Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:44, курс лекций

Краткое описание

Изучение любой науки начинается с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Определить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любой из последующих тем курса социологии.
С термином «социология» каждый из вас встречался неоднократно. В современном мире она, как говорится, у всех «на слуху». Газеты, радио, телевидение постоянно сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам.
Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим, экономическим вопросам, рейтингу политических деятелей, проблемам ценовой политики, удовлетворенности жизнью и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.doc.doc

— 822.50 Кб (Скачать файл)

Вообще, ни одно направление  современной социологии само по себе не может дать полной картины современного общества. Невозможно представить современное общество без борьбы, без конфликтов. В то же время общество немыслимо без определенной стабильности, эволюционного развития, гармоничного сочетания интересов различных социальных групп. Поэтому нужна интеграция разных социологических традиций, что и происходит в современной отечественной социологии. При этом стоит иметь в виду, что социология находится ближе всех общественных наук к реальной политике со всеми вытекающими из этого последствиями.

Социологии, в том числе  и марксистской, приходилось отстаивать свое право на существование. В СССР в середине 30-х гг. ее называли буржуазной наукой, а в Германии - социалистическими идеями. Поэтому в России социология прикрывалась историческим материализмом, в Германии - национальной экономикой. Почему так произошло? На идейно-теоретическом уровне никто против социологии не выступает, статус не подвергается сомнению, но ее научные выводы, прогнозы часто не устраивают власть предержащих. И социология оказывается своего рода маргинальной наукой, вынужденной подстраиваться под настроение тех, кто стоит у руля. Дело еще и в том, что социология достаточно дорогая наука и не может обойтись без финансовой поддержки власти. А власть пытается эту науку превратить в средство политической борьбы, своего политического господства. Такая же ситуация характерна и для средств массовой информации.

  • Можно назвать и некоторые другие теоретические подходы к исследованию общества, например:
    • биосоциология;
    • этнометодология;
    • символический интеракционизм;
    • теория обмена и др.

Особенности становления  российской социологической теории

  • Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители:
    • Г.В. Плеханов,
    • П.Л. Лавров,
    • Н.К. Михайловский,
    • В.И. Ленин,
    • Н.Я. Данилевский,
    • П.А. Сорокин.

Вероятно, особые условия  повлияли на то, что в России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина - молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг. XX века.

История русской  социологии

В XIX в. бурно начинает развиваться русская социология.

Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, (1828-1904) который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, «из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений».

Б. Чичерин подчеркивает необходимость  четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы государства, в котором закон, выражая отношение власти, вместе с тем является выражением народного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представлений о социальной справедливости.

Социологический подход к праву  и государству позволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историю управления в качестве конкретно-исторических проявлений отношений собственности, власти и личности. Идеи государственной школы имели важное значение для развития русской социологической мысли.

Переход от традиционной теории права  к новому социологическому позитивному его пониманию наметился под влиянием идей О. Конта и был реализован в трудах С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, В.И. Сергеева и др. Это означало появление ряда новых теорий права - оно понималось теперь и как социальное (С. Муромцев), и как разграничение интересов (Н. Коркунов).

Отметим, что русские социологи  критически воспринимали идеи О. Конта. Так, В.Н. Сергеевич подчеркивал спорность  положения Конта о возможности  сопоставления и сближения законов развития природы и общества. Он считал, что это положение вступает в противоречие с тезисом о свободе воли индивида. В.Н. Сергеевич отмежевался и от позиции органицистов, полагая, что применение приемов естествознания может принести определенную пользу политическим наукам, однако простой перенос законов механики, химии, физиологии в область государственных наук ничего не дает, оставаясь элементарным сопоставлением внешних сходных черт явлений.

Сергеевич разработал систему взглядов на статическое и динамическое состояние общества. Он выдвигал концепцию прогресса на позитивной основе, полагая, что главное достижение О. Конта состоит в выборке правильного метода наблюдения социальных явлений.

Развивая концепцию прогресса, Н.К. Михайловский (1842-1904) в качестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции. Сходные идеи мы находим у М.М. Ковалевского.

Формирование социологической  концепции М.М. Ковалевского происходило  под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции.

Социологическая теория М. Ковалевского (1851-1916) включает в себя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономического роста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе.

Взгляды Ковалевского взял за основу для своих размышлений П.А. Сорокин, от отдельных из них впоследствии отказался, другие развил.

П.А. Сорокин был крупнейшим социологом ХХ в. Его идеи оказали огромное влияние на всю современную социологическую науку. Главный труд П.А. Сорокина – «Система социологии». Социология, по Сорокину, представлена двумя частями: теоретической и практической.

Общее и систематическое  изложение классификации всех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ее специальных методов осуществлено русским социологом Н.И. Кареевым (1850-1931). В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менее определенные тенденции развития социальных процессов.

Создателем социологии политических партий и учения об элите  можно считать М.Я. Острогорского (1854-1921). Он первым поставил проблемы политической социологии в качестве предмета социального научного исследования, привлек для их решений большой эмпирический материал и сформулировал выводы, получившие характер парадигмы.

Общество, его структура. Социальная организация

 

Уже при определении  предмета социологии О.Контом была дана самая общая и краткая характеристика общества как особой, специфической реальности. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей всегда находился в центре внимания социологии.

Изучение человеческих обществ, социальных групп и жизнь  отдельных индивидов ведется  в нескольких направлениях:

    1. Многие науки рассматривают человека как особый биологический вид и особенности его существования. В том плане « природный подход» мало отличает его от животных.
    2. Удовлетворение материальных потребностей, развитый обмен продуктами позволяет видеть в человеке существо «экономическое». В ходе преобразующей деятельности люди объединяются на основе производственных отношений, пытаясь стать независимыми от силы природы.
    3. В изучении общества выделяется и чисто социальная особенность человека. Здесь предметом исследования выступают все человеческие знания, умения, навыки, нормы взаимоотношений между людьми, социальные институты и системы контроля за распределением материальных благ. Речь здесь идет уже об изучении человеческой культуры.

Прежде, чем ответить на вопрос «что такое общество?», необходимо разграничить понятия: «природа» и «общество», выяснить отношение между ними.

Мы часто говорим, что  человек, общество – часть природы. И в то же время не менее часто  и уверенно различаем, а иногда и  противопоставляем эти понятия. Нет ли здесь противоречий? Наверное, нет, если учесть, в каком конкретном аспекте мы рассматриваем эту проблему.

Первый случай: «природа»  употребляется в широком смысле, выражающем природное единство всего  мира. Тезис: «общество – часть природы» отражает тот факт, что человек, а, следовательно, и общество, происходят от природы: человек – биологическое существо, имеющее много общего с другими живыми существами, он тесно взаимосвязан и взаимодействует с живой и неживой природой. Он не может функционировать в отрыве от нее.

Второй случай: «природа»  используется в более узком смысле, как часть, а не весь реальный мир, как внешняя (природно – географическая) среда по отношению к человеку, обществу. В этом случае подчеркивается, что человек – это не только биологическое существо, а качественно новое явление с присущими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимоотношений людей.

Из сказанного можно  сделать вывод о том, что нельзя ни отожествлять понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, которые в человеческом знании соответствуют двум областям: естествознанию и обществознанию.

Все это имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Исторический опыт учит, что всякие попытки строить социально-экономические  проекты без учета и тем  более вопреки естественным, природным  потребностям личности и общества, заканчивались неудачей.

С другой стороны, попытки  строить политику на основе признания  решающей роли биологического в жизни  человека, попытки механического  перенесения на общество законов  природы приводили к реакционным  выводам и негативным последствиям на практике.

 

Общество, что это такое?

 

При самом общем взгляде  – это совокупность, объединение  людей. Что это означает?

Во-первых, общество –  это человеческая общность, которую  образуют люди, качественно отличающиеся от остального животного мира –  сознанием.

Во-вторых, общество –  это не одинокий человек, не изолированные  друг от друга люди, а взаимосвязанные  между собой.

Питирим Сорокин: «для того, чтобы общество могло быть, нужно по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связанны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления».

В-третьих, общество –  это устойчивое и тесное взаимовлияние  и взаимодействие людей.

 

Признаки общества

 

Хотя в повседневной жизни понятие «общества» используется очень широко и многозначно – от небольшой группы людей до всего человечества (мировое сообщество) тем не менее, в социологии под обществом понимается объединение людей характеризующееся:

    1. Общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственной границей и служащей тем пространством, где складываются взаимосвязи и взаимодействия членов общества.
    2. Целостностью и устойчивостью (П. Сорокин называл это коллективным единством или коллективом).
    3. Самовоспрои<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style="

Информация о работе Лекции по "Социологии"