Маргиналы как социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Повсюду в современном мире происходит все расширяющееся и углубляющееся взаимодействие культур, обусловленное взаимодействием обществ. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой.

Вложенные файлы: 1 файл

Маргиналы как социальная группа.docx

— 52.94 Кб (Скачать файл)

1.3. Социальная  мобильность и маргинальность.

Несмотря на то, что проблематика маргинальности пришла в социологию именно в связи с исследованием  миграции и проблем, возникающих  у человека в новой среде7, объединения концепций маргинальности и мобильности не произошло. Можно говорить только о пересечении двух традиций, которое носит, в основном, инструментальный характер. Например, концепция мобильности привлекается в исследованиях маргинальности для уточнения эмпирических границ этого явления.8

В исследованиях маргинальности одна из важнейших проблем эмпирическая фиксация этого феномена, решается с привлечением традиций исследования мобильности, когда мы диагностируем  состояние маргинальности по факту  перехода в другую (чаще всего, "окраинную") социальную группу. Одного факта перехода недостаточно. Возникает целый ряд вопросов при любом ли социальном перемещении возникает состояние маргинальности? Какие дополнительные индикаторы помогают нам его фиксировать?

Возникновение массовой социальной мобильности связано с процессами модернизации и активизация мобильности происходит через разрушение представлений о неизменности иерархии неравенства, формирование достижительских ценностей.9 Сегодня же мировоззренческие ориентиры меняются, карьера, продвижение наверх перестает восприниматься как безусловная ценность. Следовательно, возникает вопрос об изучении мобильности на микроуровне, исследовании самого момента перехода, его "движущих силах" и субъективной значимости. И в этом анализе может быть полезна концепция маргинальности.10

Маргинальность:

С первого взгляда представляется, что концепция мобильности согласуется  со структурным пониманием маргинальности, поскольку именно в рамках этого  подхода отрабатывается связь маргинализации с процессами, происходящими в социальной структуре. Однако, в действительности, такое решение оказывается непродуктивным. В рамках структурного подхода, прежде всего, рассматриваются группы, которые в результате структурных преобразований перемещаются к периферийным областям социальной структуры.

Культурный подход, определяющий маргинальность как состояние групп  людей или личностей, поставленных на грань двух культур, участвующих  во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной  из них, представляется более адекватным, поскольку акцентирует внимание на общности ситуации для индивидов  и сущностных характеристиках этой ситуации. Ситуация маргинальности возникает  на основе противоречия систем ценностей  двух культур, в которых участвует  индивид, и проявляется в двусмысленности, неопределенности статуса и роли.11

По классификации маргинальности, предложенной Д. Б. Манчини12, можно говорить о сущностной и процессуальной маргинальности, различие между которыми статичность или динамичность маргинальной позиции.

Социальная мобильность:

Наиболее общее определение  социальной мобильности перемещение  индивида в социальном пространстве. Поэтому выбор методологического  подхода к анализу мобильности, в рамках которого возможно взаимодействие с концепцией маргинальности, имеет  смысл основывать на базовом различии в понимании социального пространства, сложившемся в современной социологии. Существует два основных подхода  к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский13, различия между которыми можно свести к двум блокам:

Логика анализа социального  пространства. Если субстанциалистская традиция идет от распознавания, определения элементов социального пространства к описанию связей между ними, то структуралистский подход предполагает обратный путь — от социальных связей к описанию элементов, причем сущностные черты элементов определяются именно через социальные отношения, в которые они вовлечены.

Представление о единице  социального пространства. Для субстанциалистского подхода это индивид, вступающий во взаимодействие с другими индивидами. В структуралистском понимании единицей социального пространства является статусная позиция. Индивиды только занимают статусные позиции.

Социальные позиции конструируются в ходе сложных общественных взаимодействий и существуют независимо от индивида, мобильность же представляет собой  процесс перемещения из одной  позиции в другую.

Важная характеристика позиции  набор ролей и идентичностей, который предоставляет место  в структуре человеку, занимающему  это место. Переход в иную социальную позицию ставит индивида перед необходимостью изменения привычных образцов поведения, адаптации к новому ролевому набору, выработки новой системы координат  для различения своего положения  в обществе.

Можно заключить, что структуралистское  видение социального пространства открывает эвристические возможности  для понимания взаимосвязи между  маргинальностью и мобильностью. Любое перемещение в социальном пространстве ведет к временному состоянию маргинальности. Можно говорить о степени маргинальности, которая зависит от дистанции между социальными позициями точками перемещения. Чем больше эта дистанция, тем более отличается новый ценностно-нормативный комплекс от прежнего и тем больше усилий и времени требуется для адаптации. Можно говорить о том, что дальность перехода содержит не только пространственную, но и временную. Совместное рассмотрение проблематики маргинальности и мобильности методологически возможно и продуктивно. Важнейшими теоретическими основаниями такого анализа должны стать:

Подход к маргинальности как динамически развивающейся  ситуации, связанной с перемещением индивида между социальными статусами. Основной характеристикой этой ситуации становится нормативная и ценностная неопределенность, связанная с изменением позиции в социальном пространстве.14

Признание временного характера  маргинальности. Перемещение между  социальными статусами имеет  и временной параметр измерения  время, необходимое для адаптации  к новому ролевому комплексу, наработки  новых социальных связей.

Универсальность связи мобильности  и маргинальности. Иными словами, любое перемещение в социальной структуре сопровождается временной  маргинальностью. В социологии основное внимание уделяется изучению проблем, связанных с нисходящими перемещениями потерей работы, бедностью и пр. Маргинальность, сопутствующая восходящей мобильности, новая тема, требующая специального изучения.

При восходящей и нисходящей мобильности общие признаки маргинальности ценностная и нормативная неопределенность, кризис идентичности, сочетаются со специфичными для каждого из типов чертами. Эти различия зависят, прежде всего, от особенностей социального конструирования  высших и низших социальных позиций, и, соответственно, ситуаций восходящей и нисходящей мобильности.

 

Глава 2. «Новые» маргиналы15 или маргиналы в современном обществе.

2.1  Критерии социальной маргинальности.

Вопрос о критериях  отнесения к маргинальным группам - один из наиболее сложных теоретических  вопросов. Уже ранние критики концепции  маргинальности, указывая на всеобъемлемость термина "маргинальный человек", который, "включая все, не исключает ничего", отмечали, что он должен употребляться осторожно, и только после того, как его параметры определены (А. Грин).16 Следует подчеркнуть, что в первую очередь маргинальность - результат процессов мобильности. Р. Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом и предпочитал исследовать этот процесс скорее не с точки зрения личности, а общества, в котором он является частью.17 Иначе говоря, маргинальность группы или личности объективно определяют прежде всего внешние обстоятельства.

 Основной критерий, определяющий  состояние маргинальности индивида  или группы - это состояние, связанное  с периодом перехода, представляемого  как кризис. Этот критерий был  описан "классиками" концепции  - Р. Парком и Э. Стоунквистом. При этом следует отметить, что значимость ситуации перехода, изменения социального положения личности или группы определяется длительностью во времени, а также кардинальностью трансформации социальной среды. "Без сомнения, - отмечает Р. Парк, - периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности".18

Другой базовый критерий (или группа критериев) - неопределенность социального положения, невключенность, или неполная включенность в социальные структуры или группы. Э. Стоунквист описывает маргинальное положение социального субъекта, находящегося на краю разных культур, но не принадлежащего ни к одной из них, или состояние "между двух огней", разрешение которого зависит от психологических особенностей и способностей к адаптации личности. Сегодня одно из основных направлений исследования маргинального положения личности или группы – неопределенность самоидентификации личности (группы) при попытке самоотнесения к общепринятым, "нормативным" социальным группам. Еще одним критерием следует назвать статусную несогласованность (рассогласованность, несовместимость). Это отдельный теоретический вопрос. Он интересует нас как констатация противоречий в статусных позициях в результате изменения социального положения. Его социально-психологическая интерпретация - несовместимость притязаний личности и референтной группы (групп), к членству в которой она стремится (Мертон, Дики-Кларк, Шибутани).

Степень маргинальности - важный операциональный элемент в логической цепи исследования социально-профессиональной маргинальности. Степень маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид (является ли эта ситуация постоянной и центральной частью его жизни), и степень его адаптации (неприспосабливаемости).

Следует выделить две группы показателей степени маргинальности:    

     объективные – вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее "фатальность" (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении);

субъективные - возможности и мера адаптированности; самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма в оценке перспектив.19

2.2. проблема  маргиналов и маргинальности.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали  проблеме маргинальности качественно  новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации — все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70—80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (государственные институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений — просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп. В начале 80-х гг. в Индии, где неформально общественные движения приняли особый размах, они были обозначены именно как «маргинальные». Понятие «маргиналы» имеет в индийских условиях своеобразный двойной смысл. По случайному созвучию это слово ассоциируется с санскритской категорией «марга», означающей свободно отыскиваемый человеком духовный путь. Так что маргиналы в индийском общественном лексиконе — не просто социокультурные отщепенцы, но и те, кто ищет новых путей нравственного и общественного служения своей стране, те, кто стремится совместить новейшую общественную проблематику с гандистскими методами социального действия.

Проблема маргиналов и маргинальности имеет принципиальное значение для  судеб современной демократии. Последняя ориентируется не на растворение социокультурных групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из принципа единства человеческой природы в живом многообразии ее конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных культурных ориентации и убеждений — вот краеугольный камень современного демократического, плюралистического и правового общежития.

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые  берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время — как не сделать эти группы объектом превентивного  и беззаконного насилия, дабы не компрометировать и не обесценить все идеи и принципы демократического плюрализма? Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической  культуры и демократического правосознания, развитие в обществе принципов и  понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское  и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают  антидемократические формы сознания.20

Заключение

Маргиналы — обозначение  личностей и групп, находящихся  на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного  общества основных структурных подразделений  или господствующих социокультурных  норм и традиций. Впервые понятие  «маргиналы» было введено американскими  социологами, которые изучали в 1920-х  гг. социокультурную ситуацию на Гавайях  — территории с особой социальной и культурной пестротой населения. С тех пор понятие маргинальных личностей и групп стало одним  из важнейших в американской социологии и культуроведении, в которых  традиционно придается большое  значение утверждению и сохранению принципа гражданского равноправия  и человеческого достоинства. Проблемы различных социальных групп, объединенных признаками маргинальности в трансформирующемся обществе, тесно взаимосвязаны. В целом они имеют общий набор рецептов их решения - государственное регулирование оптимальных социальных условий; профессиональная реабилитация групп экономически активного населения и меры помощи в социальной адаптации по отношению к группам с наиболее  сложным положением. При этом тесно переплетаются государственный, региональный и самоорганизационный уровни их решения. Очевидно, что условия, факторы, этапы и длительность преодоления состояния маргинальности весьма специфичны. Они зависят от общей социально-экономической и политической ситуации в стране и соответственно от государственной политики, особенно в сфере занятости; от региональных особенностей; от особенностей и ресурсов самих "новых" маргинальных групп, которые так же разнообразны, как и их состав.

Информация о работе Маргиналы как социальная группа