Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:43, контрольная работа
Целью данной работы является выявление социально-психологических особенностей малой группы.
Задачи:
Дать теоретическое обоснование малой группы;
Проанализировать социально-психологические особенности малой группы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теория малой группы
1.1. Понятие малой группы………………………………………………………5
1.2. Характеристика малой группы………………………………………………7
1.3. Социометрия как метод изучения малых групп…………………………..11
Глава II. Анализ малой группы 9 класса
2.1. Социометрический анализ…………………………………………………14
2.2. Характеристика класса……………………………………………………..19
2.3. Социально-психологическое состояние малой группы………………….21
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Приложение
Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Социометрический метод
позволяет комплектовать
Социометрический метод решает следующие задачи:
Требования к проведению и процедура социометрического опроса:
Вопрос, задаваемый с целью выяснения взаимоотношений, называется социометрическим критерием. Критерий задает различные ситуации взаимодействия членов группы.
Типы критериев:
а) Производственные и непроизводственные:
Производственные критерии используется при исследовании межличностных отношений в производственной, учебной и деятельности и т.д.
Непроизводственный критерий используется при выяснении межличностных отношений, не связанных с производственной деятельностью.
б) Коммуникативные и
Коммуникативный – описывает, замеряет реальные отношения в группе. Пример: "Кого бы Вы выбрали старостой?»
Гностический - отражает представление человека о том, как он оценивает свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения, действия и т.п. Пример: "Кто из членов Вашей группы назвал бы Вас в качестве старосты?"
в) Положительные и отрицательные:
Положительные - предполагают, ситуацию выделения членов группы, с которыми респондент хотел бы заниматься совместной деятельностью, фиксируют положительное отношение, реакцию.
Отрицательные - фиксируют негативное отношение одного человека к другому.
г) Критерий ранжирования. Пример: «Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно выполнять работу в первую очередь, во 2-ю, в 3-ю?»
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица) и графический (социограмма).
Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков.
В результате проведения социометрии можно оценить место каждого человека в группе и уровень благополучия взаимоотношений в группе в целом.
Глава II. Анализ малой группы 9 класса.
Как известно, малой группой является коллектив, в котором присутствует 2 и более человека. Одним из ярких примеров малой группы является школьный класс.
27 сентября 2013 года нами был проведен социологический опрос в Бархатовской средней общеобразовательной школе Исетского района Тюменской области в 9классе, который состоит из 12 человек. Когда мы пришли в класс, то было отчетливо видно с первого взгляда, что это весьма интересный класс. Учащиеся приняли нас доброжелательно, активно сотрудничали и весьма хорошо с нами контактировали. Задачей ребят было ответить на 5 вопросов в анкете:
После проведения опроса и подведения итогов мы получили еще больше информации об этом классе. Благодаря подсчетам смогли выдвинуть главную гипотезу о том, что это достаточно дружный класс, в нем имеются лидеры, аутсайдер и др. То есть это в значительной мере яркий класс, в котором существуют различные и сложные типы отношений. Но для того, чтобы доказать нашу гипотезу, необходимо обратиться к социометрической матрице, которая была составлена на основе анкет ребят данного класса и которая покажет нам социометрическую структуру класса.
Результаты опроса были занесены в социоматрицу (см. приложение), компактно представляющую первичную информацию и упрощающую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещаются ответы каждого из членов группы.
Приведены итоги социометрического опроса 12 членов класса по дихотометрическому критерию: (''+'') означает положительный выбор, (''-'') – отрицательный выбор, (0) – отсутствие выбора.
Самовыбор не предполагается, поэтому по диагонали ставим знак (*).
Визуальный анализ социоматрицы много говорит о взаимоотношениях в классе: как члены класса выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. Количественные характеристики межличностных отношений, отвечающие выделенным критериям, являются социометрическими индексами или коэффициентами. Они отражают индивидуальные свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам класса.
Также был определен социометрический статус – это объективная оценка места и роли индивида в малой группе. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю.
Социометрический статус = количество отданных голосов / N – 1,
где N – общее количество членов малой группы.
Была определена и эмоциональная экспансивность, которая определяет самооценку индивида и его самомнение о месте в малой группе.
Индекс эмоциональной экспансивности = количество сделанных мною выборов / N(N-1), где N – общее количество членов малой группы.
Определим его социометрический статус.
Определим теперь его индекс эмоциональной экспансивности.
Промежуточный тип. Не плохой организатор, готов помочь в трудную минуту. Средние результаты по занятиям из-за отсутствия мотивации к занятиям.
Аутсайдер. Пытается контактировать с одноклассниками, но это не взаимно.
Приближена к лидеру. Общительна, активна на занятиях, хороший организатор, доброжелательная, веселая.
Промежуточный тип по деловым предпочтениям. Занимается слабо. С товарищами общителен, обладает веселым нравом.
Близка к аутсайдерам. Не весь класс хочет с ней общаться по непонятным причинам.
Лидер. К ее мнению прислушиваются. Любит быть в центре внимания, общительна, активна на занятиях, обладает высоким энергетическим потенциалом и работоспособностью.
Лидер. Общителен, активен на занятиях, хороший организатор, доброжелательный, веселый.
Промежуточный тип. Из-за конфликта с одним человеком не может быть лидером. Очень активна на занятиях, хороший организатор.
Лидер. К его мнению прислушиваются. Любит быть в центре внимания, общительный, активен на занятиях, обладает высоким энергетическим потенциалом и работоспособностью.
Ядро группы. Не активен, занимается плохо, но старается поддерживать с классом хорошие отношения.
Лидер. К его мнению прислушиваются. Общительный, активен на занятиях, обладает высоким энергетическим потенциалом и работоспособностью.
Лидер. К ее мнению прислушиваются. Любит быть в центре внимания, общительна, активна на занятиях, обладает высоким энергетическим потенциалом и работоспособностью.
2.2. Характеристика класса
В классе 12 человек, из них 7 мальчиков и 5 девочек в возрасте 15-16 лет. Комплектование было совершено в 1 классе. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Учащиеся класса являются
довольно работоспособными, проявляют
большой интерес к общественным
делам, выполняют общественные поручения,
сознательно относятся к
Класс по количественному составу является маленьким, потому в нем отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Бердышев и Шадрина, которые иногда становятся объектом неприязни некоторых учеников.
Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер, их несколько. Любой из учеников в определенной ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребенка в нем.
2.3. Социально-психологическое состояние малой группы
Заключение
Таким образом, подводя итог всей работы, задачи, поставленные при написании отчета, выполнены.
Из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия.
Были перечислены признаки малой группы, а именно:
В данной работе были представлены высказывания, мнения как зарубежных, так и отечественных авторов. А также была представлена классификация малых групп. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; 2) деление их на «формальные» и «неформальные»; 3) деление на «нереферентные» и «референтные».