Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:09, контрольная работа
В отличие от «классической» возможна и обратная последовательность маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется. Ведь деклассирование — понятие, прежде всего, социально-психологическое, хотя и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде всего — в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести.
Оглавление
Понятие
маргинальности служит для
В отличие от «классической» возможна и обратная последовательность маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется. Ведь деклассирование — понятие, прежде всего, социально-психологическое, хотя и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде всего — в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо — скорее он откажется работать вообще! Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.
Целью данной работы является:
- определение понятия маргинальность;
- рассмотрение маргиналов как социальной группы
Основу классической концепции маргинальности заложило изучение особенностей личности, находящейся на границе различных культур. Исследования проводились Чикагской социологической школой. В 1928 г. ее глава Р. Парк впервые употребил понятие "маргинальный человек".1 В. Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциация маргинальности с состоянием "промежуточности", "окрайности", "пограничности". Р. Парк отмечал, что период перехода и кризиса в жизни большинства людей сравним с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальных кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности. 2
Сегодня одно из основных направлений исследования маргинального положения личности или группы – неопределенность самоиндефикации личности при попытке самоотнесения к общепринятым социальным группам. Именно в этом направлении проведено исследование З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян и И.В. Казаринова на промышленных предприятиях. Среди работающих выделены слои маргиналов и определен их удельный вес.
Причинами возникновения маргинальных групп, по мнению российских социологов, являются: переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей.3
Источником пополнения рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступает нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. Среди них социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый.4
При сравнительном измерении степени маргинальности в социально-профессиональных перемещениях социологи выделяют две группы показателей: объективные –вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее "фатальность"; субъективные –возможности и мера адаптированности, самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма или оптимизма в оценке перспектив.
У маргинальности конструктивные или деструктивные последствия, например суицид и повышение творческой активности.
Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и не попали бы в будущем. 5
По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.
Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.
Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась их трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и "разночинцев". Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение по всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял "дикий капитализм".
В элиту вошли, кроме представителей низов, "разночинцы", т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных, существующих в любом обществе, эту часть называют "новыми бедными". Они влияют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительна черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных "новые бедные" - временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не "социального дна".6
Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества В результате численность этого класса существенно сократилась.
Понятие «маргинал» впервые появилось
во Франции как имя существительное в
1972 г. (ранее существовало только понятие
«маргинальный»). Маргиналами стали называть
тех, кто либо сам отвергает общество,
либо оказывается им отвергнутым. Незадолго
до этого страна была глубоко потрясена майскими
событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте
пришли тревога и конформизм. Власть имущие
стремились к успокоению, однако многие
выступили против возврата к традиционным
порядкам. Именно их стали называть маргиналами.
Классическая, так сказать, эталонная
фигура маргинала — человек, пришедший
из села в город в поисках работы: уже не
крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской
субкультуры уже подорваны, городская
субкультура еще не усвоена.7 Главный признак маргинализации — разрыв
социальных связей, причем в «классическом»
случае последовательно рвутся экономические,
социальные и духовные связи. При включении
маргинала в новую социальную общность
эти связи в той же последовательности
и устанавливаются, причем установление
социальных и духовных связей как, правило,
сильно отстает от установления связей
экономических. Тот же самый мигрант, став
рабочим и приспособившись к новым условиям,
еще длительное время не может слиться
с новой средой.
В отличии от «классической» возможна и обратная
последовательность маргинализации. Объективно
все еще оставаясь в рамках данного класса,
человек теряет его субъективные признаки,
психологически деклассируется.
Ведь деклассирование — понятие прежде
всего социально-психологическое, хотя
и имеющее под собой экономические причины.
Воздействие этих причин не является прямым
и немедленным: объективно выброшенный
за пределы пролетариата безработный
на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет
психологию класса и прежде всего его
трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы,
но есть деклассированные представители
рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого
аппарата.
Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.
Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России.8 Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.
Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.9
Трансформация российского общества
с неизбежностью повлекла за собой не только изменения
в социальной структуре, но и остро поставила
перед традиционными общностями вопрос
об осознании индивидуальной и групповой
социальной идентичности, интеграции
и дезинтеграции, месте в социальной иерархии,
солидарности, уровне сплоченности, системе
ценностей.10
Будучи, возможно, слабее других (хотя
это следовало бы еще доказать), они остаются
на обочине дороги, по которой продолжает
движение таранная когорта удержавшихся
в седле, безразличных к тому, как отстают
и ка падают маргиналы.
Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся
на
«окраинах», на «обочинах» или попроту
за рамками характерных для данного общества
основных структурных подразделений или
господствующих социокультурных норм
и традиций.
Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная
и притом весьма активная часть американского
общества
(этнические и религиозные меньшинства,
представители нетривиально мыслящей
художественной и научной интеллигенции
и др.). Было также замечено, что
«маргинальные» не только ограничены
в своих статусных позициях, но и подчас
оказываются не в силах реализовать творческие
возможности и тем самым обогатить общество
и материально и духовно.
Маргинальная ситуация возникает на
рубежах несхожих форм социокультурного
опыта, всегда бывает весьма напряженной
и по-разному реализуется на практике.
Она может быть источником неврозов, деморализации,
индивидуальных и групповых форм протеста.
Но оно же бывает источником нового восприятия
и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных
форм интеллектуального, художественного
и религиозного творчества.
Ретроспективный взгляд на историю мировой
культуры показывает, что многие обновляющие
тенденции в духовной истории человечества
(мировые религии, великие философские
системы и научные концепции, новые формы
художественного отображения мира) во
многом обязаны своим возникновением
именно маргинальным личностям и социокультурным
средам.11
Технологические, социальные и культурные
сдвиги последних десятилетий придали
проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация,
массовые миграции, интенсивное взаимодействия
между носителями разнородных этонокультурных
и религиозных традиций, размывание вековых
культурных барьеров, влияние на население
средств массовой коммуникации - все это
привело к тому, что маргинальный статус
стал в современном мире не столько исключением,
сколько нормой существования миллионов
и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг.
выявилось, что стало уже невозможно выражать
и отстаивать, используя интересы этих
огромных людских масс и вставших на их
сторону интеллигентов, привычные формы
социального управления (гос. институты,
политические партии, традиционные церковные
иерархии и т.д.).
Именно в этот период в мире начался бурный
процесс становления так называемых «неформальных»
общественных движений - просветительских,
экологических, правозащитных, культурных,
религиозных, земляческих, благотворительных
и др.,- движений, смысл которых во многом
связан с подключением к современной общественной
жизни именно маргинализированных групп.