Летняя трудовая занятость подростков как профилактика безнадзорности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать явление подростковой безнадзорности и рассмотреть летнюю трудовую занятость как профилактику данного явления.
Задачи:
1.Провести анализ явления «подростковая безнадзорность».
2.Рассмотреть причины подростковой безнадзорности.
3.Рассмотреть пути преодоления подростковой безнадзорности.
4.Исследовать возможности летней трудовой занятости как способа профилактики подростковой безнадзорности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..…3
Глава 1. Безнадзорность как социальное явление
1.1. Понятие подростковой безнадзорности…………………………………...….5
1.2. Причины возникновения подростковой безнадзорности………………….…8
1.3. Пути преодоления подростковой безнадзорности…………………………..12
Глава 2. Готовность подростков к летней трудовой занятости
2.1. Летняя трудовая занятость как способ профилактики подростковой безнадзорности........................................................................................................15
2.2. Исследование готовности подростков к летней трудовой занятости.………………………………………….…..……………………….….21
Заключение…………………………………………………………………….......23
Список использованной литературы……………………………………...…….24
Приложение……………………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа правленная.docx

— 206.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Омский государственный   университет им. Ф.М. Достоевского"

Исторический факультет

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

«Летняя трудовая занятость

как способ профилактики безнадзорности подростков»

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила: Тиванчук Мария Александровна

Студентка группы ИОБ-001-О

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры Сергиенко Елена Ивановна

 

 

Омск 2012

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..…3

Глава 1. Безнадзорность как  социальное  явление

1.1. Понятие  подростковой безнадзорности…………………………………...….5

1.2. Причины возникновения  подростковой безнадзорности………………….…8

1.3. Пути преодоления подростковой безнадзорности…………………………..12

Глава 2. Готовность подростков к летней трудовой занятости

2.1. Летняя трудовая занятость  как способ профилактики подростковой безнадзорности........................................................................................................15

2.2. Исследование готовности  подростков к летней трудовой  занятости.………………………………………….…..……………………….….21

Заключение…………………………………………………………………….......23

Список использованной литературы……………………………………...…….24

Приложение……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной  нами темы заключается в том, что  на сегодняшний день проблема подростковой безнадзорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности и бродяжничества, с каждым днем приобретают более серьезный характер.

Число безнадзорных подростков медленно, но верно растет, и уже достигло значительной величины. По данным разных источников их количество в 2009 году составляет от 3 до 5 млн. человек. [11, с. 24]

Большинство исследований, проводимых  в социальной сфере, говорят об изменении ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, влияющих на их сознание и поведение. Социальная опасность заключается в негативных последствиях, сказывающихся на подростках, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе – безнадзорности подростков.  В целом из школ-интернатов ежегодно убегают 20 тыс. детей, а из дома – около 50 тыс., примерно 10% из общего количества погибает. [15, с.58]

 Причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют уровня жизни российских семей, изменением их нравственно-ценностных ориентаций, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей, безработица, нестабильное материальное положение многих российских семей.

В системе образования и воспитания  так же ведется работа с безнадзорными подростками, реализовано огромное количество программ. Социальные центры открывают в летний период времени площадки для игры.

Для решения проблемы безнадзорности подростков, нужно заниматься ее ранней профилактикой. Трудовая занятость подростков в летний период служит выходом из сложившегося положения. Летнее трудоустройство дает подростку возможность не только заработать, но еще стать ответственным, самостоятельным в принятии решений.

В летний период времени подросток имеет много свободного времени. И если он ничем не занят то, как правило, его времяпрепровождения связано с улицей и «плохими компаниями». Что естественно приводит к негативным  последствиям.

В связи с вышесказанным  мы выделили объект исследования – явление безнадзорности подростков.

Предмет исследования – летняя трудовая занятость как профилактика подростковой безнадзорности.

Цель работы – проанализировать явление подростковой безнадзорности и рассмотреть летнюю трудовую занятость как профилактику данного явления.

Задачи:

1.Провести анализ явления «подростковая безнадзорность».

2.Рассмотреть причины  подростковой безнадзорности.

3.Рассмотреть пути преодоления  подростковой безнадзорности.

4.Исследовать возможности летней трудовой занятости как способа профилактики подростковой безнадзорности;

 

Глава 1. Безнадзорность как социальное  явление

 

 

1.1.Понятие   подростковой безнадзорности

Федеральный закон Российской Федерации “Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующее определение: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. [16]

Н.И. Ветров считает, что «безнадзорность  является тем криминогенным фактором, который во многом способствует правонарушениям  среди подростков…, безнадзорность – постоянный “спутник” преступлений несовершеннолетних, один из источников общественно опасных действий и поступков».[4, с.103]

Безнадзорность выражается в отчуждении самих подростков от семьи, подросткового коллектива и  одновременно — в безразличии  родителей, воспитателей к подросткам.

Безнадзорный   живет  под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у  него еще есть эмоциональная привязанность  к кому-либо из членов семьи, но связи  хрупки и находятся под угрозой  атрофии. Предоставленные самим  себе, подростки забрасывают учебу, отдают все свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.

 Безнадзорность подростков  является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению  нормального процесса социализации  ребенка.

Зачастую безнадзорные подростки  имеют сложный социальный, медицинский  и психолого-педагогический статус. Условия, в которых они  живут, тормозят их социальное развитие. А  все потому, что за подростками  нет надлежащего ухода и контроля.

Ряд исследователей относят  таких подростков  к «группе  риска»:

1. Подростки с проблемами  в развитии, не имеющие резко  выраженной клинико-паталогической  характеристики;

2.Подростки, оставшиеся  без попечения родителей в  силу разных, не имеющих юридической  силы обстоятельств;

3. Подростки из неблагополучных,  асоциальных семей;

4. Подростки  из семей,  нуждающихся в социально-экономической  и социально-психологической помощи  и поддержке;

5. Подростки  с проявлениями  социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Среди безнадзорных есть подростки  из материально обеспеченных и благополучных  семей. Специалисты социальных служб относит таких подростков  к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими.

Такой ребенок живет одним  днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко  попадает под чужое влияние, чаще отрицательное. Любое порицание или наказание воспринимается агрессией и часто приводит к побегам из дома. [5, с.17 ]

 Особенности развития  личности подростка  из неблагополучной  семьи создают для него определенные  сложности и в процессе обучения  в школе. Они плохо усваивают  материал, пропускают занятия, конфликтуют  с учителями и одноклассниками.  Позиция многих школ стала дополнительным фактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы часто дистанцируются от подростков с трудными судьбами.

  Таким образом, школа  зачастую  выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка,  тем самым способствует его  безнадзорности.

Положительным фактором является работа социальных педагогов, улучшившая в последнее время микроклимат  в школах.  Количество подростков в возрасте 14—16 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться, уменьшилось.

   Отрицательную роль  сыграло также ослабление работы  с подростками  по  месту  жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т. д.). И хотя государство на протяжении последних  лет борется с этой проблемой, бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.

Таким образом, к категории  безнадзорных относятся подростки, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств  и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с  помощью родителей.

1.2 Причины возникновения  подростковой безнадзорности.

В докладе Очировой А.В. председателя комиссии по социальной и демографической  политике четко прослеживается взаимосвязь  между проблемой безнадзорности подростков и проблемами семьи и  семейной политики. На протяжении последних  лет семья и дом остаются наиболее важной сферой жизни для россиян. Семья является главной опорой россиян  в различных условиях связанных  с ухудшением жизнедеятельности. Тем  не менее, распад российских семей остается вдвое выше, чем в развитых странах Западной Европы. [10, с.10]

        Исследования, проводимые в стране, позволяют  выделить ряд причин, способствующих  росту безнадзорности, среди которых:

–      рост числа  асоциальных семей;

–      безработные  родители;

–      беженцы  и вынужденные переселенцы;

–      нестабильные браки (разводы);

–      низкий уровень  благосостояния семьи;

–      негативный опыт отношений с родителями.[9, с. 41]

Как мы видим проблемы связанные с  семье,  серьезно влияют на формирование и распространение безнадзорности.

Ослабевает воспитательный потенциал семьи, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Увеличивается  число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического  и сексуального насилия. Число семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание, не становится меньше. Пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания подростков – это еще один ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину.

          В исследованиях, опубликованных  в журнале  «Беспризорник»  Абрамова  А.О.  причины, способствующие  росту безнадзорности, классифицированы  следующим образом:

– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

–  психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

– социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.). [1, с.35]

Какими бы причинами ни было обусловлено попадание подростка  в категорию - безнадзорных.  Суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность. Помощь в такой ситуации требуется не только подростку но и его семье.

Так же к основным причинам подростковой безнадзорности можно отнести изменения государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания, без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга подростков. Сократилось число, выросла платность и снизилась доступность учреждений для занятия творчеством, санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, лагерей и т.п. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные кружки и секции. Отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования также усугубили положение. После окончания девятых классов многие подростки не работают и не учатся. Возросло количество несовершеннолетних матерей, как правило - одиночек.

Сформирована новая система коммерческой и криминальной эксплуатации подростковой безнадзорности. Дети и подростки могут спокойно приобретать алкоголь и наркотики, не редко даже в школах.

Негативное влияние на социализацию подростков зачастую оказывают  средства массовой информации, ведущие  открытую и скрытую пропаганду  вседозволенности. В молодежной среде  культивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры.[4, с.101-103]

Таким образом, мы видим, что  бороться следует с причинами, а  не последствиями. Ведь последствия  могут быть еще плачевнее и  страшней.

Так же следует сказать, что  безнадзорные подростки очень замкнуты и разговор с ними зачастую очень  сложен. Поэтому, прежде всего, необходимо посмотреть на то, что окружает таких подростков - сверстники.

Информация о работе Летняя трудовая занятость подростков как профилактика безнадзорности