Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:47, реферат
Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Введение
Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных прогнозов. Современные представления о сущности социального прогнозирования доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа "болевых точек" и "точек роста", характеризующих настоящее. Это определяет важнейшую роль социального прогнозирования в системах управления социумами различного уровня.
Социальное
прогнозирование как
С древнейших времен люди пытались овладеть таинственным и необъяснимым искусством магии, надеясь с ее помощью обрести власть над миром и над самими собой - и постичь мир и самих себя.
Во всех
века и в рамках всех культурных
традиций, верований и религий магия
порождалась общей неопределенностью
человеческого существования. Она
представляет собой одну из самых первичных
и непосредственных реакций человечества
на устрашающую и непостижимую реальность.
Словарь логики:
«ПРЕДСКАЗАНИЕ
— вывод о существовании неизвестных
ранее фактов, объектов или их свойств,
связей между явлениями, сделанный на
основе теоретических представлений.
Всякая научная теория возникает на основе
некоторых известных фактов и создается
для их объяснения. Однако, наряду с объяснением
известного, научная теория всегда предсказывает
и нечто неизвестное, т. е. утверждает существование
явлений, о которых мы не подозревали до
возникновения теории. Напр., теория Коперника
предсказала годичный параллакс звезд,
периодическая система Менделеева предсказала
существование целого ряда новых химических
элементов, социальная теория Маркса предсказала
пролетарскую революцию и т. п. Наряду
с описанием и объяснением, П. является
одной из важнейших функций научно-теоретического
знания. Именно в П. выражается эвристическая
мощь науки, которая за последние 500 лет
расширила наш мир до размеров метагалактики,
наполнила его волнами электромагнитных
излучений, разрушила казавшийся неделимым
атом и открыла целый мир элементарных
частиц. Конечно, не все П. оказываются
истинными, но всякое истинное П. расширяет
и обогащает наши представления о мире.»
Магия
Магия (лат. magia, от греч. μαγεία; также волшебство) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Дж. Фрезер в своём классическом труде «Золотая ветвь»[7] разделяет магию на гомеопатическую и контагиозную, в основе своей имеющих свойства магического мышления первобытного человека.
Гомеопатическая магия (иначе имитативная, хотя сам Фрезер считал данный термин неудачным, ибо предположение сознательно подражающего агента сужает сферу действия магии) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». В качестве примера можно привести известные практики магии вуду, в которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту.
Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого. Ярким примером этой идеи могут служить верования, регламентирующие методы уничтожения отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т. д.), присутствующие во многих культурах мира.
Фрезер писал: «Гомеопатическая магия основывается на связи идей по сходству; контагиозная магия основывается на связи идей по смежности. Ошибка гомеопатической магии заключается в том, что подобие вещей воспринимается как их идентичность. Контагиозная магия совершает другую ошибку: она исходит из того, что вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно. На практике оба вида магии часто сочетаются».
История магии
Магия в первобытный период
Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой.
В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.
Это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.
В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.
Магия в Египте и Шумере
Такими-то ужасами и чудесами были окружены народы, заселявшие область между реками Тигр и Евфрат: легендарные шумеры, обосновавшиеся в низовьях Евфрата за пять тысяч лет до Рождества Христова; смуглые аккадцы, подчинившие себя окрестности Вавилона за три тысячи лет до нашей эры; эламитяне, наследники персов, история которых прослеживается вплоть до IV тысячелетия до нашей эры; "звездные мудрецы" вавилоняне, основатели мировой державы; ассирийцы, бывшие поначалу данниками Вавилона, а впоследствии завоевавшие всю Западную Азию и Египет; и, наконец, мидяне, слава которых казалась бессмертной, пока ее не затмили персы, распространившие свое владычество на все азиатские земли.
С широких равнин, с храмовых террас и башен жрецы пристально всматривались в ночное небо, пытаясь разгадать великую тайну вселенной - постичь первопричину бытия, смысл жизни и смерти. Они возносили молитвы духу земли Эа и духу неба Ану. Чтение заклинаний и воскурение ароматов, крики и шепот, жесты и песнопения, - все это, по мнению жрецов, должно было привлечь внимание легкомысленных богов, которым вечно приходилось напоминать о несчастьях смертных. "Помни, - настойчиво повторяли все молящиеся, - помни того, кто приносит жертвы.
По древним
аккадским текстам можно
Магия позволила человеку организовать общество и упорядочить свою повседневную жизнь. Благодаря магии процветали искусства, преуспевали торговцы, воины покоряли новые земли, над святилищами поднимался дым сжигаемых подношений, охотники блуждали в поисках добычи в северных горах, мудрецы собирались в царском дворце обсуждать государственные дела. Дошедшее до нас наследие древних народов Междуречья свидетельствует о высокоразвитой культуре, утонченном вкусе и остром чувстве прекрасного. Мы до сих пор любуемся прекрасными ремесленными изделиями той эпохи, изготовленными из металла, камня, дерева, раковин и прочих материалов. В этих произведениях элегантность гармонично сочеталась с простотой, откровенная помпезность - с глубоко личными переживаниями, добродушный юмор - с жестокостью.
В египетских магических заклинаниях сверхъестественной силой обладало не только имя, но и каждое произнесенное слово. Ничто не могло появиться на свет прежде, чем будет произнесено его имя. Лишь после того, как идея вещи будет "спроецирована" на внешний мир, вещь обретет реальное существование. "Слово, - сообщает нам иероглифическая надпись, - творит все вещи: все, что мы любим и ненавидим, всю совокупность бытия. Ничто не существует до тех пор, пока оно не названо отчетливым голосом". Для полноты эффекта слово должно произноситься правильно. При чтении заклинаний необходимо соблюдать верную интонацию, тайный ритм, которому научил мудрецов Тот, бог магии и изобретатель речи. Успех магической операции определялся тем, насколько точно произнесена формула. Ритмам и мелодиям заклинаний египетских магов обучали в особой школе - "доме жизни", где ученики осваивали все магические искусства. В ходе столетий примитивные верования преобразовались в сложнейшие методики. Чтобы магия срабатывала эффективно, требовалось все больше и больше знаний.
Сами египтяне верили, что каждое слово и каждый жест жреца исполнены чудотворной силы. В избранных служителях бога заключалась сверхъестественная мощь, чем сильнее был этот "магический заряд", тем удивительнее оказывались чудеса, творимые жрецом. Фараон же обладал такой силой, что способен был заставить землю содрогнуться, просто подняв руку. Возможно, именно поэтому фараонов - кроме тех случаев, когда они участвовали в четко расписанных ритуальных церемониях, - обычно изображали в позе неподвижности: так устранялась опасность катастрофы, которую царь мог вызвать непроизвольным жестом. Ведь магическая сила была заключена не только в самом человеке, но и в его изображении.
К изображениям в долине Нила с древнейших времен относились как к живым существам. Египет был страной магических изваяний, сокровенная власть которых простиралась на физический мир. Поэтому зловещие фигуры Сфинксов, сторожившие врата храмов, не только отпугивали непосвященных, но и могли вершить суд, вознаграждать и карать, как сам фараон, чьими образами они первоначально и являлись. Каменные уста Сфинксов размыкались, изрекая волю богов. Христианские отцы церкви недвусмысленно свидетельствуют о том, что феномен говорящих статуй бытовал и в их времена.
Магия античности
Из всех народов древности греки в наибольшей степени полагались на интуитивные рассуждения, позволявшие поэтически оформить мрачные образы мифов и занимавшие важнейшее место в трудах философов. К объяснению природных явлений греческие философы подходили с позиции высших сфер разума, которые считались сопричастными божественным силам. Именно поэтому греки были плохими экспериментаторами: мастерски овладев приемами логических умопостроений, они, тем не менее, дали лишь весьма туманные и совершенно ненаучные истолкования загадок, окружавших их в природном мире. Разум подчинил себе материю. Питаемое греками пренебрежение и даже отвращение к эксперименту проистекало из избыточного внимания к "высшему", из привычки всецело полагаться на авторитет разумных суждений, не нуждающихся в материальных доказательствах. Через посредство эллинистических философов этот ненаучный подход проник в западную культуру и на протяжении всего Средневековья и Ренессанса, и даже позднее, тормозил развитие естественных наук.
Все древние философы верили в магию. Вырваться из этого заколдованного круга не смог ни Гераклит, ни Фалес, ни Пиндар, ни Ксенофонт, ни Сократ. Позднегреческие философы, например, Порфирий (233 - 303 гг. н.э.) всецело посвящали себя практической магии. В наследство своим заклятым врагам, ранним христианам, они оставили сложную систему демонологии. Порфирий был убежден в существовании бесчисленных зверообразных демонов, которые преследуют людей и осаждают людские жилища, питаясь кровью и скверной. Когда мы едим, эти демоны незримо вьются вокруг нас, словно мухи, и отогнать их можно лишь при помощи сложного ритуала. Подобная церемония служила не для умилостивления богов, а исключительно для изгнания демонов.
С
незапамятных времен греческая магия
испытывала влияние восточных традиций.
Ни одна нация в мире не приветствовала
чужеземные учения с таким энтузиазмом,
как эллины. Греческие жрецы, философы
и историки отправлялись в далекие
путешествия в поисках мудрости. Чудотворец
Аполлон Тианский достиг берегов Индии.
Платон сообщает о том, что греки поддерживали
тесные культурные связи с Египтом и
Критом. Греки сопровождали персидских
царей Дария и Ксеркса в их походах.
Платон в "Алкивиаде" устами Сократа
заявляет, что персидские учителя превосходят
афинских. Он с восхищением повествует
о блестящем образовании, которое получают
персидские царевичи, и о достоинствах
их наставников, мудрейшим из которых
называет того, кто преподает "магию
Зороастра". Мифические герои и боги
Востока были эллинизированы. Дельфийский
культ зародился на Крите; Адонис произошел
от древнееврейского Адонаи; Афродита
представляла собой приукрашенную и смягченную
версию Астарты; Исида превратилась в
Афину; чужеземное происхождение Диониса
даже не пытались замаскировать.