Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:19, контрольная работа
Основы личностно-деятельностного подхода были рассмотрены в работах Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубенштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер, как деятельности, так и общения.
Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.
Введение
1. Развитие личности в деятельности……………………………………... 5
2. Личность как субъект деятельности по С.Л. Рубинштейну,
К.А. Абульхановой……………………………..........................................
8
3. Теории структуры личности А. Г. Ковалева, К. К. Платонова,
Б. Д. Парыгина……………………………………………………………...
11
Заключение………………………………………………………................ 17
Список литературы
В результате исследования жизненного пути были выделены 3 его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.
Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело Абульханову к выдвижению нового объекта психологического исследования — социального мышления. Его составляющими выступили проблематизация, репрезентация и интерпретация.
Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности. Обобщенная картина индивидуальных и коллективных представлений о действительности в современных условиях содержится в характеристике менталитета реальной российской личности.
Этот наивысший уровень социально-психологической характеристики личности представлен конкретными исследованиями разных его сторон Абульхановой и коллективом ее сотрудников.
3. Теории структуры личности А. Г. Ковалева, К. К. Платонова,
Б. Д. Парыгина
Структура — совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы (принцип системности).
Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, – например, при изменениях состава элементов.
Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает значительное место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны.
В ряде теорий решающее значение придается одному какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина — на структуру личности.
В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности.
А. Г. Ковалев предложил различать в личности 3 образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны.
Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности. Психические процессы составляют фундамент личности.
Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.
В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности.
Более детальная и развернутая характеристика структуры личности, содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности.
Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность.
Платонов выделил в личности 4 подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:
1) отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;
3) особый для каждой
из подструктур вид ее
4) объективно существующая
иерархическая зависимость
На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью.
Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура – это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания.
Вторая подструктура – опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения.
Третья подструктура – индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память.
В ней больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями.
Четвертая подструктура - биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки.
Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности.
Первая подструктура — это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа.
При всей детальности структурирования психического содержания личности, некоторой формально-логической привязанности разных процессов, свойств и состояний к структурам и их подструктурам важной представляется мысль Платонова о том, что эти подструктура нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности.
В структурно-динамической
концепции Платонова имплицитно содержится
определение специфики предмета социальной
психологии личности в отличие от общепсихологического
и дифференциально-
Последнее преимущественно анализирует третью подструктуру, общепсихологический анализ касается третьей и второй подструктур. Социальная психология изучает преимущественно первую подструктуру.
Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина.
Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности. Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности: статической и динамической.
Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие — психический настрой. Под статической структурой Парыгин понимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида».
В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности. «Под динамической структурой личности мы подразумеваем ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида».
В характеристике модели социально-психологической структуры личности выдвигаются 2 параметра:
1) тот, который связан с характером самой модели (статической или динамической);
2) тот, который связан
с определением
В концепции Парыгина представлена развернутая характеристика элементов той или иной структуры.
В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности.
Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания.
Все эти категории – категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности.
В динамической структуре личности Парыгин выделяет 2 основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий.
Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.
«В качестве эквивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стереотип социального поведения. Психический настрой личности представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональным фоном, что соответствует невербальному психическому поведению, а с другой - умонастроением, осознанным переживанием, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому поведению».
Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур.
Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена – духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.
Заключение
Анализ литературы по проблеме деятельностного опосредования развития личности позволяет сделать следующие выводы.
В русскоязычной литературе присутствует тенденция рассматривать деятельность в рамках более широкой категории активности. В диалектико-материалистической философской традиции категория активности рассматривается как всеобщее свойство, атрибут материи, выражающееся:
1) в ее способности к самодвижению;
2) в способности изменять другие объекты;
3) в способности развивать
определенные внутренние
Деятельность человека характеризуется наивысшими параметрами по всем трем перечисленным качественным параметрам по сравнению с активностью животных или, тем более, неживых систем. Поэтому активность часто трактуют как более широкое понятие по отношению к деятельности. Активность выступает одной из конституирующих характеристик человеческой деятельности, выражающих ее способность к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных продуктивных (т.е. преобразующих действительность) предметных действий.
Деятельность как философская категория – это теоретическая абстракция всей общечеловеческой практики; это – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. Она представляет собой основной способ существования и воспроизводства человека и общества в целом.
Фундаментальным среди выделенных смыслов категории «деятельность» является практика. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Соответственно и отдельные характеристики деятельности (предметность, субъективный характер, целенаправленность, опредмечивание и распредмечивание, сознательность, опосредованность, социальный характер, продуктивность), отличающие ее от поведения животных или взаимодействия неживых систем, настолько взаимосвязаны, что их нельзя рассматривать изолированно, так как исключение любой из них автоматически делает невозможным наличие всех других.
Личность ― наряду с деятельностью ― является важнейшей среди метапсихологических категорий. Однако в современной научной литературе нет единого понимания и соответственно определения сущности личности. А.Н. Леонтьев по отношению к существующим в психологии теориям и подходам к личности, отмечал их разнородность и противоречивость. К числу немногих положений, которые принимаются всеми авторами, он относит два: 1) личность представляет собой неповторимое единство, целостность; 2) личность играет роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами.