Лекции по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ №1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

1.Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.
Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.
Т.к. общество – это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:
1) Теоретическая и эмпирическая социологии;
2) Макро и микро;
3) Прикладная и фундаментальная;

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по социологии управления.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Корпоративный тип (низкий уровень привлечения и средств).

2.2. Консультативный (лечебные, учебные…)

2.3. Партизанский (товарные союзы,  клубы)

2.4. Предпринимательский тип.

 

3. Управление.

Формирование любой организации  предполагает разделение управленческой деятельности на два вида:

1 вид) – административная деятельность (программирующая и контролирующая  функции – управление людьми);

2 вид) – функциональная деятельность (финансовая, кадровая и др. деятельности).

Уровни управления:

  1. руководители высшего звена (президент, директор, ректор,…)
  2. среднее звено (руководители отделов, деканы, замдеканы,…)

- авторитарный, директивный.

- демократический, номинальный.

- слабый, либеральный.

 

 

ЛЕКЦИЯ №4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

 

1.Сущность  и понятие социальных процессов  (С.П.)

В основе возникновения С.П. лежат  противоречия между различными социальными  группами. Это состояние является обычным состоянием общества и помогает обществу найти эффективные пути развития. В следствии этих противоречий в обществе возникают проблемы вызывающие социальные изменения в обществе. Люди – участника С.П. не всегда могут влиять на ход его развития.

С.П. ( Рой ) – это социально-значимые изменения в обществе вызванные  стремлением различных групп  влиять на сложившиеся в социуме  условия с целью удовлетворения интересов.

С.П, ( Зборовский ) – это последовательная смена состояний в системах, социальных институтах и организациях.

Характеристики социальных процессов:

  1. Структура, включает всех участников процесса.
  2. Динамика, показывает силы, масштабы, продолжительность.
  3. Масштаб, показывает степень вовлеченности а него субъектов.
  4. Направленность, определенны исход.
  5. Интенсивность.
  6. Характер

Участники социальных процессов:

Это все активные и пассивные  члены общества, удовлетворяющие  свои интересы. Субъектом может быть отдельная личность, группы.

Причины С.П.:

Внутренний источник:

-- природные причины,

-- демографические,

-- изменения в культуре,

-- политические причины,

-- научные сообщества

Динамика:

Любой С.П. проходит пять стадий: зарождение (накапливание параметров); положительная динамика; кризис; отрицательная динамика; депрессия.

Классификация С.П.:

1. В зависимости от фундаментального  кризиса: экономические, политические, духовные, информационные.

2. С т.з. восприятия процессов:  простые, сложные.

3. С т.з. обратимости: обратимые, не обратимые.

4. С т.з. продолжительности: краткосрочные,  среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные.

5. В зависимости от направленности: прогрессивные и регрессивные, революционные  и эволюционные.

Две формы процесса:

 Ф.1.: Практическая (актуализация) – человек игнорирует природу С.П-ов.

Ф.2.: Когнетивная (актуализация) –  изучение свойств последствия структуры  С.П. позволяющая понять его природу. Функции: описание, объяснение, понимание, прогноз, которые являются основными инструментами научного подхода к управлению С.П. Цель – выявление идентичных признаков, причин, факторов воздействия.

Управление С.П. означает контроль С.П., знания лежащие в из основе механизмов, факторов, условий способных усилить их проявление либо ослабить. Основным инструментом является создание социальных институтов. С.П. имеют сложную многоуровневую структуру:

Свойства: многомерность (сложность  природы); неравномерность (ускорение  или торможение С.П.); многовекторность (направление не может быть предугадано).

Типы и виды управленческого  воздействия:

2 типа с т.з. субъекта и  объекта:

1) Управление индивидуальной деятельностью,

2) управление коллективной деятельностью.

С т.з. этапов исторического воздействия:

1) Родоплеменное (управление и  регулирование осуществлял вождь);

2) Рабовладельческое (общественными  законами);

3) Феодальное (разделение системы  управления на политическую, правовую, духовную и др.)

4) При капитализме (появляются  институты – выборы, обособление  власти, системы планирования, организация  труда и др.)

5) При коммунизме (самоуправление)

Виды управления:

-- административно-государственное  управление (политическая, духовная  сферы);

-- социально-культурное управление;

-- управление производственной  сферой;

Уровни: организация, регион, отрасль, государство.

Формы управления: материальными ресурсами, человеческими ресурсами.

Управление в узком смысле слова  – исполнительская деятельность направленная на техническую организацию  объекта управления.

 

4. Социальные  технологии.

Сущность социальной технологии:

В 70-80-ых гг. XX века начинает использоваться теория «социальной технологии управления». С.Т. – это совокупность способов и средств применяемых с целью воздействия на поведения индивидов на преобразование социальных объектов.

1) - Технологии формирующие социальную систему. (проектирование)

2) – Технологии направленные  на решение социальных проблем. (само управление)

3) – Технологии направленные  на преобразование и развитие  социальный систем.

4) – Технологии социальной борьбы, защита национальных систем.

Социальное прогнозирование –  предвиденье, тенденции и перспективы  возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный  характер:

- метод прогнозной экстраполяции;

- метод экспертных оценок;

- коллективная экспертиза, мозговая  стадия;

- метод моделирований;

- метод математического моделирования.

Социальное проектирование – определенные варианты планового развития социального прогноза. Занимает промежуточный положение между прогнозам и планированием.

Социальное планирование – определение целей, заданий, сроков, темпов, развития С.П.

 

ЛЕКЦИЯ №5. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ.

 

  1. Понятие социальных конфликтов (С.К.).

С.К. – источник развития и существования  общества. Сам термин означает столкновение сторон, спор, ссора, стычка, разногласие, вражда. Понимают противоборство социальных субъектов, групп требующих разрешения, т.е. не совпадение интересов групп, периодически вступают в фазу конфликта, т.е. действия направленные друг против друга. Чем сильнее конфликт тем заметнее его влияние на общество. В 50-60-х гг. ХХ в. Возникла школа «Конфликтологическая модель общества», где ученые говорили, что противоборство рассматривается как универсальное свойство общества.

 

2.Возникновение  С.К. Субъективное и объективное.

Немецкий социолог Дарендорф отметил: что общество это система конфликтующих групп. Конфликт – источник позитивных изменений в обществе. Главный источник конфликта – политическое неравновесие. У одних власти много, у других ее нет. Конфликт неизбежен и никуда не исчезает, надо регулировать конфликтные ситуации.

Козер, обосновал позитивную роль конфликта. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия людей. Природа конфликта находится  в природе социальных интересов  и потребностей. Конфликт может быть: конструктивным, деструктивным.

Структура С.К.:

  1. Социально-философский уровень – анализ конфликта;
  2. Социологический уровень – причина и динамика конфликта;
  3. Социально-психологический уровень.
  4. Индивидуальный - психологический  уровень.

1 элемент: Участники С.К. –  большие соц.группы, народы. Основные, не основные, косвенные (инициаторы, зачинщики).

2 элемент: Предмет С.К. – проблема (материальные ценности, ресурсы,  власть, идеалы, принципы, социальная  среда).

3 элемент: Среда С.К. – условия  в которых протекает конфликт  – микросфера, макросфера, физическая, психологическая, социальная среда.

Основы С.К.:

Источник возникновения политической системы – потребность. Потребность  определят сущность интересов, эмоций, убеждений, побуждая к социальным противоречиям. По сути С.К. – это результат  не удовлетворения основных потребностей субъектов, но наличие потребностей это еще не достаточное условие для конфликтов. Если удовлетворение не затрагивает других людей, то социальный конфликт не происходит.

Причины С.К.:

- наличие противоположных ориентаций,

- идеологические причины;

- различные формы социального  неравенства;

- причины лежащие в отношении  между элементами социальной  структуры;

- субъективные, психологические, несовместимость  характеров, мировоззрения;

- объективные причины, не зависящие от воли и сознания.

 

 

3. Типология  С.К.

1) В зависимости от сторон: внутриличностные, межличностные (международные, межгосударственные, расовые…)

2) От потребностей: материальные; статусно-ролевые;  духовные.

3) От причин: субъективные, объективные,  реалистичные, нереалистичные.

4) от направленности: горизонтальные; вертикальные.

5) от временных параметров: кратковременные;  длительные; вялотекущие; быстротекущие.

6) от социальных последствий:  созидательные, позитивные; разрушительные; успешные; не успешные.

7) от эмоциональной окраски:  бурные; слабо-выраженные.

8) от масштабов: локальные; региональные; межгосударственные; глобальные.

9) от формы борьбы: мирные; не  мирные.

10) от тактике: сражение; дебаты.

11) от сферы жизни общества  и деятельности людей: экономические; политические; социокультурные; идеологические; организационно-уравновешенные; бытовые; психолого-педагогические.

4. Стадии конфликтной  ситуации.

Выделяют несколько стадий конфликтной  ситуации – динамика С.К. – процесс  изменения и развития конфликта.

1. ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. Рассматриваются ситуации на кануне конфликта. Предпосылки: интриги, слухи. Намечаются противоречия, но столкновения нет.

2. СОБСТВЕННЫЙ  КОНФЛИКТ И  ЕГО ЭТАПЫ.

- Этап открытого противоборства:

--- инцидент (начало конфликта),

--- случай (имитирующий конфликт) стычка, стороны делятся на своих и  чужих. Возникает непонятная ситуация. Возможно  решить конфликт мирным  путем.

- Эскалация, действия направлены  на достижения целей, установка  на борьбу. Создается негативный  образ врага. Демонстрируется сила в целях устранения оппонента, используется насилие.

- Расширение и поведение конфликта.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ.

Характерно ослабление одной или  двух сторон, когда исчерпаны ресурсы. Осознание бесперспективности. Преобладание одной из сторонни ее возможность подавить  оппонента. Появление третьей стороны способной подавить противостояние.

  1. Управление социальными конфликтами. Способы их разрешения..

Если конфликт игнорировать или  разрешать его словесно, он будет  развертываться стихийно объединяясь  с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление С.К. в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

  1. предупреждение о К. т.е. не допустить его развертывание.
  2. Профилактика, т.е. преодоление противоречий.
  3. Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства.
  4. Регулирование динамики К. т.е. устранение и разрешение К. Устранение предполагает:

- победу одной стороны, и уничтожение  другой.

- уничтожение обеих сторон;

Информация о работе Лекции по "Социология управления"