Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:47, реферат
Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а также вредоносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме. Важным источником по развитию магии в этом периоде служат т.н. «дощечки проклятий» (лат. Defixionum Tabellae), распространенные на всей территории империи — по-видимому, это был общедоступный способ простонародной магии. Простонародные и жреческие магические практики были тесно связаны с поклонением богам. В первую очередь покровителями магии были Гермес (эта функция сохранится за ним и в более поздние периоды) и Геката, связанная в первую очередь с некромантией и женскими магическими практиками. Однако магическая традиция Римской империи не исчерпывалась простонародными магическими практиками. По мере развитиянеоплатонизма магия становится важной составляющей этой философской школы. В отличие от простонародных практик, теургия остается достоянием элиты — в первую очередь в силу сложности лежащей в её основе неоплатонической философии. Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приемы которой были восстановлены только в Возрождение.
Магия
европейского Средневековья
Инквизиция – от лат. inquīsītiō, в юридическом смысле — «розыски», «расследование», «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.
Раннее христианство т христианская церковь страдали как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.
Начиная со II века, христианские авторитеты, пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности стали противопоставлять ересь
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году.
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца15 века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались всуд.
То, что поклонники расценили так называемого «Дьявола» как действительно Бога, ясно замечено в свидетельстве, даже когда оно написано их фанатичными врагами. Не в одном случае это отмечено, что ведьма «отказалась называть его Дьяволом», и во многих случаях обвиняемый «явно назвал его Богом».Инквизиторы, не различая культ языческих божеств и культ Дьявола, обвиняли ведьм в поклонении последнему.
М. Элиаде видел в оргиастических обрядах европейских ведьм «решительный протест против современной религиозной и социальной обстановки» и предполагал, что «дьявольские элементы ведьмовских оргий» либо не существовали, а насильно навязывались во время судебных процессов, либо действия, описываемые как сатанинские, действительно совершались, но «выражали протест против христианских институтов», хотя и оговаривает, что «нельзя также забывать о неодолимой привлекательности зла для определенных типов личности».
Магия эпохи европейского Возрождения
Гуманисты
эпохи Ренессанса заново открывали
для себя красоту античных искусств
и наук. Языческая литература теперь
считалась идеальным
Каббала - это метафизическая или мистическая система, при помощи которой избранный может познать Бога и Вселенную. Она позволит искателю истины подняться над обыденным знанием и постичь истинный смысл и план Творения. Все эти тайны уже содержатся в Священном Писании, однако их не понять тому, кто толкует библейские тексты буквально. Ветхий Завет - это книга символов; изложенные в ней сюжеты - всего лишь оболочка, под которой скрывается тайная мудрость. "Горе тому, кто принимает сии покровы за сам Закон". Для такого невнимательного читателя вся истина сводится к незатейливым сказкам. Но будь это и вправду так, Священное Писание никогда не назвали бы Книгой Книг. Современные мудрецы могли бы собраться, подумать и изложить библейские истории гораздо более связно, доступно и просто, - однако тогда истинное Откровение было бы утеряно безвозвратно.
Буквы
древнееврейского алфавита, которыми
записаны эти священные тексты, -
не просто знаки, изобретенные человеком
для записи мыслей и событий. Буквы и числа
суть вместилища божественной силы. "Непоколебимые
числа и буквы, - говорит Агриппа, - дышат
гармонией Божества, ибо освящены божественным
вмешательством. Посему на небе страшатся
их и на земле трепещут перед ними".
Западные течения конца XX века
С середины
XX века на Западе начинается отход от
сложных синтетических систем к
более простым концепциям. Викка
строится на поклонении неким обобщённым
божествам «Богини-матери» и «
В XXI в. заинтересовалось
магией и российское государство, приняв
изменения в Закон «О рекламе», в которых
указало, что служители оккультных наук
без диплома не имеют право рекламировать
свои способности. При этом в законе так
и не определили понятие «оккультно-мистические»
услуги.
Определение и соотношение понятий
В каждом языке издавна существуют слова, обозначающие различные оттенки суждений о будущем: пророчество, прорицание, предугадывание, предвосхищение, предвидение, предсказание и т.д. В разные времена смысл каждого из этих слов имел разное значение, не всегда тождественное современному. Некоторые из них являются синонимами (например, пророчество и прорицание, предвосхищение и предугадывание). Но в большинстве случаев каждое слово указывает на какую-то особенность, имеет собственный, определенный смысл.
«Предсказание» носит, в общем тот же характер, но свидетельствует, если можно так выразиться, о более высокой степени активности и в то же время конкретности суждения, представляет как бы логический вывод из предвидения: человек предвидит, что события развернутся таким-то образом, и предсказывает, что следует ожидать того-то и того-то
«Пророчество» в строгом смысле этого слова – это предвидение с помощью неких сверхъестественных сил, например, когда человек объявляет, что на него снизошло «откровение божие». Ввиду тщетности такого рода «предвидения» это слово со временем приобрело иронический оттенок, подчеркивая претенциозность, субъективность, необоснованность или несостоятельность того или иного предсказания.
Дискуссии, которые велись в последние годы по вопросу о том, имеет ли право на существование еще одно слово в этом ряду, а именно «прогнозирование», проистекали большей частью из чистейшего недоразумения: прогнозированию совершенно неправомерно приписывали значение либо предвидения вообще, либо предсказания и предвосхищения в особенности. К чему, действительно, еще один синоним, когда их и без того много? Но в том-то и дело, что «прогноз» в современном значении слова – это не просто предвидение, а особый вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (особенно от прорицания и предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательности, объективности. Прогнозирование – это не просто высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процесса с помощью средств современной науки1.
Предсказание всегда строится на основе научного объяснения, ставит своей целью объяснить явление в будущем. Предсказание отличается неопределенностью, ибо оно говорит о событии как о возможном состоянии, о возникновении нового2.
Важно подчеркнуть, что предвидение во всех своих разновидностях является отражением будущего, знанием о грядущих процессах развития.
В.В. Косолапов под прогнозированием подразумевает познание будущего, а предсказание трактует как получение информации о некоторых неизвестных, но, возможно, существующих явлениях.
Ю.Ф. Морозов, А.П. Сапожников и Б.Н. Тартов считают, что предсказание – это описание с заданной точностью состояния объекта в момент времени, следующий после момента предсказания. Предсказание превращается в прогноз по прошествии того момента времени, для которого оно составлялось. Иначе говоря, согласно мнению указанных авторов, прогноз – это фактически ретроспективное знание об объекте, так сказать, бывшее предсказание.
Более приемлемой представляется точка зрения тех, кто предлагает использовать понятие предсказание для выражения качественного уровня описания будущего, понятие прогноз – для обозначения количественных параметров предсказываемых явлений, а понятие предвидение – в качестве родового понятия для первых двух.
Наконец, следует сказать о двузначности понятия предвидения. Термин предвидение применяется для обозначения, как процесса прогностического исследования, так и полученного итогового знания о будущем. В понятиях, выражающих различные модификации предвидения, указанные два аспекта могут оттеняться с помощью таких терминов, как предсказание и предсказывание, прогноз и прогнозирование3.
Классификация гаданий: Гадания
Гадание
Колдовство никогда не получало одобрения со стороны общества, поскольку люди, обладающие даже самыми малыми, но выходящими за грань общепринятых возможностями всегда вызывали сложные эмоции на грани восхищения и ненависти. Если древнее общество не могло обойтись без колдунов и прорицателей, то в последующие века, в результате экспансии Христианства все люди, имеющие хотя бы косвенное отношение к колдовству признавались преступниками. Однако гадалка будет рангом пониже ведьмы (что совершенно не мешает опытной колдунье быть хорошей гадалкой), поэтому, когда прорицатели попадали на суд, они редко удостаивались тяжелых наказаний. Самые ранние гражданские законы наказывали гадателей за попытку обнаружить спрятанные сокровища, а наиболее поздние – за мошенничество.
Христианский
церковный закон довольно рано начал
считать еретическим
Как только «белых ведьм» стали признавать виновными наравне с «черными», так и магов стали осуждать за некромантию. Как утверждал Генри Холиуэлл (1681) - «Маг, заявляющий, что имеет дело только с добрыми духами, обманут иллюзиями, которые создает дьявол или злой дух». И даже если они не понимают злой сущности этих духов и не заключают с ними «явных контрактов», то это вовсе не смягчает их вину.
Хотя гадание «без средств» по мнению христиан основывалось на соглашении с дьяволом, это преступление редко выделялось на судах, считаясь частью традиционной магии. Но если в Европе отношение к гаданиям открыто и явно порицалось христианской доктриной, то в России сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, православие крайне негативно относится к суевериям, гаданиям и прочим «остаткам язычества». С другой стороны, они настолько укоренились в быте и сознании, что, к примеру, представить себе святочную неделю без традиционных гаданий просто невозможно.