Лекции по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ №1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

1.Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.
Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.
Т.к. общество – это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:
1) Теоретическая и эмпирическая социологии;
2) Макро и микро;
3) Прикладная и фундаментальная;

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по социологии управления.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

2. "Гигиенические" факторы  - это условия работы; они являются  внешними по отношению к процессу работы самому себе - политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения по горизонтали, заработок, безопасность труда, гарантия занятости, условия труда, статус, семейная жизнь. Если данные факторы имеют негативный характер для какого-либо человека, то это увеличивает его неудовлетворенность работой. Однако при наличии благоприятных "гигиенических" факторов возникает лишь нейтральное состояние, но не повышение удовлетворенности работой.

Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяснить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, - чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым.

Вторая идея:

В результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать  в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного  предела, границе которого является удовлетворение личного представления о том, что такое "хорошая жизнь". Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают.

Теория стилей руководства  Д.Макгрегора.

Широкую известность получила "Теория X" и "Теория У" Д. Макгрегора, разработанная  им в 1957 г.

"Теория X" описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

"Теория У" характеризует  демократический стиль руководства:  широкое использование творческих  способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.  
Выделив два противоположных стиля управления, Д. Мактрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль "X", характерный, по его мнению более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля "У", к которому призывает доктрина "человеческих отношений".

 

ЛЕКЦИЯ №2. УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

1. Управленческая  деятельность, как результат общественного  разделения труда. 

В обществе выделяют различные виды деятельности:

1) Производственная: объект – материальные  предметы, предметы искусства, и  т.д.

2) Социально-политическая: преобразование  общественных и политических отношений. Объект – политические и социальные организации.

3) Духовная: т.е. воспроизводство  идей научных деятелей.

Общие черты:

  1. Субъект – тот кто осуществляет деятельность;
  2. Объект – то на что направлена деятельность;
  3. Целеснообразовательный характер;
  4. Социальный характер;
  5. Объективные законы и закономерности.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

- как управление производством;

- так и управление государством.

Нельзя думать, что управление происходит по произволу. Можно выделить два типа факторов управления воздействия на общество или подсистемы:

Объективные факторы: социальная природа, условия, система закономерностей  и т.д. Эти закономерности устанавливают  пропорции в обществе, направленность, темпы движения общества. Процесс управления имеет место не только в обществе, но и в живой и неживой природе и научных системах.

 

2. Специфика  управленческой деятельности.

Общие черты всех управленческих процессов:

  1. Информационное взаимодействие – сохранение, передача, переработка;
  2. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы;
  3. Обратная связь или ответная реакция - которая придает системе устойчивость;
  4. Результат  - т.е. сохранение системы, ее целостность, т.е. организация.

Для управлении в обществе используется термин – социальное управление. В широком смысле – управление при сопоставлении общества с природой. В узком – отношения между социальными объектами, территориями и т.д.

Особенности С.У. заключаются в  следующем:

  1. Управление субъективное – информационный образ;
  2. Это управление предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого объекта.
  3. Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

Управление – это сознательная деятельность людей по стабилизации социальных систем, сохранении их целостности, устойчивости, оптимизации функции с целью обеспечения удовлетворения потребностей.

Управленческая деятельность –  вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Структура У.Д.:

- планирование: создание идеального  образа;

- принятие решений: выбор способов  действий;

- организация или координация:  распределение полномочий;

- мотивация: стимулирование трудовой  активности людей;

- воспитание: формирование ценностных ориентаций и способностей.

 

3. Уровни, субъект  и объект управленческих отношений.

Субъект С.У. – носители реальной публичной  власти, понимаемый как возможность, воздействия на массы людей. Субъект  С.У. – муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность.

Объект С.У. – люди, социальные системы, организации, находящиеся в экономической, правовой, политической зависимостях от субъектов управления. Объект имеет свои индивидуальные процессы, ценностные ориентации, стремится удовлетворению этих потребностей.

1) Государственное управление –  главная функция это регламентация  деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

- внутренние экономические и  социальные процессы;

- охрана правопорядка внутри  государства;

- обеспечение безопасности;

- выработка основных принципов  и направлений в социальной  политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией  производства, осуществление деятельности  с целью получения прибыли.

4) Методами управления выступают  способы приемов, по средствам  которых управляющие обеспечивают требуемую деятельность управляемого. Выделяют общие методы:

- экономический метод, заключается  заинтересовать рабочего в получении  высокой прибыли.

- социальный метод, достижение  целей, повышения качества жизни  и т.д.

- психологический метод, регулировка  отношений между людьми путем  отношений подбора и расстановки  кадров.

- организационно-административный  метод, основанные на власти, которая осуществляется в следующих методах: прямое наказание, внедрение рекомендаций по совершенствованию организации, контроль и надзор за деятельностью.

- методы центрального воздействия  на работника, форма приказа  или задания.

 

4.Функции управления.

1) планирование деятельности,

2) организационная – деятельность  благодаря которой система приспосабливается  к выполнению задач,

3) регулятивная – устранение  отклонений от заданного режима,

4) функция мотивации – побуждение  к деятельности,

5) учет – фиксирование состояний управления в конкретный период,

6) контроль.

 

ЛЕКЦЯИ №3. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

 

1. Социальная  организация (С.О.) как социальная  система.

Термин организация (с лат.) – сообщаю, строю, вид, устраиваю, и используется в трех значениях:

1) С.О. – это объект, элемент социальной структуры общества, который сам обладает внутренней структурой,

2) Организация – это вид деятельности  по созданию упорядоченности, включающей в себя распределение функций, координацию и налаживание связей, т.е. это процесс.

3) Организация – это степень  внутренней упорядоченности, согласованности  элементов. 

В целом С.О. оформляет социальные группы в коллективы. Общие черты:

- наличие единой  цели,

- члены организация  располагаются в иерархической  лестнице,

- разделение труда (вертикальное – программирующая, программируема; горизонтальное – рациональное разделение труда).

Четыре принципа выделения специальных групп:

-- разделение  по цели,

-- про процессу (основой являются технологии);

-- по географии  (основанной на территориальном размещение подразделений);

-- смешанное  деление, совмещает разные уровни  организации.

4) Управление, т.е  механизм упорядочивающий взаимодействие  людей, соединение разнородных  деятельностей в единый процесс,  т.е. устанавливается социальный  порядок: ограничения свободы автономности; установление универсальных правил.

Любая организация  имеет  внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя среда – совокупность факторов влияющих на жизнедеятельность организации. Внутренняя среда организации включает:

-- цели, (одну или несколько);

-- стратегия  организации (оборонительная, позитивная);

-- технология (совокупность средств);

-- размер организации;

-- тип персонала  (носители культуры);

-- организационная  и деловая культура.

Критерии разделения организаций, две подсистемы:

1. ФОРМАЛЬНАЯ О. – это служебные, деловые отношения которые подчиняются законам организации. Типы:

+ по формам организации:  добровольные (свободный вход и выход); принудительные (изоляция людей); унитарные;

+ по организации правовым: коммерческие (акционерные общества, кооперативы); не коммерческие; не являются юридическими лицами (товарищества, религиозные объединения).

2. НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ О. – организации  возникающие на уровне малых  групп. 

 

2. Организационная культура (О.К.)

Культура означает знания, которые могут передаваться из поколения в поколение. В широком смысле культура – результат человеческой деятельности, т.е. совокупность ценностей и норм.

Организационная культура – совокупность ценностей, убеждений, общая для  всех сотрудников данной организации, при этом выделяются нормы ее поведения.  О.К. включена в культуру данного региона, общество и испытывает воздействие со стороны национальной культуры.

Национальная культура – культура страны или меньшинства. Организационная  культура – культура корпорации, предприятия. Рабочая культура – культура доминирующего вида деятельности. Командная культура – культура работников.

1 компонент: убеждение, что является  правильным.

2 к.: ценности (производительность, связь  с жизнью, лицо к потребителю,  самостоятельность, свобода действия).

3 к.: нормы – написанные правила  поведения.

4 к.: поведение.

5 к: психологический климат – эмоции работников.

О.К. состоит из трех частей:

1) Культура производства – качество, технологии, продукция, условия труда.

2) Культура управления.

3) Культура поведения – манера  общения, отдыха, самовыражение.

Типа культурный организация:

I типология Дейла, Кеннеди:

1.1. Культура высокого риска и  быстрой обратной связи.(армия)

1.2. Культура низкого риска и  быстрой обратной связи.(массовая торговля, обслуживание клиента, магазины)

1.3. Культура высокого риска и  медленной обратной связи.(нефтяные  компании, коммунальные службы)

1.4. Культура низкого риска и  медленной обратной связи.(документы,  регистрация…)

II типология Р.Аккофа.

Информация о работе Лекции по "Социология управления"