Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:34, реферат
Определение исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с Правилами определения и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 года № 783. Межведомственная комиссия по вопросам миграции образована в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по вопросам миграционных процессов на территории Иркутской области.
Межведомственная комиссия по вопросам миграции
Определение исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с Правилами определения и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 года № 783.
Межведомственная комиссия по вопросам миграции образована в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по вопросам миграционных процессов на территории Иркутской области (распоряжение Губернатора Иркутской области от 27 марта 2009 года № 83-р).
Задачами комиссии являются:
определение приоритетных направлений деятельности в сфере миграции, требующих совместных действий заинтересованных органов власти, органов местного самоуправления;
выработка предложений по принятию согласованных решений заинтересованных органов власти, органов местного самоуправления в сфере миграционных процессов на территории области, в том числе в области регулирования внешней трудовой миграции;
формирование организационных планов по реализации мероприятий в области регулирования миграционных процессов, в том числе внешней трудовой миграции;
согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Журнал "Право и безопасность"
Номер - 2 (31), Июль 2009
Некоторые аспекты миграционной обстановки в субъектах Российской Федерации
Демидов А.В., Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России
На рубеже XX и XXI вв. мир столкнулся с небывалыми доселе масштабами международной миграции, явившимися одним из проявлений объективного процесса глобализации. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни между бедными и богатыми странами мира, социальная поляризация в отдельных странах, происшедшая в результате глобализации интенсификация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей, прогресс в области транспорта и связи - все это в совокупности вызвало беспрецедентно высокую мобильность населения в международном масштабе. По состоянию на 01.01.2008 свыше 200 млн человек жили за пределами стран своего рождения или своего гражданства [1].
Международная миграция во многом влияет на межгосударственные отношения, нередко вызывает серьезные осложнения. Регулирование миграции требует все более продуманной внутренней миграционной политики и глубокого международного сотрудничества.
Причин, вызывающих миграцию населения, много. Это и проблемы экономического характера (безработица, низкий уровень жизни, невозможность самореализоваться в своем регионе и в своей стране по избранной специальности), а также военно-политические обстоятельства (внутренние конфликты, войны), преследования на религиозной, этнической и иной почве.
Не обошли миграционные процессы и Россию. Развал Советского Союза, разрушение сложившейся в течение 70 лет политической и социально-экономической системы, дестабилизация экономического положения, попытки создать в ряде бывших республик СССР моноэтнические государства и, соответственно, последовавшие за этим попытки выталкивания из этих республик русского и русскоговорящего населения, вспыхивающие на пространстве СНГ конфликты - все это привело к массовому нерегулируемому перемещению населения, затронувшему миллионы людей.
Наряду с возрастанием трансграничного перемещения населения, проходившего в законных рамках, наша страна, начиная с середины 1990-х гг., столкнулась с новым для себя явлением - нелегальной миграцией.
Все перечисленное привело к тому, что в последнее время в нашей стране происходит осознание важности комплексного исследования миграционной ситуации с целью нахождения эффективного решения возникающих проблем. Большое число исследователей, включая автора этих строк, посвятили свои работы изучению миграционной обстановки в нашей стране и формированию современной миграционной политики Российской Федерации [2]. Однако, как представляется, недостаточно изученными остаются некоторые аспекты миграционной ситуации в российских регионах.
Обстановка в регионах в сфере миграции интересна уже хотя бы тем, что именно на местах явственнее, чем на федеральном уровне, проявляются проблемы, имеющиеся в этой области, а также намечаются возможные пути их решения. Проходящие в регионах процессы имеют характер как постоянного, так и «маятникового» (сезонного) свойства.
Как показывает анализ имеющейся информации, поступающей из регионов, миграционная обстановка в целом ряде субъектов РФ остается сложной. В силу снижения численности местных трудовых ресурсов из-за оттока трудоспособного населения, естественной убыли, перед регионами встает задача привлечения иностранной рабочей силы. Иностранные рабочие занимают в первую очередь те рабочие места, которые не пользуются спросом у граждан России в силу низкой оплаты труда либо по причине малой престижности. Ряд регионов, к примеру Псковская область, используется как транзитный коридор на пути в Прибалтику и в Западную Европу.
Потребность субъектов РФ в иностранной рабочей силе определяется состоянием их экономики. Ряд регионов в силу своего географического положения, развитости экономики является притягательным для пребывания иностранных граждан. Так, по информации администрации Новосибирской области, в последние несколько лет основным фактором, стимулировавшим приток в область иностранной рабочей силы, был строительно-инвестиционный подъем, диктовавший устойчивый спрос на специалистов рабочих профессий, прежде всего, строительного профиля. В Республике Саха (Якутия) в течение всего 2008 г. сохранялась тенденция к росту числа работающих иностранных граждан (всего въехало 21,96 тыс. человек, что на 27,2% больше показателей 2007 г.). Аналогичная тенденция отмечалась в Башкортостане (в 2008 г. въехало 86 699 иностранцев против 10 769 в 2007 г.), а также в Хабаровском крае (75 639 иностранцев в 2008 г. против 64 952 в 2007 г., рост - 16,4%), в Республике Марий Эл (рост - 68%), в Архангельской области (рост - 12%) [3]. Расширение миграционного притока отмечается и в Республике Тыва.
При анализе материалов, поступающих из российских регионов, в первую очередь обращает на себя внимание то, что количество трудовых мигрантов (а люди из-за пределов России приезжают в нашу страну в первую очередь на заработки) значительно превышает установленную Правительством РФ квоту на выдачу разрешений на занятие трудовой деятельностью. Такая ситуация отмечается в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской области. В результате мигранты устраиваются на работу всеми правдами и неправдами, в том числе не имея разрешений. Отмечается, что 80% иностранцев, незаконно осуществляющих трудовую деятельность, при въезде заявляет частную цель визита. Для граждан Грузии характерно, что по окончании сроков действия виз они не покидают территорию России.
В качестве причин такого явления можно выделить:
сохранение безвизового въезда на территорию России для граждан большинства государств СНГ (по информации администрации Сахалинской области, 95% иностранцев, получающих разрешение на временное проживание, прибывают на территорию области из государств СНГ, в Удмуртии - 80%, в Северной Осетии - 84,9%);
при оформлении разрешений на трудовую деятельность для граждан государств Содружества отсутствует привязка к конкретному работодателю;
длительная (2-3 мес.) процедура получения федерального разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
несовершенство системы трудоустройства иностранных граждан, а также неэффективное функционирование механизма квотирования (слабая осведомленность иностранцев о наличных вакантных рабочих местах в регионах; отсутствие взаимосвязи между подачей работодателем заявки на иностранную рабочую силу и гарантированным получением иностранных работников; отсутствие преимущественного права работодателей, чьи заявки учтены при формировании квоты, пользоваться этой квотой; отсутствие дифференциации квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам, прибывающим в Россию по визам, и в порядке, не требующем виз);
длительные (2-6 мес.) сроки исполнения российскими консульскими загранучреждениями (РКЗУ) запросов территориальных органов ФМС России по проверке наличия гражданства РФ/отказа от гражданства РФ в отношении лиц, приобретших гражданство в РКЗУ;
непредоставление при оформлении территориальными органами ФМС России иностранным гражданам разрешений на временное проживание и видов на жительство, посольствами государств СНГ либо их МВД (Киргизия, Молдавия, Украина, Узбекистан), ответов на запросы о подтверждении принадлежности к гражданству указанных стран, а также наличия/отсутствия у проверяемых граждан судимости;
длительные сроки исполнения консульскими учреждениями иностранных государств на территории России запросов органов ФМС России по установлению личностей иностранных граждан и др., что затрудняет своевременное оформление иностранным гражданам документов для выезда из России и, как следствие, увеличивает сроки их незаконного пребывания на территории России (на это указывают Правительство Бурятии и администрация Сахалинской области);
слабая материальная база областных и республиканских УФМС, не соответствующая объему задач, решаемых службой.
На фоне отмеченных проблем вызывает недоумение периодическое ничем не объясняемое снижение Правительством РФ по представлению ФМС России квот на въезд иностранных рабочих без учета региональной специфики. Так, по информации администрации Сахалинской области, в 2008 г. квота для Сахалина и Курил была снижена на 3 тыс. человек. Такое снижение трудно назвать целесообразным, поскольку областной рынок труда нуждается в кадрах для строительной и лесной отраслей, а также для сельского хозяйства. И уже сейчас очевидно, что не все имеющиеся вакансии будут заполнены российскими гражданами, с учетом достаточно суровых климатических условий в этом регионе.
Похожая ситуация складывается в Самарской области. Квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 г. утверждена в размере 39 тыс. человек, что на 5,6% меньше цифры, запрошенной областной администрацией. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений в целях осуществления трудовой деятельности - 6,2 тыс. человек (на 26,5% меньше предложения области).
В то же время ряд регионов не выбирает выделенную квоту (Архангельская область использует квоту лишь на 58%, Татарстан - на 28,9%). Отчасти это происходит вследствие того, что квоты принимаются и доводятся до регионов с опозданием (так, квота 2008 г. была утверждена лишь в октябре), когда работников уже сложно привлечь [4].
Отмечается и такой момент - для предприятий, создаваемых в настоящее время, выделение квоты на использование иностранной рабочей силы запланировано лишь на 2011 г.
Целый ряд российских регионов (например, Еврейская автономная область) справедливо указывает на то, что снижение квот на легальное привлечение иностранной рабочей силы в реальности приводит не к уменьшению количества иностранных работников, занятых в российской экономике, и, соответственно, высвобождению рабочих мест для трудоустройства российских граждан, а к увеличению численности нелегальных трудовых мигрантов.
Как представляется, существующий порядок формирования квот для регионов требует совершенствования. В этой связи, возможно, есть смысл подумать о предоставлении российским регионам полномочий самим устанавливать численность привлекаемых иностранных работников, гибко реагируя на объективные изменения на рынке труда. Субъектам РФ можно было бы дать право, при соблюдении общей численности, перераспределять квоту между разными категориями работников. Кроме того, регионы, где отмечается естественный рост численности населения (к примеру, Краснодарский край), могли бы быть уполномочены самостоятельно снижать такую квоту.
Нелегальная миграция несет в себе угрозу распространения преступности. Влияние на рост преступности, на формирование и пополнение этнических организованных преступных групп может оказать массовое увольнение иностранцев, происходящее в результате последствий мирового финансового кризиса. На совершение преступлений мигрантов толкает в том числе отсутствие у многих из них финансовой возможности вернуться на родину. Так, за 2008 г. иностранными гражданами только в одном Хабаровском крае совершено 274 преступления, что на 10% больше, чем в 2007 г., в Якутии - 112 преступлений (рост на 67,1%), число преступлений, совершенных мигрантами в Пензенской области в 2008 г., в 1,5 раза превысило аналогичный показатель 2007 г. Наибольшее число правонарушений отмечается со стороны граждан Азербайджана, Узбекистана и лиц без гражданства.
Другой опасностью, которую таит в себе нелегальная миграция, является распространение инфекционных заболеваний. Как известно, для получения разрешения на трудовую деятельность мигранты должны представить документы, удостоверяющие их состояние здоровья. Администрации и правоохранительные органы российских регионов обратили внимание на то, что среди соискателей трудоустройства получили широкое распространение поддельные медицинские документы. Наиболее фиктивные медицинские документы распространены среди трудовых мигрантов из КНР. Подобное явление несет в себе угрозу распространения инфекционных болезней на территории России. К примеру, в одной Пензенской области в 2008 г. среди мигрантов выявлено 43 носителя опасных инфекционных заболеваний.
Информация о работе Межведомственная комиссия по вопросам миграции