Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:29, реферат
Манипуляция общественным мнением (син. "манипуляция массовым сознанием") -- один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С. Г. Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.
Введение
1. Манипулирование общественным мнением через СМИ
2. Манипулятивные приемы в СМИ
Заключение
Список литературы
Повторение. Это главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании. С.Г. Кара-Мурза приводит слова С. Московичи: "Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими". Специалистам по манипулированию хорошо известен простой психологический эффект: образ, который человек запомнил, становится для него "своим", поэтому человек доверяет этому образу. Важно помнить, что память практически не контролируется сознанием, что, естественно, облегчает манипулирование.
Этот метод воздействует
на подсознание человека, побуждая
его принимать утверждения
Дробление. Он состоит в
разделении целостной проблемы на отдельные
фрагменты таким образом, чтобы
читатель или зритель не смог их
соединить и осмыслить
Разновидностью дробления является "конструирование" сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные "крупицы" сообщения ложью не являются, но то целое, что "слепил" из них репортер или редактор, может не иметь с действительностью ничего общего.
Срочность. Метод состоит в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. В США считается, что нагнетаемое ощущение срочности сообщений создает ощущение необычайной важности предмета информации Постоянное обновление информации лишает ее структуры и мешает человеку осмыслить и понять сообщения, ведь они вытесняются еще более новыми. Поскольку человек концентрируется на событиях, происходящих в данный момент, у него рвется связь с прошлым, а это крайне важно для снятия психологической защиты от манипуляции.
Сенсационность. Система
сенсаций позволяет дробить информацию
так, чтобы аудитория не получила
полного и целостного знания о
проблеме. "Это - сообщения о событиях,
которым придается столь
Манипуляция посредством
формирования и распространения
образов. Ее суть в том, что в зависимости
от целей и конкретных задач формируются
и распространяются заранее "сконструированные"
образы или имиджи конкретных лиц, фирм
и организаций, идей, программ, товаров.
Такие образы, как правило, неадекватно
отражают реальные характеристики лиц
и, следовательно, дезориентируют людей,
попавших под соответствующее
Манипулятивная семантика или использование слов, относящихся к основным ценностям общества. Метод состоит в использовании эмоционально окрашенных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации. Также метод используется для изменения смысла слов и понятий.
Грандиозная работа по созданию специального языка для сообщений прессы была проведена в США во время войны во Вьетнаме. Принцип заключается в подборе из диапазона смыслов какого-либо слова близких к нему по значению. Важно учитывать, какое воздействие оказывает слово, какие ассоциации пробуждает его произнесение или прочтение. Из языка были исключены все слова, вызывающие отрицательные ассоциации: война, наступление, оружие по уничтожению живой силы. Вместо них были введены нейтральные слова: конфликт, сдержанность, операция, устройство. В качестве позитивных слов выступали: изменение, искренний, помощь, права, реформы, выбор, доверие, обязанность и др.
Прием "сияющего обобщения" является разновидностью манипулятивной семантики. Он заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим позитивную эмоциональную окраску - символом. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. Этот прием скрывает негативные стороны и не вызывает у аудитории нежелательных эмоций (например, "свободный мир", "демократия", "суверенитет, "народовластие").
Заключение
Итак, в современном обществе
человек подвергается одновременному
воздействию со стороны печатных
СМИ, радио и телевидения, а значит,
своего рода манипулированию. Укрыться
от информационных потоков практически
невозможно, где бы ни находился
объект их воздействия. Большую роль
в этом плане сыграло изобретение
переносных и автомобильных
Таким образом, средства массовой
информации в жизни современного
общества порой играют весьма опасную
роль, когда подменяют свою изначальную
функцию информирования населения
на выполнение задач по формированию
определенных взглядов, представлений,
мнений. Некоторые исследователи
выделяют два основных подхода к
пониманию роли журналистики в обществе.
Сторонники либерального подхода считают,
что все, что происходит интересного
и важного для населения, должно
быть отражено в новостях. Так называемая
социально-ответственная
Что же касается самого объекта
организованного информационно-
Пространство этой духовной
независимой деятельности сейчас ограничивается
строгими рамками фундаментальных
ценностей западного
Таким образом, можно утверждать, что основная роль отечественных СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания.
Литература
(Вся литература
1. Суслов Е.В. СМИ как
инструмент формирования
2. Паренти М. Демократия для немногих.- М., 1990. С. 216
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2004
Информация о работе Манипулирование общественным мнением через СМИ