Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
В данной работе поставлены следующие цели:
1. Рассмотрение сущность презрения и благотворительности.
2. Изучить виды презрения и благотворительности в Курском крае.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить становление церковно-монастырской благотворительности в России.
2. Охарактеризовать православную церковь и развитие призрения в Курском крае.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление церковно-монастырской благотворительности в России……………………………………………………………………………...6
Глава 2.Православная церковь и развитие призрения в Курском крае………………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников и литературы…………………………………………………………………….....33
По свидетельству Г.Котошихина в период правления царя Алексея Михайловича начинают использоваться монастыри, как государственное учреждение для обслуживания людей. От 1682 года, челобитная Симонова монастыря архимандрита Гавриила с братией на монастырское содержание отставных солдат надворной пехоты, присылаемых из приказа Большого Дворца. В челобитной просят оставить прежнее количество призреваемых – 27, подавление к ним еще сорока семи человек потребовало бы затратить дополнительно средств, которых монастырь не имел. Можно отметить, что для реализации развития учреждений помощи в 1670 году открывается Приказ строительства богаделен, который хоть и просуществовал недолго, но возможно это была попытка заменить царские инициативы в деле целевых раздач милостыни посетителям с территорий. Как это видно на примере Грамоты Львовскому соборному притчу от 1592 года. Было послано соболей, куниц и золотых Угорских на строение храма Успения Богородицы и милостных денег на клирос и больницу. Согласно данной грамоте клиросу, священникам и дьяконам было определено двадцать рублей, а на больницу – десять.
ГЛАВА 2.
Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в июне 1988 года в связи с праздником 100-летия крещения Руси в Троицко-Сергеевской лавре, в своем «Послании боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви» призван проявлять «как и в минувшие века….чувство милосердия и отзывчивости к ближним и дальним – этим должно жить члены каждого православного прихода». [3]
В «Библейской энциклопедии» мы находим строки: « Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст. Дела милости телесной следующее: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве».
«Духовные дела милости суть следующая: увещание обратить грешника от заблуждения пути его», неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримичаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать назло, которые сделали нам другие, от сердца прощать обиды».
Будучи свидетельницей исторического процесса, социально-имущественной дифференциации, интенсивно происходившего в древнерусском обществе Православная Церковь с самого начала предпринимала действия, призванные ограничить наиболее острые формы социальной несправедливости. Под влиянием Русской Церкви в древнерусское законодательство были внесены статьи, ограничившие самые жестокие и в то же время широко распространенные формы социальной эксплуатации – холопство и растовщичество. Под свою защиту Церковь взяла самые бесправные в экономическом и юридическом отношении слои населения, как, например, калек, странников, вдов, холопов (но не всех), а только освободившихся по духовному завещанию.
С христианской проповедью
и конкретными практическими
мероприятиями Русской Церкви было
связано развитие на Руси Социальной
благотворительности, выразившейся в
создании странноприимных домов
и богаделен, в организации бесплатного
питания для неимущего
Однако, как не красноречивы
свидетельства исторической памяти
русского народа об уровне христианских
преобразований государственной и
общественной жизни страны под влиянием
Церкви, ее история запечатлена также
именами множества русских
В Курском крае, самом городе Курске, откуда был Серафим Саровский, которого все знали как Прохора Мошнина, отец и мать строили Сергиево – Казанский собор, идеи и наставления курского святого воплощались в монастырях, пустынях и духовных училищах созданием приютов, богаделен, странноприимных домов, больниц.[5]
Возьмем для примера необщежительную заштатную Тихвинскую женскую обитель, находящийся в слободе Борисовке, Грайворонского уезда в 27 верстах от города Грайворона. Пустынь расположена на горе, при реке Ворскле. Она была основана в 1714 году первым русским графом Борисом Петровичем Шереметьевым, владельцем Борисовки. В этой слободе Царь Петр великий прожил около 6 недель. Граф основал обитель в честь Тихвинской иконы, считающейся чудотворной, которая сопровождала графа Б.П. Шереметева во всех походах и была принесена в дар монастырю в день его открытия в качестве напоминания о полтавском сражении и победе в нем. При пустыни работала церковно-приходская школа и больница.[5]
27 сентября 1852 года с разрешения архиепископа Илиодора при Свято-Троицком монастыре открывается больница на десять коек. Она разместилась во флигеле, купленного причта кафедрального собора. Курское попечительство о бедных духовного знания на покупку этого дома одну тысячу рублей и выдавало ежегодно до 1861 года на содержание больницы по 300 рублей в год.
Благотворительная деятельность обителей помимо сборов, отчисленных из монастырских сумм на разные предметы по распоряжению Курского епархиального начальства проявлялась в представлении странникам и богомольцам в некоторых монастырях бесплатных помещений, пищи и раздаче беднейшим из них одежды, обуви и денег а также в помощи бедным жителям окрестных селений. В Софрониевой же и Глинской пустынях, кроме того, оказывалась посильная помощь бедных вдовам, сиротам и погорельцам из окрестных Жителей: дровами, мукой, лесом и прочими материалами. Этими же двумя обителями в течении года на прокормление богомольцев странников, которых пребывало в них до 50 тысяч душ в каждой, было израсходовано каждой в отдельности более чем по 5000 пудов печенного хлеба, не считая других пищевых продуктов, таких как крупа, рыба, мяса, соль, овощи и прочие, которым отдельного счета ведено не было.[6]
Эти же пустыни в 1913 году, кроме обыкновенных богомольцев, принимали крестные ходы. Первый из них проходил в мае из города Рыльска и Рыльского уезда в составе законоучителей и учащихся церковно-приходских школ (более чем 300 человек) и с ними около одной тысячи душ посторонних паломников, присоединившихся по пути следования этого крестного хода, а в июне месяце состоялся крестный ход из Суджи, в котором принимало участие около 400 человек взрослых паломников. Кроме того, в этом же году было оказано двухнедельное гостеприимство в Глинской пустыни курсистам-миссионерам, а в Софрониевой пустыни курсистами-псалоишикам из путивильского уезда. За это же время данным двумя монастырями отчислено из монастырских класс на бедных людей 3896 рублей и на приюты 2275 рублей.
Если сравнить эти пожертвования с теми поступлениями, которые были сделаны от самого крупного и самого богатого Курского Знаменского монастыря (360 рублей на Центральное Попечительство о бедных, а от настоятеля и монашеской братии на эти же цели 200 рублей), то увидим значительную разницу.
Церковь, призывая верующих к жертвенности, терпению и покорному выполнению всего, что требовали от них она и царская власть, обещая взамен райскую жизнь, жила в довольстве, роскоши и праздности.
Бывший Знаменский мужской монастырь, как мы знаем, был крупнейшим земледельцем того времени. К 1703 году монастырь приобрел в свое владение 10 селений; в 1744 году ему принадлежало 1064 души мужского пола, а в 1749 году уже 2708 душ. В 1763 году Знаменский монастырь был собственником 19 селений, где проживало 3048 принадлежавших ему крепостных мужского пола.
Являясь крупнейшим крепостником,
монастырь «прославился» и
Преосвященный епископ Сергий с самого вступления своего на кафедру Курской епархии, прежде всего, заявляет новой пастве свою отечественную заботливость об учреждении в Курске еще одного приюта для улучшения участи вдов, которых насчитывалось в епархии по собранным сведениям до 912 человек, и для воспитания сиротствующих девиц духовного звания в количестве 896 человек уже при женском духовном училище. Предложения на этот счет были сделаны консисторией епископа Сергия 8 мая 1861 года.[7]
Курский Духовный Приют, как указывалось в отчете о состоянии приюта девиц и вдов духовного звания Курской епархии и за 1870 год был открыт «9 октября 1866 года с Высочайшего соизволения по указа Св. Синода от 7 декабря 1865 года».
Приют стоял под главным
управлением Его
С августа 1870 года здесь открыт высший или 3-ий класс, который состоит из 16 учениц переведенных из среднего, где было 19 учениц. Средний класс также составился из 13 переведенных из низшего класса, двух, оставленных в том же классе за «малоуспешность» и одной принятой вновь4 а одна из 3 оставшихся за малоуспеваемость переведена в разряд прислужнии с поручением ей обязанности кастелянши приюта. В состав низшего класса вошли: 12 принятых вновь и 4 оставшихся в том же классе. Таким образом, во всех трех классах, согласно проекту устава, должны были учиться по 16 –ти, а всех 48 учениц.[7]
В 1906 году в Курске имелся
еще епархиальный Александровский
женский приют, а в городе Белгороде
по ежемесячным финансовым отчетам
епархии проходила Иоасафо-
История возникновения на Курской земле Коренной Рождество-Богородицкой мужской пустыни и Курского городского мужского монастыря очень тесно связана с явлением здесь в XV веке Курской Коренной иконы и с известными миру крестным ходом, описанным в картине гениального русского художника Репина «Крестный ход в Курской губернии», которая хранится в настоящее время в Третьяковской картиной галерее города Москвы.
В течении XIX начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она наиболее запомнилось очевидцам. От «святых» ворот ближе к рыночной площади были построены еще один выездные ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы для паломников и приезжавших на ярмарку торговых людей, внутри обители возникли каменные братские корпуса, настоятельский корпус, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса и другие постройки.
Благотворительные мероприятия
религиозных организаций
В духовных училищах проводились и другие благотворительные мероприятия. По инициативе смотрителя этих училищ было высказано предложение создать в городе Белгороде при Белгородском духовном училище ученическую библиотеку, которая может избавить учеников от праздного времени с его шалостями. Пожертвования, собираемые для создания этой библиотеки, все должны были пойти на приобретение книг и другие мероприятия, ведущие к указанным целям. Жертвователи должны были быть поставлены в известность, на что пошли пожертвованные ими средства.
Информация о работе Методика организации приютов при церковных приходах и монастырях