Межличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

Нападки и притеснения со стороны коллег по работе известны давно, а само это явление получило название моббинг. Этим словом обозначается ситуация, в которой сотрудники фирмы на своем рабочем месте подвергаются конфронтации со стороны коллег и руководства.

Содержание

Введение
1)Причины неожиданного межличностного конфликта
2)Как выявить жертву моббинга
3)Что можно предпринять
4)Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

                                                         Контрольная работа

по дисциплине: Конфликтология

                                         по теме: Моббинг

 

                                                                             Исполнитель: студентка

Направление__________

Профиль

группа__________

Ф.И.О ______________

 

 

 

 

 

                                     

                                                            

 

                                                         Екатеринбург

2012

                                                                Содержание:

Введение

1)Причины неожиданного  межличностного конфликта

2)Как выявить жертву  моббинга

3)Что можно предпринять

4)Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нападки и притеснения  со стороны коллег по работе известны давно, а само это явление получило название моббинг. Этим словом обозначается ситуация, в которой сотрудники фирмы  на своем рабочем месте подвергаются конфронтации со стороны коллег и  руководства.

Помимо межличностных  конфликтов из-за различия бытовых  интересов сотрудников (а развитие общества, совершенствование организационной  структуры фирмы и рост благосостояния сотрудников снижает их вероятность  — конфликты по поводу распределения  заказов, талонов на товары, очереди  на холодильник или квартиру, кажется, ушли в прошлое) в организации  возможны межличностные конфликты  другого типа.

Нападки и притеснения  со стороны коллег по работе как  явление известны уже давно, но как  отдельная психологическая проблема они были выделены только в конце 70-х — начале 80-х годов. Первые исследования были проведены в Швеции. Само явление получило название моббинг (от англ. mobbing — притеснять и преследовать кого-либо, кому-то грубить, нападать или  придираться). Этим словом обозначается ситуация, в которой оказываются  сотрудники фирмы на своем рабочем  месте, подвергаясь конфронтации со стороны коллег, а порой и начальства. В развитых странах, как показывает статистика, это явление становится причиной существенного снижения экономической  эффективности бизнеса: почти каждый двадцатый вновь нанимающийся подвергается моббингу на новом месте (5%). При этом необходимо учитывать, что это только в момент приема на работу. Процент  же людей, которые во время дальнейшей «рабочей» жизни стали жертвами моббинга, в десятки раз больше.

Убытки от потерянного  рабочего времени и недостатка мотивации  могут быть гораздо больше, чем  при сокращении рабочего времени  или повышении зарплаты.

Как правило, межличностные  конфликты такого типа распространены среди сотрудников одного уровня, но он присутствует и в отношениях руководства с подчиненными. Не редки  ситуации, когда подчиненные и  руководство вместе подвергаются или  сами участвуют в моббинге. Однако случаи преследований руководителя со стороны подчиненных статистически  крайне редки.

Особую роль в мониторинге  таких ситуаций и их преодолении, безусловно, играют менеджеры по персоналу, руководители соответствующих служб. Особое внимание им следует обратить на следующее. В основе потенциального конфликта может лежать активная работа кадровой службы по поиску на вакантное  место очень квалифицированного работника, возможно, с большим личностным потенциалом, чем требовалось ранее, или даже требуется на сегодня. Ведь одной из распространенных причин моббинга в отношении нового сотрудника является уровень его образования, который может намного превышать уровень образования окружающих его людей. Он может быть умнее и начитаннее окружающих, что также может сделать его нежеланным в этом трудовом коллективе, ведь он не подходит под принятые групповые клише. Но возможные ситуации многообразнее, чем кажется на первый взгляд. Чаще всего жертвами становятся:

студент на стройке;

рабочий в офисе;

секретарша на новом месте;

сотрудник, назначенный внезапно начальником над своими бывшими  сослуживцами;

сотрудник, резко пониженный в должности;

коллега, с которым приходится вдруг делить работу;

верующий в ряду убежденных атеистов, и наоборот;

иностранец (житель ближнего зарубежья);

иностранец (житель дальнего зарубежья);

«удачливый» провинциал.

На них будут смотреть косо, и это может не зависеть от того, как они работают. Интеллектуал может на стройке выполнять работу так же качественно, как и рабочий  за письменным столом, рабочий же может  хорошо трудиться и в офисе, но оба могут оставаться не признанными  своими коллегами.

 

 

 

 

 

Причины неожиданного межличностного конфликта

Существует много причин того, почему одни коллеги вдруг  резко меняют свое отношение к  другим, и те становятся мишенью  для скандалов и интриг, придирок и обвинений. Иногда все дело лишь в больном воображении некоторых  сотрудников. Специалисты выделяют следующие причины:

внутренняя конкуренция  среди персонала в торговой фирме  за большую эффективность работы с клиентами;

внешняя для фирмы кризисная  ситуация;

воспринимаемый как угроза приход нового коллеги;

наличие большого числа претендентов на единственное освободившееся карьерное  место;

резкое повышение одного из коллег по службе;

обычная зависть или жажда  славы;

страх за свое существование;

нежелание раскрытия подробностей «старых дел»;

слабость;

неприятие иногородних, провинциалов, «столичных штучек», представителей другой национальности, иностранцев;

предубеждение против инвалидов;

социально-политическая ангажированность;

неприятие «белых ворон»;

«миссионерская забота»  о жертве;

особо галантное или грубое отношение к женщинам;

активное противостояние сексуальному преследованию.

Часто для организации  и виновников моббинга он вовсе не является заветной мечтой и главной  целью их поведения. Именно по этой причине своевременное вмешательство  менеджера по персоналу способно радикально улучшить ситуацию.

Ведь из-за возникновения  моббинговой ситуации проблемы не только не решатся, но и усугубятся. Как  правило, у обеих сторон может  появиться стрессовое, депрессивное состояние (не только жертва, но и ее преследователь находятся под сильным  психологическим давлением). Часто  реальная причина моббинга скрыта даже от самих его инициаторов и  толчком для начала травли и преследований  человека на работе является совсем другой повод. Но многие фирмы, не обращая должного внимания на эту проблему, упускают реальную возможность улучшить свое положение на рынке и выйти  из кризисных ситуаций.

Трудовое законодательство, имея в виду трудовые споры, как правило, ориентировано на выход из сложившихся  ситуаций с наименьшими финансовыми  потерями, но не ограждает человека от возможного возникновения подобной ситуации.

Моббинг приводит к попранию достоинства личности, причиняет  ущерб физическому здоровью и  наносит вред психическому состоянию  человека. Втянутому в межличностный  конфликт человеку следует уметь  отстаивать свои гражданские и человеческие права, честь, достоинство, свободу  личности. Но втянутому в интригу  тяжело помнить о своих правах. Он вынужден посвятить в свою ситуацию начальство, профсоюз, а то и врачей, адвоката и даже суд. И решение, которое  он примет, может принести ему и  организации больше вреда, чем пользы.

К сожалению, ненайденный  компромисс (неадекватные управленческие действия, направленные на защиту чести  мундира) и непреодолимое желание  жертвы решить проблему только через  суд скорее всего приведет либо к  ухудшению климата в организации, либо к уходу обиженного из фирмы (гораздо лучше прежде поменять работу, дабы избежать ненужного давления на рабочем месте, и только после  этого обращаться в суд). Ни то, ни другое не способствует успешной работе фирмы.

К тому же обидчик скорее всего чувствует себя на коне, он в центре внимания. Моббинг может  стать его второй, если не основной, профессией. Он в принципе занимается этим уже много лет. Большие проблемы могут возникнуть тогда, когда такой  человек занимает в фирме руководящий  пост, его ценят и уважают.

Многие проблемы межличностного взаимодействия можно решить, просто по-человечески поговорив. Но, к сожалению, во время моббинга для его жертвы это представляется почти невозможным. Беседа самого преследуемого (по восприятию обеих сторон конфликта) показывает преследователю больные места жертвы, ее слабости, которые впоследствии могут быть использованы для нападок.

Поэтому менеджер по персоналу, взяв на себя инициативу, способен перевести  конфликт из конфронтационной фазы для  начала в компромиссную. Однако следует  помнить, что если речь идет о «профессиональном» моббинге, то попытка поговорить по душам, как правило, терпит крах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как выявить жертву моббинга

Проблема жертвы в том, что ее самосознание постоянно подвергается давлению. Как следствие возникает  комплекс неполноценности.

Жертва начинает себя чувствовать  неуверенно, все больше сомневается  в своих силах и способностях, боится оказаться в неприятной ситуации. Ей все время кажется, что коллеги, домочадцы пытаются унизить ее, доказать ненужность и бесполезность ее существования. Все чаще человек думает: «Если  бы я не был таким плохим и ненужным, мои коллеги относились бы ко мне  по-другому!» К тому же появляется страх: «Если я уйду с этой работы, то я не смогу найти другую, ведь я ничего не могу сделать хорошо!»  или «Меня никто не любит, я  всем противен!» И непосредственный вывод из всего этого: «Я действительно  плохой человек, они правы, так поступая со мной!» Подобные мысли очень  сильно действуют на самосознание и  самоощущение человека.

Если вы разговариваете с  человеком, который чувствует, что  против него настроен весь белый свет, то без особого труда сможете  заметить, что он настроен очень  недружелюбно, очень нелюбезно, чего-то постоянно боится, ведет себя агрессивно. Он вам не понравится, его коллеги  постоянно отворачиваются от него, пропадает всякое желание общаться с таким человеком. Он производит самое плохое впечатление.

Эти проблемы имеют многие жертвы моббинга, так как они постоянно  находятся в стрессовой ситуации. Они чувствуют себя неуверенно, от каждого ждут пакости, в каждом видят  врага и обидчика. И чтобы защитить себя от еще неначавшихся нападок  и грубостей, они сами начинают грубить. Они не ждут понимания и дружелюбия. Но их поведение — это результат  такого же отношения к ним. Только если вы это поймете, то сможете попытаться найти такими людьми общий язык. Но это очень непросто.

Что делать руководству?

Возможных вариантов управленческой ситуации три:

1) руководство организации  (в том числе менеджер по  персоналу) не замечает существования  моббинга на своем предприятии; 2) руководство организации (и  менеджер по персоналу) само  является виновником появления  моббинга; 3) руководство организации  (или хотя бы менеджер по  персоналу) принимает все меры, чтобы избавить и защитить  сотрудников от появления и  существования моббинга.

Безусловно, необходимо, не закрывая глаза на возникающие конфликты, активно с ними работать, всячески борясь с моббингом. Но чаще всего  на взгляд высшего менеджмента фирмы, к сожалению, на передний план выходят  другие кадровые задачи: реализация корпоративной  кадровой стратегии, повышение квалификации персонала, обеспечение сотрудников  необходимой оргтехникой в соответствии со стратегией развития и адекватно  современному состоянию рынка.

А ведь причиной для возникновения  моббинга очень часто становятся испорченные отношения одного из сотрудников с начальством. Из страха перед одним из своих сотрудников, к примеру, из-за его знаний или  опыта начальник начинает постоянно  обвинять его в ошибках, которые  тот не совершал, не произвольно  или преднамеренно настраивая против этого человека остальных сотрудников. И основание для этого вовсе  не и том, что он не любит этого  сотрудника.

Для начальника любого уровня очень легко начать травить своего подчиненного. Так, не получаемая им полностью  информация не позволит ему хорошо выполнить порученную работу, а неправильная информация значительно затруднит  ее. Подчиненный начинает делать ошибки, спровоцированные информационной неполнотой руководящих указаний. Но есть, пожалуй, еще более существенная причина  для моббинга, представляющая очень  серьезную опасность управлению компанией. Сегодня на многих фирмах (и в России, и в Европе, и  в США) моббинг со стороны начальства стал обычным явлением, так как  его применяют как средство обеспечения  дисциплины, дабы заставить сотрудников  ходить на работе «по струнке». Часто  именно в придирках и обвинениях подчиненных видят хорошее средство для поддержания порядка на фирме. Руководство фирмы или предприятия  совершенно сознательно выбирает себе «жертву», другие же сотрудники, как  правило, боясь потерять свои рабочие  места, становятся просто орудиями в  руках начальника. В такой ситуации всякий, вставший на сторону жертвы (или просто старающийся ей помочь преодолеть ситуацию), ставит себя под  удар.

Информация о работе Межличностные конфликты