Межведомственная комиссия по вопросам миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

Определение исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с Правилами определения и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 года № 783. Межведомственная комиссия по вопросам миграции образована в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по вопросам миграционных процессов на территории Иркутской области.

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция и ее влияние на рынок труда.doc

— 204.60 Кб (Скачать файл)

 

Большие проблемы с выдворением незаконных трудовых мигрантов создает отсутствие у Российской Федерации соглашений о реадмиссии с государствами Средней Азии (на это, к примеру, обращает внимание администрация Омской области). Несмотря на рост числа трудовых мигрантов из СНГ, международные контакты региональных администраций с этими государствами носят эпизодический характер. Нет действующих договоров о сотрудничестве с регионами государств СНГ.

 

Работа по противодействию нелегальной миграции осложняется отсутствием в целом ряде регионов (Ростовская область, Дагестан) центров временного содержания иностранцев, подлежащих по решению суда административному выдворению из России.

 

Официальной политикой руководства многих российских регионов является привлечение, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов в особо значимые области. Особенно это касается крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов. На этом фоне обращает на себя внимание низкий уровень квалификации большинства прибывающих иностранных рабочих. Большая часть трудовых мигрантов занята в двух сферах - строительстве и торговле, т.е. на рабочих местах с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда. Низкая квалификация работников существенно ограничивает возможности их использования. Так, в Северной Осетии доля квалифицированных работников не превышает 10%. Даже в сфере сельского хозяйства и строительства требуются квалифицированные специалисты со стажем работы не менее 3 лет. В Свердловской области даже в сфере клининговых услуг примерно только половина предприятий готовы принять на работу иностранца, да и то при условии, что все его документы в полном порядке. Некоторым работодателям приходится обучать иностранных работников в профтехучилищах. Препятствием для получения работы является традиционно плохое знание ими русского языка.

 

В последнее время актуальной стала проблема деятельности многочисленных посредников, формально выдающих разрешения на работу. Они не ведут дальнейшего сопровождения мигранта, не гарантируют трудоустройства, увеличивается число поддельных документов. В этой связи интересен опыт, применяемый администрацией Свердловской области, по аккредитации организаций, представляющих посреднические услуги. Как ожидается, такая аккредитация повлечет за собой повышение качества услуг и большую ответственность за выданные разрешения, гарантирует занятость трудовых мигрантов. Таким образом, консолидация усилий всех, кто занимается проблемами трудовых мигрантов, сделает привлечение иностранной рабочей силы плановым, регулируемым. В частности, как ожидается, такое регулирование даст возможность перенаправлять миграционную волну в депрессивные районы, на новостройки.

 

Проблемой является обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых отличий. По результатам социологических исследований, проведенных в регионах, только каждый третий коренной житель лояльно относится к приезду мигрантов (к примеру, в Удмуртии лишь 7% опрошенных поддерживают привлечение иностранной рабочей силы). Большинство же либо выступает категорически против, либо ставит приезд в зависимость от национального признака. Наиболее спокойно коренное население относится к приезду граждан Украины и Белоруссии. Сказываются здесь национальный состав мигрантов, их вероисповедание и культурные традиции, влияющие на быстроту адаптации к социальной среде принимающего региона.

 

Вопрос социально-психологической адаптации иммигрантов в новой среде остается одним из наиболее сложных в миграционной сфере для российских регионов. В этой связи приоритетной задачей государственных и общественных организаций на региональном уровне остается формирование толерантных отношений между представителями различных национальностей, религий, культур, проживающих на одной территории.

 

В процессе совершенствования миграционного законодательства в отношении учета иностранных граждан как-то «потерялась» норма, регламентирующая учет иностранцев, обучающихся в учебных заведениях. В результате сегодня учебное заведение, выступающее в качестве принимающей стороны, может поставить на миграционный учет учащегося только на 90 сут, после чего он должен выехать из Российской Федерации, затем опять въехать. То есть процедура регистрации будет повторяться в течение всего срока его обучения каждые 3 мес. Это создает особые проблемы для иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах, расположенных вдали от Москвы, от консульских учреждений своих стран и от международных аэропортов.

 

В общем комплексе миграционных проблем, с которыми сталкиваются российские регионы, важное место занимают вопросы, связанные с реализацией Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Как известно, 12 российских регионов [5] Указом Президента РФ определены в качестве «пилотных» в деле реализации Госпрограммы [6].

 

Вместе с тем и в этом вопросе не все благополучно. Так, в информации, поступившей из Калининградской области, отмечаются отказы соотечественникам от участия в программе по мотивам отсутствия вакансий, несоответствия заявленной квалификации реальным практическим навыкам, по возрасту кандидата, вследствие несоответствия потребностей кандидата возможностям региона.

 

Сам переезд соотечественников часто задерживается из-за затягивания сроков оформления документов. Во многих регионах, к примеру, в Омской области отмечается отсутствие возможности в полном объеме оказать содействие соотечественникам, желающим переселиться в регион, ввиду длительного процесса согласования соответствующей региональной программы.

 

Но, что особенно важно и что особенно дискредитирует всю Госпрограмму, так это сложности с трудоустройством соотечественников, вызванные тем, что для некоторых работодателей, из соображений экономии на социальных выплатах, по-прежнему предпочтительным является прием на работу иностранцев, включая нелегальных мигрантов, из государств СНГ. В результате, как отмечают в ряде российских регионов, Госпрограмма работает неэффективно. Так, по информации из Приморского края, за 2006-2008 гг. в край прибыло всего 27 участников программы.

 

Российским регионам приходится сталкиваться в миграционной сфере и с проблемами другого плана. Значительное место в них занимают вопросы, связанные с функционированием процедур определения статуса беженца, размещением у себя лиц, прибывших из зон конфликтов и получивших такой статус. Так, значительный объем работы пришлось проделать территориальным органам ФМС России в Северной Осетии в связи с массовым исходом населения из Южной Осетии в августе 2008 г.

 

Отдельной темой видится проблема освещения миграционной политики в российских СМИ, включая как центральные, так и региональные издания. Пока, к сожалению, российская пресса при подаче сохраняющихся нерешенных вопросов проявляет больше склонности не искать им решения, а нагнетать эмоции, не задумываясь о последствиях. А ведь нужно помнить, что речь идет о крайне деликатных проблемах. Необходимо быть максимально корректным и не забывать об огромной ответственности, особенно в период кризисов, когда необдуманное высказывание может спровоцировать агрессию по отношению к представителям другой национальности.

 

В результате рассмотрения миграционной обстановки в субъектах РФ представляется целесообразным высказать некоторые рекомендации.

 

С учетом того, что основную часть трудовых мигрантов в России составляют граждане государств СНГ, очевидно, следовало бы отойти от принципа свободного пересечения границы с государствами Содружества и разработать механизм регулирования безвизового въезда граждан государств СНГ в Россию. Может быть, стоит ввести систему приглашений, выдаваемых физическими и юридическими лицами.

 

На федеральном уровне необходимо ускорить разработку и заключение двусторонних соглашений о реадмиссии, прежде всего представляющими террористическую и миграционную опасность (государства Средней Азии, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, КНР).

 

Целесообразно устанавливать срок пребывания иностранных граждан-студентов на учебный год или даже на весь срок обучения.

 

Необходимо использовать цивилизованные методы подбора персонала - через службы занятости, кадровые агентства, в том числе путем соглашений с зарубежными организациями, осуществляющими подбор персонала, а не принимать иностранного гражданина на работу «с улицы».

 

Кроме того, хотелось бы предложить следующее:

 

внести изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части передачи полномочий по выдаче работодателям разрешений на привлечение иностранных работников, въехавших в Россию в визовом порядке, территориальным органам ФМС России, что позволит в установленные сроки рассматривать документы работодателю, оперативно реагировать на изменения в законодательстве по трудовой миграции;

информировать уполномоченные службы стран исхода трудовых мигрантов и самих потенциальных мигрантов о резком сокращении рабочих мест в российских регионах. Ввести в качестве обязательного требование о пересечении границы только после подтверждения договоренности о приеме на работу;

сократить число посредников, формально выдающих разрешения на работу;

практически и юридически решить проблему цивилизованного возвращения в страну исхода как нелегальных мигрантов, так и мигрантов, которые лишились рабочих мест в результате экономического кризиса;

расширить полномочия субъекта РФ по формированию квот на иностранную рабочую силу посредством наделения межведомственной комиссии правом перераспределения квот между работодателями. Таким образом будут соблюдены интересы вновь создаваемых предприятий, что снизит поток обращений из регионов по вопросу корректировки квот на текущий год;

создать на Дальнем Востоке России более благоприятные условия для переселения соотечественников из-за рубежа. Особое внимание при этом обратить на необходимость создания благоприятных условий для прибытия переселенцев на территории вдоль границы с КНР;

внести изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в части решения вопроса участия федерального бюджета в решении вопросов жилищной проблемы переселенцев-соотечественников;

организовать широкомасштабную рекламно-информационную кампанию по созданию привлекательного образа нашей страны как в самой России, так и за рубежом.

Миграционную обстановку в России вообще и в российских регионах в частности можно с полным основанием охарактеризовать как сложную и неоднозначную. Причина тому - Российской Федерацией провозглашена в принципе правильная, но не сопровождающаяся должным теоретическим, юридическим и административным обеспечением политика открытости, в том числе в области въезда в страну и выезда из нее. Дальнейшее промедление в решении существующих миграционных проблем может не только осложнить ход и поставить под сомнение результаты политических и социально-экономических реформ внутри страны, но и серьезно подорвать авторитет государства на международной арене.

 

Только тогда, когда миграционные процессы станут по-настоящему контролируемыми, в том числе с точки зрения определения «качественного» состава мигрантов, регионов их размещения, они будут способствовать выходу из сложностей, спровоцированных мировым экономическим кризисом.

 

Кроме того, совершенно очевидно, что внешняя трудовая миграция как в Россию, так и за ее пределы, стала одним из серьезных факторов социально-экономического развития страны, без учета которого уже нельзя строить планы дальнейшего хода реформ в России. Сейчас во главу угла надо ставить работу по наведению порядка в вопросах привлечения иностранной рабочей силы, оптимизации ее квотирования, процедур оформления разрешений на работу, принятия других мер, нацеленных на совершенствование миграционной политики.

 

Россия объективно заинтересована как в иммиграции необходимых экономике страны иностранных работников, так и в регулируемом выезде за рубеж граждан нашей страны с целью получения необходимой квалификации. Стране необходима разработка современных мер регулирования международных трудовых отношений, законодательного регламентирования трудовой эмиграции и иммиграции.

 

В плане изучения соответствующего международного опыта, по мнению автора, следовало бы, отбросив крайности, характерные для западноевропейского рестриктивного миграционного режима («шенгенский режим»), творчески применять к российской специфике позитивный опыт регулирования миграционных потоков, допускающий ограниченный въезд лиц, имеющих требуемые профессиональные и образовательные навыки.

 

Высокий динамизм социальных процессов дает основание утверждать, что не стоит откладывать «на потом» решение «неудобных» проблем в отношениях с сопредельными странами из опасений вызвать осложнения в двусторонних отношениях. Отложенные вопросы со временем, как правило, перерастают в проблемы трудноразрешимые, вызывающие трения в том числе и на политическом уровне. Осложнения, вызванные «застарелыми» проблемами, значительно перевешивают по своим последствиям сложности, возникающие в результате принятия обоснованных и решительных мер по снятию только что возникших вопросов.


Информация о работе Межведомственная комиссия по вопросам миграции