и есть)
устранение вторжения в BBS скрытых коммерческих
интересов. Хотя создание коммерческих
BBS или сетей, ориентированных на бизнес,
признается законным, незаконным считается
вторжение в киберпространства, созданные
для других целей. Санкции против интервентов
губительны: тысячи враждебных сообщений
"сжигают" дурного электронного гражданина.
Когда вина особенно серьезна, огромные
файлы закачиваются в виновную систему,
останавливая ее и обычно провоцируя исключение
нарушителя из сети хост-компьютера. Эта
стихийно возникшая "в низах" электронная
культура навсегда отметила своей печатью
эволюцию и использование сети. Хотя ее
наиболее героические тона и контркультурная
идеология тускнеют с ростом глобальной
сети, технологические черты и социальные
коды, разработанные при первоначальном
свободном пользовании сетью, установили
рамки ее использования.
В 1990-х годах мир бизнеса осознал экстраординарный
потенциал Интернета. Национальный научный
фонд решил приватизировать некоторые
важные операции сети, передав их обычным
консорциумам крупных корпораций (АТТ,
MCI-IBM и т.п.). Коммерциализация Интернета
проходила быстрыми темпами: если в 1991
г. насчитывалось около 9000 коммерческих
доменов (или субсетей), к концу 1994 г. их
стало 21 70068. Было создано несколько компьютерных
сетей с коммерческим обслуживанием, предоставляющих
услуги на основе организованной сетки
с соответствующими ценами. Однако мощность
сети такова, что большая часть коммуникационного
процесса была и остается в большой мере
спонтанной, неорганизованной и диверсифицированной
по целям и членству. Фактически коммерческая
и правительственная заинтересованность
в расширении пользования сетью совпадают:
чем больше диверсификация сообщений
и участников, тем выше критическая масса
в сети и тем выше доходность. Мирное сосуществование
различных интересов и культур в сети
приняло форму "всемирной паутины"
- World Wide Web (WWW), гибкой сети сетей в рамках
Интернета, где институты, предприятия,
ассоциации и индивиды создают себе собственные
сайты, на основе которых каждый, кто имеет
доступ, может создать свою "домашнюю
страничку", сделанную из любого коллажа
текстов и изображений. С помощью программного
обеспечения, впервые разработанного
в Mosaic (программа "WEB-browser", изобретенная
в 1992 г. сотрудниками National Center for Supercomputing
Applications в Иллинойсе), "паутина" позволяет
группировать в сети различные интересы
и проекты, приостанавливая дорогостоящий
(по времени) хаотический рост Интернета
до появления WWW. На базе этих группировок
индивиды и организации получили возможность
значимого взаимодействия в действительно
"всемирной паутине" индивидуализированных
интерактивных коммуникаций69. За такое
разнообразное и диверсифицированное
участие приходится платить, позволяя
спонтанным, неформальным коммуникациям
распространяться одновременно с формализованными.
Коммерциализация киберпространства
будет ближе к историческому опыту торговых
улиц великих городов Востока, берущему
начало в кипучей городской культуре,
нежели к супермаркетам безликих пригородов
Америки.
Оба источника сети - военно-научный истеблишмент
и контркультура персональных компьютеров
- имели общее происхождение - мир американских
университетов. Первый узел ARPANET был установлен
в 1969 г. в Калифорнийском университете
в Лос-Анджелесе, шесть других узлов были
добавлены в 1970-1971 гг. в Калифорнийском
университете в Санта-Барбаре, Стэнфорде,
университете Юты, BBN, Массачусетсском
технологическом институте в Гарварде.
Отсюда они распространились в первую
очередь по академическому сообществу,
не включая внутренние сети больших электронных
корпораций. Университетское происхождение
сети было и остается решающим для развития
и распространения электронной коммуникации
по всему миру. Среди студентов и преподавателей
университетов крупномасштабное посвящение
в компьютерную систему коммуникации
в Соединенных Штатах имело место в начале
1990-х годов. Всего несколько лет спустя
аналогичный процесс развернулся в остальном
мире. В Испании в середине 1990-х годов крупнейшая
группа "интернетчиков" пришла из
мадридского университета Universidad Complutense
de Madrid и Политехнического университета
Каталонии. Похоже, что та же история повторяется
во всем мире. Университетская база важна
потому, что университеты имеют наибольший
потенциал для распространения ноу-хау
и обычаев компьютерной системы коммуникаций.
В самом деле, в противоположность социальной
изоляции, предполагаемой образом "башни
из слоновой кости", университеты оказались
главными агентами распространения социальных
инноваций, ибо поколение за поколением
молодых людей проходит через них, знакомясь
с новыми способами мышления, управления,
действия и коммуникации и привыкая к
ним. Поскольку в течение 1990-х годов компьютерная
система коммуникации охватывает университетскую
систему в международном масштабе, выпускники,
которые станут у руля компаний и учреждений
в начале XXI в., привнесут смысл и значение
(message) нового средства коммуникации в
главное русло развития общества.
Процесс формирования и распространения
Интернета и родственных сетей в последней
четверти нашего столетия сформировал
навсегда структуру нового средства коммуг
никации - в архитектуре сети, в культуре
пользователей, в фактических структурах
коммуникации. Архитектура сети останется
технологически открытой, способствуя
широкому публичному доступу и серьезно
препятствуя введению правительственных
или коммерческих ограничений, хотя, как
я покажу ниже, социальное неравенство
мощно проявится и в этой области. Эта
открытость есть следствие, с одной стороны,
первоначального проекта, построенного
отчасти по указанным выше военно-стратегическим
мотивам, а отчасти потому, что ученые,
руководившие военными исследовательскими
программами, хотели установить новую
систему, чтобы продемонстрировать как
свою технологическую изобретательность,
так и свои утопические стремления. Однако
открытость системы вытекает также из
постоянного процесса инновации и свободного
доступа, задействованного первыми хакерами
и любителями работы в сети, которые и
по сей день населяют ее тысячами.
Эти постоянные многосторонние попытки
улучшить коммуникабельность сети есть
замечательный пример того, как технологическая
продуктивность сотрудничества через
сеть приводит к обогащению самой сети.
Кроме того, открытая архитектура сети
крайне затрудняет обеспечение ее секретности
от изощренных интервентов. В январе 1995
г. Цутоми Шимомура, эксперт по безопасности
Суперкомпьютерного центра Сан-Диего,
обнаружил, что хакеры проникли в его гарантированно
защищенные файлы и перегрузили их в компьютеры
Рочестерского университета; другие защищенные
файлы в нескольких местах также подверглись
подобным атакам, что свидетельствовало
о том, что экраны безопасности в сети
Интернета бесполезны против квалифицированного
вторжения. Шимомура отомстил как профессионал.
Он начал выслеживать хакера и, используя
чисто электронные средства, несколько
недель спустя навел ФБР на жилищный комплекс,
где агенты арестовали Кевина Митника,
легендарного сетевого пирата. Однако
эта широко разрекламированная победа
только подчеркнула трудность защиты
информации в сети. Дело дошло до выбора
между закрытием Интернета в том виде,
как он есть, и поиском других коммуникационных
сетей для коммерческих интересов, требующих
защиты передаваемой информации. Поскольку
закрыть Интернет в его современной форме
будет почти невозможно (именно благодаря
гению ученых DARPA), моя гипотеза состоит
в том, что для коммерческого использования,
требующего номеров кредитных карт и банковских
счетов, медленно, но верно будут построены
отдельные сети, в то время как Интернет
будет расширяться как электронный глобальный
форум со своими небольшими, хотя и неизбежными
психологическими отклонениями.
Культура пользователей первого поколения
с ее утопическими, коммунальными, либертарианскими
подводными течениями формировала Сеть
по двум противоположным направлениям.
С одной стороны, она была склонна ограничить
доступ, предоставив его лишь меньшинству
компьютерных фанатов, единственных людей,
способных и готовых тратить время и энергию
на жизнь в киберпространстве. От этой
эпохи остался "дух пионеров", его
носители с подозрением смотрят на коммерциализацию
сети и с тревогой - на то, как реализация
мечты о всеобщей коммуникации, доступной
всем людям, приносит с собой ограничения
и несчастья человечеству, как оно есть.
Но по мере того как героика компьютерных
первопроходцев отступает под неудержимым
напором новичков, от контркультурного
происхождения сети остаются неформальность
и самостоятельность коммуникаций, идея,
гласящая, что многие помогают многим,
но каждый имеет собственный голос и ожидает
персонального ответа. Мультиперсонализация
компьютерных коммуникаций отражает в
какой-то степени ту напряженность, которая
возникла в 1960-х годах между "моей культурой"
(me culture) и коммунальными иллюзиями каждого
индивида70. На деле, как показывает успех
в мире бизнеса журнала Wired, созданного
как контркультурный рупор и сделавшегося
в середине 1990-х годов самым свежим выражением
интернетовской культуры и знаний, между
контркультурным происхождением сети
и основной массой интернетчиков 1990-х
годов больше общего, чем обычно признают
эксперты по коммуникациям.
Итак, несмотря на все попытки регулировать,
приватизировать и коммерциализировать
Интернет и входящие в нее системы, сети
компьютерных коммуникаций, как в Интернете,
так и за ее пределами, характеризуются
широчайшим распространением, многосторонней
децентрализацией и гибкостью. Рейнгольд
говорит, что они расползаются, как колонии
микроорганизмов. Конечно, они будут отражать
коммерческие интересы, внося контролирующую
логику крупных государственных и частных
организаций во всю сферу коммуникации.
Но, в отличие от СМИ в "галактике Маклюэна",
в них технологически и культурно встроены
свойства интерактивности и индивидуализации.
Однако дает ли этот потенциал новые структуры
коммуникации? Какие культурные атрибуты
возникают в процессе электронного взаимодействия?
Обратимся к исследованию скудных эмпирических
данных по этому предмету.
Интерактивное общество
Компьютерная коммуникация
- слишком недавнее явление, и круг
охваченных ею людей был ко времени
написания этой книги (1995 г.) слишком
узок, чтобы она стала объектом
строгих и достоверных
Другая тема, к которой я перейду в следующем
разделе, состоит в том, что использование
интерактивной коммуникации в мультимедиасистемах
станет, вероятно, доступным, в крайне
упрощенных версиях, для большой части
населения во многих странах. Но компьютерная
коммуникация как таковая останется принадлежностью
образованной части населения наиболее
развитых стран, насчитывающей десятки
миллионов людей, но в глобальном масштабе
остающейся элитой. Даже число пользователей
Интернета, как указывалось выше, оспаривается
опытными экспертами на том основании,
что подключение к Интернету еще не означает
фактического пользования, на одну связь
приходится менее десяти пользователей
- множитель, обычно используемый при оценках74.
И даже среди фактических пользователей
только меньшинство действительно пользуется
сетью активно. Обследование американских
пользователей BBS, опубликованное в 1993
г., показало, что только 18% из них проявляли
активность еженедельно, среднее количество
вызовов составляло 50 в неделю на одну
BBS; 38% операций были связаны с наполнением
системы (were uploads of the system) и 66% содержания
"доски" было посвящено компьютерным
делам75. Как и ожидалось, обследования
владельцев персональных компьютеров
показывают, что они материально обеспечены
выше среднего, заняты полную неделю и
одиноки, реже - на пенсии или удалились
отдел76. Большинство из них (как и среди
пользователей BBS) - мужчины. Что касается
пользователей Интернета, обследование,
проведенное на национальной выборке
в США, показало, что 67% пользователей -
мужчины и свыше половины из них принадлежат
к возрастной категории 18-34 года. Их семейный
доход -50-75 тыс. долл., среди занятий наиболее
часто отмечаются сфера образования, торговля
и инженерные профессии77. Другое обследование
(также в США, в 1995 г.) снова показало, что
65 % пользователей - зажиточные мужчины
(средний семейный доход 62 тыс. долл.), хотя
они старше, чем указано в других обследованиях
(средний возраст - 36 лет)78. Таким образом,
компьютерная коммуникация начинает свой
путь в качестве средства коммуникации
для образованного и процветающего сегмента
населения самых образованных и зажиточных
стран, чаще всего в больших, наиболее
высокоразвитых метрополисах. Ясно, что
в ближайшем будущем использование компьютерной
коммуникации расширится, особенно через
систему образования, и охватит существенную
долю населения индустриального
мира; она перестанет быть исключительно
элитным феноменом, хотя и охватит намного
меньше людей, чем СМИ. Однако тот факт,
что она распространяется последовательными
волнами, начиная с культурной элиты, означает,
что она будет формировать коммуникационные
привычки через привычки пользователей
первой волны.
Компьютерная коммуникация все больше
приобретает критическую важность в формировании
будущей культуры. Элиты, которые дали
ей форму, получат структурные преимущества
в возникающем теперь обществе. Таким
образом, хотя компьютеры поистине революционизировали
процесс коммуникации, а через него - культуру
в целом, эта революция распространяется
концентрическими кругами, начинаясь
на высоком уровне образования и богатства,
но оставаясь, вероятно, неспособной охватить
необразованные массы и бедные страны.
Однако в группе регулярных пользователей
компьютерная коммуникация, по-видимому,
благоприятствует неограниченной коммуникации,
а во внутренних сетях компаний стимулирует
участие работников нижних уровней79. Женщины
и другие угнетенные группы населения
также, по-видимому, смогут выразить себя
более открыто под защитой электронной
системы, хотя нужно помнить, что пока
женщины составляют меньшинство пользователей80.
Похоже, что символы власти, встроенные
в методы коммуникации, соответствующие
личным контактам, еще не нашли своего
языка в новой компьютерной коммуникации.
По причине исторической новизны и относительного
повышения власти традиционно подчиненных
групп, таких, как женщины, компьютерная
коммуникация дает шанс перевернуть традиционные
игры вокруг власти в коммуникационном
процессе.
Переместив фокус анализа от пользователей к
пользованию, нужно подчеркнуть, что подавляющее большинство
компьютерных коммуникаций имеет место
на работе или в связанных с работой ситуациях. Я
рассматривал в главах 3 и 4 критическую
важность компьютеров для новой формы
сетевой организации и специфических
условий труда людей, работающих в сетях.
В контексте анализа культурных воздействий
нужно рассмотреть символический изоморфизм
в процессах труда, домашней работы и развлечений
в новой структуре коммуникаций. Является
ли отношение к компьютеру достаточно
специфичным, чтобы связать работу, дом
и развлечения в одной системе обработки
символов? Или, напротив, контекст определяет
восприятие и использование средства?
Мы не имеем серьезных исследований этой
проблемы, но некоторые предварительные
наблюдения Пенни Гурстейн в ее диссертации81
показывают, что хотя люди, использующие
компьютеры дома, по-видимому, довольны
своей самостоятельностью в управлении
временем и пространством, им не нравится
отсутствие четкого разграничения между
работой и досугом, семьей и бизнесом,
личностью и функцией. В качестве гипотезы,
которую стоит держать в памяти, скажем,
что слияние разных областей опыта в одном
и том же средстве несколько затуманивает
институциональное разграничение этих
областей и смешивает коды поведения.
Кроме выполнения профессиональных задач,
компьютерная коммуникация уже охватывает
всю сферу социальной активности. В то
время как средние потребители никогда
не любили заочные банковские операции
(пока их не заставили включиться в них
против воли), а телемагазины зависят от
грядущего расцвета виртуальной реальности
в мультимедиа, взрывное развитие персональных
коммуникаций происходит через электронную
почту, e-mail - самый частый вариант пользования
компьютерной коммуникацией за пределами
рабочего места82. На деле ее широкое распространение
заменяет не межличностную коммуникацию,
но телефонные разговоры, поскольку автоответчики
и магнитофонные голоса в сфере услуг
воздвигли коммуникационный барьер, делающий
e-mail наилучшей альтернативой непосредственному
общению в избранное время. Компьютерный
секс - другая крупная область использования
компьютерных коммуникаций, и она быстро
расширяется. Хотя имеется быстро растущий
коммерческий рынок компьютеризованной
сексуальной стимуляции, все более связанной
с технологией виртуальной реальности83,
компьютерный секс состоит по большей
части из разговоров либо по специализированным
"доскам объявлений", либо когда люди
спонтанно отвлекаются от обычных разговоров.
Интерактивная мощь новых сетей сделала
это занятие более популярным в Калифорнии
1990-х годов, чем во французском Minitel 1980-x84.
Боясь заражения и агрессивности при личном
общении, люди ищут альтернативы для выражения
своей сексуальности, и в нашей культуре
символическая сверхстимуляция в компьютерной
коммуникации безусловно открывает дорогу
сексуальным фантазиям, особенно поскольку
взаимодействие невизуально и идентичность
участника можно скрыть.
Политика -также растущая сфера использования
компьютерной коммуникации85. С одной стороны,
электронная почта используется для массового
распространения направленной политической
пропаганды с возможностью взаимообщения.
Христианские фунда-менталисты и "Американская
милиция" в США, сапатисты в Мексике
являются пионерами новой политической
технологии86. С другой стороны, демократия
на местах обогащается через эксперименты
в области электронного участия граждан
в политической жизни, как, например, в
программе PEN, организованной городом
Санта-Моника в Калифорнии 87. В этой программе
граждане обсуждают местные проблемы
и сообщают о своих чувствах и мнениях
муниципалитету. Яростные дебаты вокруг
проблемы бездомности (с электронным участием
самих бездомных) стали одним из наиболее известных
результатов данного эксперимента в начале
1990-х годов.
За обычным социальным взаимообщением
и инструментальным использованием ком-пьюерной
коммуникации исследователи обнаружили
феномен формирования виртуальных сообществ.
В соответствии с аргументами Рейнгольда88
под ними обычно понимается самоорганизующаяся
электронная сеть интерактивных коммуникаций,
объединенная вокруг общих интересов
или целей, хотя иногда коммуникация становится
самоцелью. Такие сообщества могут быть
относительно формализованы, как в случае
конференций или системы "досок объявлений",
либо спонтанно формироваться социальными
сетями, которые подключаются к компьютерной
сети, чтобы посылать и получать сообщения
в избранной структуре времени (в отложенном
или в реальном времени). В середине 1990-х
годов в мире существовали десятки тысяч
таких сообществ. Большинство из них базировалось
в США, все чаще, однако, выходя на глобальный
уровень. Еще неясно, как много социального
общения действительно имеет место в таких
электронных сетях и каковы культурные
эффекты такой формы общения. Однако одну
черту нужно отметить: такие сети, с точки
зрения участников, эфемерны. В то время
как данная конференция или "доска объявлений"
вокруг ядра преданных делу любителей
может жить долго, большинство вкладов
во взаимодействие являются спорадическими,
большинство людей входят в сети и выходят
из них, когда их интересы меняются или
ожидания остаются неосуществленными.
Я выдвинул бы гипотезу, что в таких виртуальных
сообществах "живут" две очень разные
популяции: малое меньшинство жителей
электронной деревни, "первопоселенцев
электронного пограничья"89, и бродячая
толпа, для которой случайные вылазки
в различные сети равносильны исследованию
нескольких, хотя и эфемерных, существований90.
Насколько специфичен язык компьютерной
коммуникации как нового средства? Для
некоторых аналитиков компьютерная коммуникация,
особенно e-mail, представляет собой реванш
письменности, возвращение к типографскому
мышлению и восстановление конструируемого
рационального дискурса. Для других, напротив,
неформальность, спонтанность и анонимность
нового средства стимулируют новую форму
"оральности", устной речи, выраженной
электронным текстом91. Если мы можем считать
неформальное, неконструируемое написание
текстов при общении в реальном времени
аналогом телефонного разговора (письменного
телефона...), может быть, можно предсказать
появление нового средства, объединяющего
формы коммуникации, разведенные ранее
по различным областям человеческого
мышления.
В целом, оценивая социальные и культурные
воздействия компьютерной коммуникации,
мы должны держать в памяти массив социальных
исследований, касающихся социального
использования технологий. Так, мастерская
работа Клода Фишера о социальной истории
телефона в Америке до 1940 г. показывает
высокую социальную эластичность любой
данной технологии92. Общины Северной Калифорнии,
которые он изучал, приняли телефон, чтобы
обогатить существующие сети социальных
коммуникаций и укрепить свои глубоко
укорененные социальные привычки. Телефон
адаптировали, а не просто принимали. Люди
формируют технологию, чтобы она соответствовала
их собственным нуждам, как я показывал
выше в отношении персонального и контекстуального
восприятия телевизионных сообщений аудиторией.
На это же ясно указывает массовое приятие
Minitel французами для выражения своих сексуальных
фантазий. Электронная система общения
многих со многими, представленная компьютерной
коммуникацией, использовалась различными
путями и для разных целей, во всем диапазоне
социальных и контекстуальных вариаций
среди пользователей. Общим для компьютерных
средств коммуникации является то, что,
согласно немногочисленным в настоящее
время исследованиям предмета, они не
заменяют другие средства коммуникации
и не создают новые сети, а укрепляют уже
существующие социальные структуры. Они
дополняют телефонные и транспортные
коммуникации, расширяют охват социальных
сетей, позволяя им взаимодействовать
более активно и в самостоятельно избранное
время. Поскольку доступ к компьютерной
коммуникации культурно и экономически
ограничен и останется таковым на долгое
время, ее самым важным культурным воздействием
потенциально может оказаться укрепление
культурно доминирующих социальных сетей
и рост их космополитизма и глобализации.
Дело не в том, что компьютерная коммуникация
более космополитична сама по себе; как
показал Фишер, ранние телефонные сети
благоприятствовали местной, а не междугородной
связи. В некоторых виртуальных сообществах,
например в SFNET в районе залива Сан-Франциско,
большинство постоянных участников - местные
жители, и некоторые из них периодически
устраивают праздничные вечеринки, чтобы
подкрепить электронную дружбу93. Однако
электронные сети в целом скорее усиливают
космополитизм новых профессиональных
и менеджерских групп, символически живущих
в глобальных рамках, в отличие от большинства
населения любой страны. Таким образом,
компьютерная коммуникация может стать
мощным средством укрепления социальной
сплоченности космополитической элиты,
обеспечивая материальную поддержку глобальной
культуры -от электронного адреса (как
элемента шика) до быстрой циркуляции
модных сообщений.
Напротив, для большинства населения всех
стран за пределами рабочего места использование
компьютерной коммуникации будет все
больше переплетено с новым миром коммуникаций,
связанным с возникновением мультимедиа.
Великое слияние: мультимедиа как символическая среда
Во второй половине 1990-х
годов из слияния глобализованных
и ориентированных на индивидуальные
заказы СМИ и компьютерной коммуникации
начала формироваться новая электронная
коммуникационная система. Как отмечалось
выше, новая система характеризуется интеграцией
различных средств и своим интерактивным
потенциалом. Мультимедиа (как поспешно
назвали новую систему) распространяет
область электронных коммуникаций на
все сферы жизни - от дома до работы, от
школ до больниц, от развлечений до путешествий.
К середине 1990-х годов правительства и
компании всего мира включились в бешеную
гонку, чтобы занять позиции в формировании
новой системы, которая рассматривалась
как орудие власти, потенциальный источник
гигантских прибылей и символ суперсовременности.
В США вице-президент страны Альберт Гор
инициировал программу "Национальная
информационная инфраструктура" с целью
сохранения американского лидерства в
XXI в.94. В Японии Телекоммуникационный
совет предложил необходимые "реформы,
создающие интеллектуально творческое
общество двадцать первого столетия";
Министерству почт и телекоммуникаций
поручено разработать стратегию создания
системы мультимедиа в Японии с целью
преодолеть отставание страны от Соединенных
Штатов95. Во Франции в составленном по
поручению премьер-министра докладе 1994
г. указывалось, что опирающаяся на опыт
использования Minitel и передовые французские
технологии разработка следующей стадии
мультимедиа, с упором на меньшую зависимость
их содержания от Голливуда, дала бы Франции
потенциальные преимущества96. Европейские
технологические программы, особенно
Esprit и Eureka, расширяют усилия по разработке
европейского стандарта телевидения с
высокой разрешающей способностью, а также
телекоммуникационных протоколов, способных
интегрировать различные телекоммуникационные
системы, невзирая на государственные
границы97. В феврале 1995 г. в Брюсселе было
созвано специальное совещание "большой
семерки", посвященное проблемам перехода
к информационному обществу. И в начале
1995 г. новый президент Бразилии, известный
социолог Фернандо Энрике Кардозу решил,
что одной из ключевых мер его новой администрации
будет реконструкция бразильской коммуникационной
системы с целью подключить ее к "глобальному
суперхайвею".
Однако новую мультимедиасистему формирует
бизнес, а не правительства98. В самом деле,
масштаб инвестиций в инфраструктуру
не позволяет любому правительству действовать
самостоятельно: только для Соединенных
Штатов стоимость пускового этапа "информационного
суперхайвея" оценивается в 400 млрд.
долл. Частные компании по всему миру готовятся
войти на рынок, который может стать в
начале XXI в. эквивалентом комплекса "автомобиль-горючее-резина-
Контроль над первыми стадиями развития
мультимедиасистем со стороны бизнеса
будет еще долго оказывать влияние на
характеристики новой электронной культуры.
При всех разговорах о потенциале новых
коммуникационных технологий в области
образования, здравоохранения, в обогащении
культуры доминирующая стратегия направлена
на разработку гигантской электронной
системы развлечений, которая с точки
зрения бизнеса обещает наибольшую безопасность
инвестиций. И в самом деле, в стране первооткрывателей
- в Соединенных Штатах индустрия развлечений
во всех ее формах была в середине 1990-х
годов наиболее стремительно растущей
отраслью: покупатели тратили свыше 350
млрд. долл. в год, а занятость достигла
5 млн. человек, возрастая на 12% ежегодно103.
В Японии национальное обследование рынка
в 1992 г., посвященное распределению программного
обеспечения для мультимедиа по продуктовым
категориям, показало, что на развлечения
приходилось 85,7% объема продаж, тогда как
на образование -только 5% 104. Таким образом,
пока правительства и футурологи говорят
об оборудовании классных комнат, о хирургических
операциях на расстоянии, о телевизионных
справках в Encyclopaedia Britannica, фактическое
строительство новой системы сосредоточено,
по большей части, на "видео по заказу"
и тематических парках (theme parks) виртуальной
реальности. Ввиду аналитического духа
этой книги я не противопоставляю благородные
цели новых технологий их посредственному
воплощению. Я просто указываю, что их
фактическое использование на ранних
стадиях развития новой системы будет
в значительной степени формировать применение,
восприятие и, в конечном счете, социальные
последствия мультимедиа.
Однако процесс формирования пойдет, вероятно,
медленнее и противоречивее, чем ожидалось.
В 1994 г. в ряде регионов было проведено
несколько экспериментов с интерактивными
мультимедиасистемами: в "городе науки"
Кансаи в Японии; в Европе (координированная
программа восьми европейских телекоммуникационных
сетей для проверки Asymmetrical Digital Subscriber Loop
(ADSL)105; и в нескольких районах Соединенных
Штатов, от Орландо до Вермонта и от Бруклина
до Денвера106. Результаты не соответствовали
ожиданиям. Остаются нерешенными многие
технологические проблемы, особенно способность
системы программного обеспечения сделать
возможным взаимодействие в очень больших
масштабах, для тысяч домов и сотен источников
коммуникации. В то время как фирмы, выпускающие
"видео по заказу", рекламируют свои
неограниченные возможности, технологическая
способность выполнять заказы ушла ненамного
дальше диапазона возможностей выбора,
предлагаемого существующими кабельными
и спутниковыми системами или серверами
on-line типа Minitel. Хотя адекватная технология,
несомненно, будет разработана, инвестиции,
необходимые для ускорения ее развития,
зависят от наличия массового рынка, который
не сможет материализоваться, пока адекватная
технология не станет доступной. Проблема
здесь опять-таки не в том, будет ли развиваться
мультимедиасистема (конечно, будет), но
в том, когда, как и при каких условиях
в различных странах пойдет это развитие,
ибо культурное значение системы будет
глубоко модифицировано сроками и формой
технологической траектории.
Кроме того, ожидания неограниченного
спроса на развлечения кажутся преувеличенными
и на них сильно повлияла идеология "общества
досуга". Хотя расходы на развлечения
кажутся устойчивыми по отношению к экономическим
спадам, плата за полный спектр возможностей,
предлагаемых on-line, явно превышает ожидаемое
в ближайшем будущем повышение семейных
доходов. Время также представляет собой
ограниченный ресурс. Есть указания, что
в Соединенных Штатах время, посвященное
досугу, сократилось с 1973 по 1994 г. на 37%.
В дополнение к этому, время, проведенное
перед экраном, во второй половине 1980-х
годов снизилось: с 1985 по 1990 г. время, посвященное
чтению, телевидению и кино, сократилось
на 45 ч в год; время, проведенное перед
телевизором, - на 4%; время, потраченное
на сетевое ТВ, - на 20% 107. Хотя это сокращение,
кажется, связано скорее с ростом рабочего
времени (семьи, где работают оба супруга),
чем с недостатком интереса, мультимедиабизнес
делает ставку на другую интерпретацию:
недостаток достаточно привлекательного
содержания программ. И действительно,
многие эксперты отрасли считают, что
реальное узкое место в расширении мультимедиа
в том, что содержание не успевает за технологической
трансформацией системы: сообщение отстает
от средства108. Стремительное расширение
вещательных мощностей вкупе с интерактивным
выбором не реализует полностью свой потенциал,
если не будет реального выбора содержания:
доступность on-line 50 "разных, но одинаковых"
фильмов с сексом и насилием не оправдывает
стремительного расширения возможностей
вещания. Вот почему приобретение голливудских
студий, кинокомпаний и телевизионных
документальных архивов - абсолютная необходимость
для любого глобального консорциума в
сфере мультимедиа. Творцы-предприниматели,
как Стивен Спилберг, кажется, поняли,
что в новой системе благодаря потенциальному
разнообразию содержания сообщение есть
сообщение: именно способность отличать
вашу продукцию дает наибольший конкурентный
потенциал. Таким образом, любой конгломерат,
обладающий достаточными финансовыми
ресурсами, мог бы иметь доступ к технологии
мультимедиа и в контексте растущего дерегулирования
- доступ на почти любой рынок. Но любой,
кто контролирует новые фильмы с Хэмфри
Богартом, или может создать электронную
Мэрилин Монро, или новый "Парк Юрского
периода", сможет получить для остро
необходимого товара любую коммуникационную
поддержку.
Однако вовсе не факт, что даже при наличии
времени и ресурсов люди хотят получать
все больше развлечений во все более изощренных
формах - от садистских видеоигр до бесконечных
спортивных матчей. Хотя данных по этой
проблеме немного, некоторые из них указывают
на более сложную структуру спроса. Одно
из наиболее полных обследований, проведенное
в 1994 г. Чарльзом Пиллером на национальной
выборке из 600 взрослых в Соединенных Штатах109,
показало намного более глубокий интерес
к использованию мультимедиа для доступа
к информации, политической деятельности
и образованию, чем к добавлению фильмов
и телепередач к своему диапазону выбора.
Только 28 % опрошенных считают "видео
по заказу" крайне желательными, причем
недостаток интереса к развлечениям был
особенно силен среди пользователей Интернета.
В то же время высоко ценились политические
применения: 57% хотели бы участвовать в
электронных муниципальных собраниях;
46% - использовать электронную почту для
писем своим представителям в законодательных
органах, около 50% - для возможности электронного
голосования. Высокий спрос на дополнительные
услуги наблюдался в следующих областях:
образование и практическое обучение,
интерактивные сообщения о работе местных
школ, доступ к справочным материалам,
доступ к информации о государственных
услугах. Респонденты были готовы поддержать
свои мнения из собственного кармана:
34% были готовы платить дополнительно
10 долл. в месяц за обучение на расстоянии,
тогда как только 19% были готовы платить
такую сумму за расширение выбора развлечений.
Эксперименты, проведенные фирмами мультимедиа
в области видео по заказу на местных рынках,
также показали, что люди не готовы существенно
увеличить свою дозу развлечений. Так,
18-месячный эксперимент, проведенный US
West/ATT video в Литтлтоне, Колорадо, в 1993-1994
гг, показал, что семьи действительно переключились
со стандартных видеофильмов на "видео
по заказу", но число видеофильмов, которые
они смотрят, не выросло, оставаясь на
уровне 2,5 фильма в месяц по цене 3 долл.
за фильм110.
В сочетании с крупномасштабным успехом
Minitel во Франции, предлагающей скорее услуги,
чем развлечения, и с быстрым распространением
личных коммуникаций в Интернете, наблюдения,
кажется, предполагают, что производимые
в массовом порядке диверсифицированные
развлечения по заказу могут и не оказаться
очевидным выбором пользователей мультимедиа,
хотя ясно, что стратегический выбор фирм,
формирующих данную область, именно таков.
В результате может возникнуть напряженность
между инфоразвлечениями, где правит идеология
маркетинговых "мыслительных бункеров",
воображающих, что знают, чего люди хотят,
и потребностью в персональной коммуникации
и обогащении информации, с огромной решимостью
утверждающей себя в компьютерных коммуникационных
сетях. Может оказаться также, что эта
напряженность будет ослаблена через
социальную стратификацию различных видов
мультимедиа: критически важная тема,
к которой я еще вернусь.
По причине новизны мультимедиа трудно
оценить их значение для культуры общества
-можно разве только признать, что надвигаются
действительно фундаментальные изменения.
Тем не менее рассеянные эмпирические
свидетельства и информированный комментарий
по поводу различных компонентов новой
коммуникационной системы дают основу
для некоторых гипотез о возникающих социальных
и культурных тенденциях. Так, "сканирующий"
доклад Европейского фонда улучшения
жилищных условий и условий труда подчеркивает
две критически важные особенности нового
стиля жизни: ее "домо-центризм" и
ее индивидуализм111. С одной стороны, обогащение
европейских домов электронным оборудованием
повысило комфорт и увеличило самообеспеченность,
позволяя людям связываться со всем миром
из безопасного убежища в собственном
доме. Вместе с ростом размера жилых единиц
и снижением размера семей увеличилось
жилое пространство в расчете на одного
человека, делая дом уютнее. И действительно,
время, проводимое дома, в начале 1990-х годов
возрастало. С другой стороны, новый электронный
дом и портативные коммуникационные устройства
увеличили шансы отдельных членов семьи
организовать свое собственное время
и досуг. Например, микроволновые печи,
обеспечивающие индивидуальное потребление
заранее приготовленных блюд, сократили
частоту семейных обедов. Индивидуальные
обеденные наборы "у телевизора"
представляют растущий рынок. Портативные
видео- и аудиоплейеры, которыми можно
пользоваться "на ходу", вместе с
падением цен на телевизоры, радиоприемники
и CD-плейеры, позволяют множеству людей
индивидуально включаться в избранные
аудиовизуальные миры. Уход за детьми
в семье также трансформирован электроникой:
за детьми присматривают на расстоянии,
через электронный контроль; исследования
показывают рост использования ТВ в качестве
няньки, в то время как родители заняты
домашней работой. Пожилые люди, живущие
одиноко, получили систему сигнализации
на случай чрезвычайных ситуаций. И все
же некоторые социальные черты, кажется,
уцелели в технологической революции:
разделение домашней работы между мужчинами
и женщинами (или, скорее, его отсутствие)
не затронуто электронными устройствами;
использование видео и пультов дистанционного
управления им отражает иерархию членов
семьи; использование электронных устройств
дифференцировано по возрастным и половым
критериям: мужчины чаще используют компьютер,
женщины - бытовые электроприборы и телематические
(telematic) услуги, а дети одержимы видеоиграми.
Новые электронные средства не отделяются
от традиционных культур - они их абсорбируют.
Примером является японское изобретение караоке, в 1990-х
годах быстро распространившееся по всей
Азии, которое, вероятно, в ближайшем будущем
проникнет и в остальной мир. В 1991 г. караоке в Японии
охватили 100% курортных отелей и около
90% баров и клубов. К этому нужно добавить
взрывное распространение специализированных
заловкараоке - от менее
2000 в 1989 г. до более 107000 в 1992 г. В 1992 г. вкараоке участвовали
около 52% японцев, в том числе 79% всех девушек
подросткового возраста112. На первый взгляд караоке расширяет
и укрепляет традиционную привычку петь
вместе в барах, привычку, столь же популярную
в Японии, как она была (и есть) в Испании
или в Соединенном Королевстве. Таким
образом, она минует мир электронных коммуникаций.
Однако на деле она интегрирует эту привычку
в программированной машине, певец следует
за музыкальными ритмами и репертуаром,
повторяя слова, которые появляются на
экране. Успех в соревновании с приятелями
в достижении наилучшей оценки зависит
от награды, которую машина дает любому,
кто наилучшим образом следует ее темпу.
Машина караоке не музыкальный
инструмент: певец поглощается машиной,
чтобы дополнить ее звуки и образы. Когда
в зале караоке мы становимся
частью музыкального гипертекста, мы физически
входим в мультимедиасистему и отделяем
наше пение от пения наших друзей, ожидающих
очереди заменить беспорядочный хор традиционного
кабацкого пения на линейную последовательность
отдельных исполнений.
В целом в Европе, так же как в Америке
или в Азии, мультимедиа, по-видимому, поддерживают,
даже на ранней стадии своего развития,
социальную/культурную структуру, характеризующуюся
следующими чертами: во-первых, широкой социальной
и культурной дифференциацией,ведущей
к сегментации пользователей/зрителей,
читателей/слушателей. Сообщения не только
сегментированы по рынкам, следуя стратегиям
отправителей, но также все больше диверсифицируются
пользователями, захватывающими сообразно
своим интересам преимущества интерактивных
возможностей. Как выражаются некоторые
эксперты, в новой системе"лучшее время
- это мое время"113. Формирование
виртуальных сообществ есть только одно
из проявлений такой дифференциации; во-вторых,ростом социальной
стратификации среди пользователей. Выбор
мультимедиа будет ограничен не только
людьми, имеющими время и деньги для доступа,
и странами с достаточным рыночным потенциалом;
решающими в использовании взаимодействия
для блага каждого пользователя будут
культурные/образовательные различия.
Информация о том, куда смотреть, и знание
о том, как использовать сообщение, будут
существенны для подлинного восприятия
системы, отличной от стандартно настроенных
СМИ. Таким образом, мир мультимедиа будет
населен двумя различными популяциями:взаимодействующей
и включенной во взаимодействие, т.
е. теми, кто способен выбирать свои мультинаправленные
цепи коммуникации, и теми, кого будут
снабжать ограниченным количеством заранее
"упакованных" вариантов выбора.
И ответ на вопрос "кто есть кто" будет
определяться главным образом классом,
расой, полом и страной. Унифицирующая
культурная власть массового телевидения
(от которой в прошлом уклонялась только
маленькая культурная элита) заменяется
теперь социально стратифицированной
дифференциацией, ведущей к сосуществованию
культуры настроенных СМИ и интерактивной
электронной коммуникационной сети общин,
которые сами выбирают себя на эти роли;
в-третьих, коммуникация всех видов сообщений
в одной и той же системе, даже если система
интерактивна и селективна (в сущности,
именно благодаря этому), индуцирует интеграцию всех
видов сообщений в общей когнитивной структуре. Прием
аудиовизуальных новостей, образовательных
передач и шоу на одном и том же средстве
- это еще один шаг к смешению содержания,
которое уже имеет место в массовом телевидении.
С точки зрения средства различные виды
коммуникации склонны заимствовать принципы
друг у друга: интерактивные образовательные
программы выглядят как видеоигры; выпуски
новостей строятся как аудиовизуальные
шоу; судебные процессы транслируются
как "мыльные оперы"; поп-музыка пишется
для МТУ; спортивные игры ставятся хореографами
для зрителей, находящихся на расстоянии,
так, что передачи становятся все менее
и менее различимыми от фильмов в стиле action; и т. д. С точки
зрения пользователя (и как отправителя,
и как получателя в интерактивной системе),
выбор разных сообщений в одной и той же
коммуникационной форме при легком переключении
с одного на другое сокращает ментальное
расстояние между различными источниками
когнитивной и сенсорной включенности.
Проблема не в том, что средство есть сообщение:
сообщения есть сообщения. И поскольку
они сохраняют свои отличительные черты
как сообщения, в то же время будучи смешаны
в символическом коммуникационном процессе,
их коды сливаются в этом процессе, создавая
многоликий символический контекст, возникающий
из случайной смеси различных значений.
Наконец, быть может, самая важная черта
мультимедиа состоит в том, что они охватывают
в своей сфере большинство видов культурного
выражения во всем их разнообразии. Их
пришествие равносильно концу разделения,
даже различия между аудио-визуальными
средствами и печатными средствами массовой
информации, общедоступной и высокой культурой,
развлечениями и информацией, образованием
и пропагандой. Все проявления культуры,
от худших до лучших, от самых элитных
до самых популярных, соединяются в этой
цифровой вселенной, которая связывает
в гигантском историческом супертексте
прошлые, настоящие и будущие проявления
коммуникативной мысли. Делая это, они
строят новую символическую среду. Они
делают виртуальность нашей реальностью.
Заключение
Культуры созданы из коммуникационных
процессов. А все формы коммуникации,
как учили нас много лет
назад Ролан Барт и Жан Бодрийяр,
основаны на производстве и потреблении
знаков114. Таким образом, не существует
разделения между реальностью и символическим
отображением. Во всех обществах человечество
существовало в символической среде и
действовало через нее. Поэтому исторически
специфичным в новой коммуникационной
системе, организованной вокруг электронной
интеграции всех видов коммуникации, от
типографского до мультисенсорного, является
не формирование виртуальной реальности,
а строительство реальной виртуальности.
Я объясню это с помощью толкового словаря."Виртуальный -
существующий на практике, хотя не строго
в данной форме или под данным именем"
и "реальный -
фактически существующий"115. Таким образом,
реальность, так, как она переживается,
всегда была виртуальной - она переживалась
через символы, которые всегда наделяют
практику некоторым значением, отклоняющимся
от их строгого семантического определения.
Именно эта способность всех форм языка
кодировать двусмысленность и приоткрывать
разнообразие интерпретаций и отличает
культурные выражения от формального/логического/
Что же представляет собой тогда коммуникационная
система, которая в противоположность
историческому опыту прошлого создает реальную виртуальность? Это -система, в которой
сама реальность (т. е. материальное/символическое
существование людей) полностью схвачена,
полностью погружена в виртуальные образы,
в выдуманный мир, мир, в котором внешние
отображения находятся не просто на экране,
через который передается опыт, но сами
становятся опытом.Все сообщения всех
видов заключены в средстве, ибо средство
стало настолько всеобъемлющим, настолько
разнообразным, настолько послушным, что
абсорбирует в одном и том же мультимедиатексте
целостность человеческого опыта, как
в той уникальной точке вселенной, что
Хорхе Луис Борхес назвал "Алеф".
Позвольте мне привести пример.
В американской президентской кампании
1992 г. тогдашний вице-президент Дэн Квэйл
хотел занять позицию защиты традиционных
семейных ценностей. Вооружившись своими
моральными убеждениями, он инициировал
необычную дискуссию с Мерфи Браун. Мерфи
Браун, которую играла прекрасная актриса
Кэндис Берген, была главной героиней
популярной телевизионной "мыльной
оперы" и олицетворяла ценности и проблемы
женщины нового типа: одинокой работающей
специалистки со своими собственными
критериями поведения в жизни. Во время
президентской кампании Мерфи Браун (не
Кэндис Берген) решила завести внебрачного
ребенка. Вице-президент Квэйл поспешил
осудить ее поведение, как неподобающее,
вызвав бурю возмущения, особенно среди
работающих женщин. Мерфи Браун (не просто
Кэндис Берген) ему отплатила: в следующем
эпизоде она появилась перед телевизором,
наблюдая телевизионное интервью, в котором
вице-президент Квэйл критиковал ее, и
высказалась, резко осуждая вмешательство
политиков в личную жизнь женщин и защищая
свое право на новую мораль. Вследствие
этого сериал "Мерфи Браун" расширил
свою аудиторию, а устаревший консерватизм
Дэна Квэйла способствовал поражению
президента Буша на выборах. Оба события
были реальными и в некоторой степени
социально важными. Однако новый текст
реального и выдуманного составлялся
через диалог. Непрошенное вмешательство
выдуманного мира Мерфи Браун в реальную
президентскую кампанию вызвало в умах
зрителей превращение Квэйла (или, скорее,
его реального телевизионного имиджа)
в персонаж из выдуманной жизни Мерфи
Браун: супертекст был сделан путем смешивания
в одном и том же дискурсе страстно утверждаемых
сообщений, исходящих из обоих уровней
опыта. В этом случае виртуальность (означающая,
что Мерфи Браун была на практике тем,
чем были многие женщины, хотя никто из
них не выступал под этим именем) стала
реальной в том смысле, что она практически
оказала значительное влияние на процесс
выборов наиболее могущественного политика
на земле. Разумеется, пример этот крайний
и необычный, но я верю, что он иллюстрирует
мой анализ, снижая неясность его абстрактности.
В надежде, что это так, позвольте мне кое-что
уточнить.
Что характеризует новую систему коммуникаций,
основанную на цифровой, сетевой интеграции
множества видов коммуникации, - это ее
включение и охват ею всех проявлений
культуры. Благодаря ее существованию,
все виды сообщений в обществе нового
типа работают в бинарном режиме: присутствие
или отсутствие в коммуникационной мультимедиасистеме.
Только присутствие в этой интегрированной
системе позволяет передать и социализовать
сообщение. Все прочие сообщения сведены
к индивидуальному воображению или ко
все более маргинализующимся субкультурам,
где господствуют личные контакты. С точки
зрения общества, коммуникация на
электронной основе (типографская, аудиовизуальная
или компьютерная) и естькоммуникация. Однако
из этого не следует, что идет процесс
гомогенизации проявлений культуры и
полное господство над кодами со стороны
нескольких отправителей, занимающих
центральное положение. Именно из-за диверсифицированности,
мультимодальности и неустойчивости новой
ком муникационной системы она способна
охватывать и интегрировать все формы
выражения, так же как и разнообразие интересов,
ценностей и воображения, включая и выражение
социальных конфликтов. Но цена включения
в систему - это адаптация к ее логике,
к ее языку, к ее точкам входа, к ее кодированию
и декодированию. Вот почему для различных
видов социальных эффектов критически
важно, чтобы развивалась многоузловая,
горизонтальная сеть коммуникаций типа
Интернета вместо мультимедиасистемы
с центральной диспетчерской, как в конфигурации
"видео по заказу". Возведение барьеров
на пути входа в эту коммуникационную
систему и создание паролей для циркуляции
и распространения сообщений через систему
есть решающие события культурной борьбы
за новое общество, результаты которой
предопределят судьбу символически опосредованных
конфликтов, которые разразятся в новой
исторической среде. Ктовзаимодействует и
кто включен во взаимодействие в
новой системе, используя терминологию,
значение которой я предложил выше, и определит
в основном систему господства и процессы
освобождения в информациональном обществе.
Включение большинства культурных выражений
в интегрированную коммуникационную систему,
коренящуюся в цифровом электронном производстве,
распределении и обмене сигналов, имеет
важные последствия для социальных форм
и процессов. С одной стороны, оно значительно
ослабляет символическую власть традиционных
отправителей сообщений, внешних по отношению
к системе; власть, передаваемую через
исторически закодированные социальные
привычки: религию, мораль, авторитет,
традиционные ценности, политическую
идеологию. Они не то чтобы исчезают, но
слабеют, если не кодируют себя вновь в
новой системе, где их власть умножается
электронной материализацией духовно
передаваемых привычек: электронные проповеди
и интерактивные фундаменталистские сети
есть более эффективная, более "въедливая"
форма индоктри-нации в наших обществах,
чем воздействие отдаленного харизматического
авторитета при личных контактах. Однако,
допустив земное сосуществование трансцендентальных
проповедей, порнографии по заказу, "мыльных
опер" и чат-линий, высшие духовные власти
еще завоевывают души, но теряют свой общечеловеческий
статус. За этим следует конечный этап
секуляризации общества, даже если он
иногда принимает парадоксальную форму
видимого потребления религии под любыми
вероисповедными и торговыми марками.
Общества окончательно и воистину разочарованы,
поскольку все чудеса -online, и их можно соединять
в самостоятельно построенные образные
миры.
С другой стороны, новая коммуникационная
система радикально трансформирует пространство
и время, фундаментальные измерения человеческой
жизни. Местности лишаются своего культурного,
исторического, географического значения
и реинтегри-руются в функциональные сети
или в образные коллажи, вызывая к жизни
пространство потоков, заменяющее пространство
мест. Время стирается в новой коммуникационной
системе: прошлое, настоящее и будущее
можно программировать так, чтобы они
взаимодействовали друг с другом в одном
и том же сообщении. Материальный фундамент
новой культуры есть пространство потоков
и вневременное время. Эта культура
перекрывает и включает разнообразие
передававшихся в истории систем отображения;
это культура реальной виртуальности,
где выдуманный мир есть выдумка в процессе
своего создания.
Список литературы
1.Волков, Ю.Г., Мостовая, Н.Г. Социология[Текст]: Учебник для вузов/Под ред. В.И.Добренькова/Ю.Г.Волков, Н.Г.Мостовая .-М.: Гардарики, 2007.
2. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология в 3 т.Т.1: Методология и история [Текст]/ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Левада, Ю. Лекции по социологии [Текст]/ Ю.Левада..-М.: Просвещение, 1989.
4.Бачинин, С.А. Социология [Текст]:
Учебник для вузов/ С.А.
5.Социология [Текст]:Учеб. пособие для вузов по спец.020300 ‘’Социология’’/Под ред А.Ю.Мягкова.-М.:Флинта, 2007.
6.Павленок П.Д. Социология [Текст]:Учебник для экон. и гуманит. спец./П.Д.Павленок и др.-2-е изд., перераб.и доп.-М.:Изд.-книготорг.центр ‘’Маркетинг’’, 2006.
7.Лавриненко В.Н. Социология [Текст]:Учебник для вузов/В.Н.Лавриненко В.Н. и др.-2-е изд., перераб. и доп.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
8.Костина А. В. О тенденциях развития культуры// Знание.-2007.-№7.
9.Кастельс, М. Могущество самобытности
// Новая постиндустриальная
10.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст]/ М.Кастельс.- М.: Наука, 2006.
11.Луман, Н. Глобализация
12.Рейман, Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении [Текст]/ Л.Д.Рейман// Вопросы философии.- 2007. № 3.