Манипулирование общественным мнением через СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Манипуляция общественным мнением (син. "манипуляция массовым сознанием") -- один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С. Г. Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.

Содержание

Введение
1. Манипулирование общественным мнением через СМИ
2. Манипулятивные приемы в СМИ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

манипуляции.docx

— 31.48 Кб (Скачать файл)

Повторение. Это главный  метод закрепления нужных стереотипов  в сознании. С.Г. Кара-Мурза приводит слова С. Московичи: "Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает  утверждениям вес дополнительного  убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в  различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими". Специалистам по манипулированию хорошо известен простой психологический эффект: образ, который человек запомнил, становится для него "своим", поэтому человек доверяет этому образу. Важно помнить, что память практически не контролируется сознанием, что, естественно, облегчает манипулирование.

Этот метод воздействует на подсознание человека, побуждая его принимать утверждения целиком  и безоговорочно и превращая  их в действие. Повторяющаяся мысль  сводит рассуждения людей к минимуму и превращается в очевидность, не зависящую от времени, места и личности.

Дробление. Он состоит в  разделении целостной проблемы на отдельные  фрагменты таким образом, чтобы  читатель или зритель не смог их соединить и осмыслить проблему. Дроблению служит множество технических  приемов: разбиение газетной статьи на части и помещение их на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой. Г. Шиллер дает такое объяснение: "Что бы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях". Разрывая на части информацию о важном событии, удается снизить его воздействие на массы или вообще лишить его смысла.

Разновидностью дробления  является "конструирование" сообщения  из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные "крупицы" сообщения  ложью не являются, но то целое, что "слепил" из них репортер или  редактор, может не иметь с действительностью ничего общего.

Срочность. Метод состоит  в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. В США считается, что нагнетаемое  ощущение срочности сообщений создает ощущение необычайной важности предмета информации Постоянное обновление информации лишает ее структуры и мешает человеку осмыслить и понять сообщения, ведь они вытесняются еще более новыми. Поскольку человек концентрируется на событиях, происходящих в данный момент, у него рвется связь с прошлым, а это крайне важно для снятия психологической защиты от манипуляции.

Сенсационность. Система  сенсаций позволяет дробить информацию так, чтобы аудитория не получила полного и целостного знания о  проблеме. "Это - сообщения о событиях, которым придается столь высокая  важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все  внимание публики". При помощи данного  метода можно умолчать о событиях, которые публика не должна заметить. Событие, чтобы быть отобранным в  разряд сенсационных, должно содержать сигнал высокой запоминаемости, хотя бы на подсознательном уровне (аномалии, патологии). Общество под постоянным воздействием сенсаций, особенно несущих негативную информацию, достигает необходимого для манипулятора уровня "нервозности", ощущения постоянного кризиса и напряжения. Информация, поданная на телевидении в виде сенсации, обычно сопровождается интервью в прямом эфире, репортажами с места события, что создает у зрителя ощущение достоверности информации и отсутствия посредника между ним и реальностью. Но, как правило, сенсационная информация искажает происшедшее событие, и ощущение достоверности у зрителя является иллюзией.

Манипуляция посредством  формирования и распространения  образов. Ее суть в том, что в зависимости  от целей и конкретных задач формируются  и распространяются заранее "сконструированные" образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров. Такие образы, как правило, неадекватно  отражают реальные характеристики лиц  и, следовательно, дезориентируют людей, попавших под соответствующее информационно-психологическое  воздействие, вызывающее некритическое  восприятие или усвоение информации.

Манипулятивная семантика или использование слов, относящихся к основным ценностям общества. Метод состоит в использовании эмоционально окрашенных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации. Также метод используется для изменения смысла слов и понятий.

Грандиозная работа по созданию специального языка для сообщений  прессы была проведена в США во время войны во Вьетнаме. Принцип  заключается в подборе из диапазона  смыслов какого-либо слова близких  к нему по значению. Важно учитывать, какое воздействие оказывает  слово, какие ассоциации пробуждает его произнесение или прочтение. Из языка были исключены все слова, вызывающие отрицательные ассоциации: война, наступление, оружие по уничтожению  живой силы. Вместо них были введены  нейтральные слова: конфликт, сдержанность, операция, устройство. В качестве позитивных слов выступали: изменение, искренний, помощь, права, реформы, выбор, доверие, обязанность и др.

Прием "сияющего обобщения" является разновидностью манипулятивной семантики. Он заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим позитивную эмоциональную окраску - символом. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. Этот прием скрывает негативные стороны и не вызывает у аудитории нежелательных эмоций (например, "свободный мир", "демократия", "суверенитет, "народовластие").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в современном обществе человек подвергается одновременному воздействию со стороны печатных СМИ, радио и телевидения, а значит, своего рода манипулированию. Укрыться от информационных потоков практически  невозможно, где бы ни находился  объект их воздействия. Большую роль в этом плане сыграло изобретение  переносных и автомобильных радиоприемников  и телевизоров. Ориентироваться  в огромном объеме информации крайне трудно, так как человек не всегда имеет возможность проверить  достоверность получаемых сведений. Порой ему не остается ничего иного, как принимать предлагаемую информацию на веру, что может способствовать формированию представлений, не имеющих  ничего общего с истинным положением вещей.

Таким образом, средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную  роль, когда подменяют свою изначальную  функцию информирования населения  на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений. Некоторые исследователи  выделяют два основных подхода к  пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного  и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально-ответственная журналистика подразумевает использование СМИ  для поддержания основ общества и воспитания людей с целью  усовершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход, как  правило, характерен для обществ, где  СМИ монополизированы государством. Его критики считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими  социальные ценности в обществе, в  котором существуют различные точки  зрения.

Что же касается самого объекта  организованного информационно-психологического воздействия - индивидуума, то ему предоставляется  определенное пространство для духовной деятельности. Это пространство - культура, и в современном мире навязывания  стандартов это чуть ли не единственная среда для российского человека, где он независимо формирует свое сознание и - как результат внутреннего  анализа своих представлений - свое мнение относительно происходящего  вокруг. "Общество проявляет и  осознает себя в культуре, которая  является его непременным условием и результатом его существования. По ней можно судить о социальном портрете и духовном облике общества, внутренних стимулах его развития. Тесное взаимодействие социальной и  культурной сфер, их взаимопроникновение  является характерным и существенным признаком состояния духовной жизни  общества".

Пространство этой духовной независимой деятельности сейчас ограничивается строгими рамками фундаментальных  ценностей западного демократического общества (понятно, что огромная часть населения планеты исповедует другие ценности, и водораздел проходит в рамках схематического деления Север-Юг). Эта минимальная духовная свобода служит для того, чтобы индивидуум не забыл, что он живет в демократическом обществе и самостоятельно определяет свое место в жизни.

Таким образом, можно утверждать, что основная роль отечественных  СМИ в настоящее время не столько  информационная, сколько идеологическая. Не случайно поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания.

 

 Литература

(Вся литература использовалась  в электронном виде)

1. Суслов Е.В. СМИ как  инструмент формирования общественного  мнения в процессе становления  гражданского общества. Дисс... канд.полит.наук. - М., 2004. – 170

2. Паренти М. Демократия для немногих.- М., 1990. С. 216

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция  сознанием. - М., 2004

 

 


Информация о работе Манипулирование общественным мнением через СМИ