Манипулирование общественным мнением через СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Манипуляция общественным мнением (син. "манипуляция массовым сознанием") -- один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С. Г. Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.

Содержание

Введение
1. Манипулирование общественным мнением через СМИ
2. Манипулятивные приемы в СМИ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

манипуляции.docx

— 31.48 Кб (Скачать файл)

 Содержание:

 

Введение

 

1. Манипулирование общественным  мнением через СМИ

 

2. Манипулятивные приемы в СМИ

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Манипуляция общественным мнением (син. "манипуляция массовым сознанием") -- один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С. Г. Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.

До начала ХХ столетия печатные средства массового информирования служили основным орудием формирования общественного мнения. Что касается соотношения общественного мнения и общественного сознания, то следует  подчеркнуть, что последнее в  связи с его природой поддается  трансформации гораздо труднее, поэтому главную роль в формировании общественного сознания поначалу играли книги. Но для того чтобы почерпнуть из книги или газеты информацию, необходимо уметь читать. Следовательно, неграмотная аудитория не могла  быть вовлечена в процесс получения  информации. Картина кардинально  изменилась с появлением радио - первого  по-настоящему массового средства информирования населения, когда практически любой  человек получил возможность  беспрепятственно впитывать идеи организаторов информационного воздействия.

После Второй мировой войны  наступила телевизионная эра - принципиально  новая фаза в развитии технологий формирования общественного сознания. И до сих пор телевидение является сильнейшим по своему воздействию средством  информационно-психологического манипулирования  массами. От количества органов восприятия, задействованных в процессе получения  информации, зависит объем сведений, усвоенных человеком. Успех телевидения  заключается в том, что в этот процесс, кроме органов слуха, вовлечены  органы зрения, через которые человек  получает львиную долю информации. Телевидение явилось самым популярным средством овладения информацией, и именно с его появлением сформировалось информационное общество. Возможности  телевещания позволяют передать максимальное количество информации в  том виде, в котором она наиболее легко усваивается, оказывая наибольшее воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Манипулирование общественным мнением через средства массовой информации

Воздействие на общественное мнение - одна из ведущих  функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев  основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную "карту стереотипов" разных групп  и слоев населения - весь культурный контекст данного общества. Если удается  подтолкнуть крупные массы людей  видеть какое-то общественное явление  через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень  трудно воззвать людей к здравому смыслу. СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным мнением. И на то есть все основания. По мнению М. Паренти, СМИ "отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций".

СМИ стали  главным инструментом манипулирования  общественным мнением. "А. Моль пишет  о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные  элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая  другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".

Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают  символический образ реальности, по-другому квазиреальность. Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей "в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". Из таких "капсул" - телевизионных сюжетов, печатных материалов, образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия между большими и разнородными группами людей. Этот мир обуславливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом.

СМИ предлагают нам готовые модели поведения (через  сериалы, ток-шоу), предоставляют готовые  мнения и толкования, по сути, превращая  общество в бездумную массу потребителей информации, которые прекращают думать и анализировать информацию, упрощая  тем самым процесс манипулирования. СМИ ограничивают рамки информации, которая должна достигать аудиторию. В действительности, то, что не попадает в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем такой информации должного значения. В работе "Политика иллюзии: СМИ и манипулирование общественным мнением" высказывается следующее  мнение - массы стремятся подражать  высшим классам. В силу этого обстоятельства элита получает возможность навязывать массам определенный образ жизни, якобы  присущий высшим классам. Так доминирующие группы влияют на поведение людей  и даже в чем-то предопределяют его. СМИ, будучи подвластными доминирующему классу, пытаются привить обществу систему общих ценностей. Например, на телевидении в основном показываются представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и высокими доходами. Выходцы из низших слоев встречаются гораздо реже. Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений, а не профессиональных качеств. Активно эксплуатируется модель "выйти замуж за богатого" для девушек. Значительное место занимает тема насилия как "самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть". Но это часто пагубно влияет на людей: они настолько привыкают жить в виртуальном, символическом мире (например, в мире компьютерных игр), что при соприкосновении с реальным миром могут начать убивать людей, как врагов в игре.

СМИ также  формируют внутреннюю готовность аудитории  воспринимать какой-либо объект или  эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки (понятие связано со значимостью  для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются  как "хороший - плохой", "полезный - вредный" и т.п.).

Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. Большинство  манипулятивных техник входит в основу информационного воздействия и нейролингвистического программирования (НЛП).

 

В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Она состоит  в получении и распространении  сведений о наиболее важных для граждан  и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое  освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют  общественную значимость и требуют  внимания со стороны государственных  органов или оказывают на них  воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через  воздействие на информационный процесс, что позволяет определенным образом  формировать общественное мнение. Основными  этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение  сведений. Отбор наиболее важной информации и ее представление - важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования общественным мнением. Таким образом, информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных СМИ, а также от способа и форм подачи информации.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения  информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне  освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная  подача информации - особенно распространен  на телевидении и имеет ряд  особенностей, порождая для слушателей или зрителей ряд трудностей в  познании сути того или иного события  или процесса

 

2. Манипулятивные приемы в СМИ

Существует огромное количество манипулятивных приемов, но в большинстве случаев они не классифицированы. Обычно авторы ограничиваются перечислением нескольких приемов, не относя их к отдельным группам. Проанализировав работы С.Г. Кара-Мурза ("Манипуляция сознанием"), А. Карпова ("Манипулятивные технологии PR"), И.М. Дзялошинского ("Манипулятивные технологии в масс-медиа") и Г. Шиллера ("Манипуляторы сознанием"), можно составить следующую классификацию:

Манипулирование информационными  потоками. Оно достигается в первую очередь отбором событий для  сообщений. Одним из механизмов манипулирования  общественным мнением, который использует СМИ, является привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена СМИ, становится достоянием общественного внимания. СМИ в этом случае выступает основным "проблематизатором" общества. Но информационная картина мира не всегда адекватна реальности.

В число приемов контроля над информационными потоками прежде всего следует включить метод фабрикации фактов (прямой лжи) или дезинформации. Специалисты считают, что данный прием не применяется лишь в тех случаях, когда его можно обнаружить, в то время как политики и деятели современной прессы нередко заявляют, что пресса не использует прямой лжи, т.к. того же эффекта можно достичь, дозируя правду. "Когда разоблачение затруднено недоступностью информации или обходится слишком дорого, пресса лжет без зазрения совести ("в политике слово "правда" означает любое утверждение, лживость которого не может быть доказана)". Простой обман, будучи одним из важных частных приемов во всей технологии манипуляции, сам по себе составить манипулятивное воздействие не может. Как пишет Е.Л. Доценко, "Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск - это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск". Ложь может иметь множество форм: приписывание кому-либо или чему-либо различных качеств, искажение образов действительных событий, преувеличение, перетасовка фактов, чистый вымысел. Согласно И.М. Дзялошинскому, дезинформация используется, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения, и, когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута.

Одним из важнейших правил манипуляции сознанием является изоляция адресата от постороннего влияния. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами. Идеальной  ситуацией является тотальность  воздействия - отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнений. Сейчас уже заложен фундамент  для этого - СМИ являются для современного человека практически единственным источником информации и ориентиром в мире, реальное межличностное общение  постепенно сокращается - его заменяет телевизор, компьютер, радио. Главным  в манипуляции является создание у адресата иллюзии независимости  и плюрализма каналов информации.

Отбор событий реальности для сообщений. Основная часть СМИ  создает виртуальную реальность. Над мнениями господствует тот, кто  определяет структуру информационного  потока, отбирает факты и проблемы, превращая их в сообщения, иначе  говоря, формирует повестку дня. Ясно, что те проблемы, которые освещают СМИ, не всегда настолько сильно волнуют  общество, как может сложиться  впечатление, они могут быть и  не столь важными на фоне других, но уже не освещаемых вопросов. Таким  образом, СМИ не оставляют места  для диалога, не обеспечивают разнообразия мнений, т.е. обеспечивают выполнение основного  правила проведения успешной манипуляции. Г. Шиллер пишет: "Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности - свою собственную" [17, Миф о плюрализме средств массовой информации]. Примеров изъятия фактов и проблем из реальной действительности очень много: в западных СМИ практически отсутствует серьезная информация об Азии. Из Китая, Индии и Японии поступают либо экзотические сообщения (каратэ, китайская кухня), либо возбуждающе-политические (терроризм, религиозное насилие, публичные казни наркоторговцев).

Из всего сказанного можно  сделать вывод, что те факты, которые  не выгодны и противоречат интересам  власти, составляют незначительную часть  повестки дня. Итак, путем замалчивания невыгодной для собственников СМИ  информации, они создают "виртуальную" реальность, или квазиреальность, вместо отражения действительности.

Принцип демократии шума. Прием  заключается в потоплении сообщения, которого невозможно избежать, в беспорядочном  потоке бессмысленной и неважной информации. Г. Шиллер пишет: "Подобно  тому как реклама мешает сосредоточиться  и лишает весомости прерываемую  информацию, новая техника обработки  информации позволяет заполнить  эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски мысли".

Существует прием, который  позволяет СМИ не нести ответственность  за ложное сообщение. Это "серая" пропаганда - пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник. Обычными стали ссылки на "высокопоставленного чиновника из кругов, близких к…, который пожелал остаться неизвестным".

Использование слухов. Под  слухами понимается передаваемая в  межличностном общении информация, касающаяся важных событий в общественной жизни и отражающая стремление людей  домыслить неясную для них  ситуацию. В основе слухов нередко  лежат ложные сведения, слухи могут  быть следствием дефицита информации. С одной стороны, они объясняют  ситуацию, а с другой, помогают людям  снять эмоциональное напряжение.

Информация о работе Манипулирование общественным мнением через СМИ