Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
В данной работе поставлены следующие цели:
1. Рассмотрение сущность презрения и благотворительности.
2. Изучить виды презрения и благотворительности в Курском крае.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить становление церковно-монастырской благотворительности в России.
2. Охарактеризовать православную церковь и развитие призрения в Курском крае.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление церковно-монастырской благотворительности в России……………………………………………………………………………...6
Глава 2.Православная церковь и развитие призрения в Курском крае………………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников и литературы…………………………………………………………………….....33
Вопрос о благоустройстве церковного прихода не новый: он возник о особенно обстоятельно и всесторонне обсуждался в конце 50 – начале 60-х годов XIX столетия; в то время много ценного было высказано и в духовных и в светских периодических изданиях, как и в отдельных литературных произведениях; в разработке этого вопроса тогда принимали участие представители высшего духовенства и так называемые передовые советские люди. Основная мысль разработанного тогда проекта весьма симпатична и состоит в восстановлении церковного прихода, как дружного братства христианской общины, как «некоторого отражения Вселенской церкви, тела Христова, в небольшой духовной семье, объединяемой духовным отцом-пастырем церкви и общностью духовных, религиозных и нравственных интересов всех ее членов».[8]
Христианская
Для таких видов христианской благотворительности, конечно, не потребуется никаких особых указаний или прав юридического лица. А если бы она где – либо теперь или в будущем приняла такие широкие размеры, что потребовалось бы учреждение в приходе какого – нибудь богоугодного заведения, то она не остановилась бы ни перед какими затруднениями или препятствиями и непременно достигла бы своего, как это в действительности и бывает с истинно христианской благотворительностью. Не зная никаких препятствий или стеснений, христианская благотворительность не знает также и никаких ограничений или пределов, и поэтому для нее нет различия ни пола, ни возраста, ни аций, ни вероисповедания: она приобщает к участию в ней и каждого, и простирается на всех безразлично, так что способна объединить не только русских и православных христиан, принадлежащих к одному приходу, но и людей всякой национальности и веры, и живущих в его пределах. Для заповедования благотворительностью и для более целесообразного направления ее, а равно для взыскания и сосредоточения всяких средств на ее благоуспешное ведение необходимо учреждение в каждом приходе особого, так называемого приходского совета. Эти же попечительства и советы, вполне можно надеяться не оставят без внимания самоотверженно и любовно радеющего о благе прихода духовного пастыря и усердно ему помогающих в этом остальных членов клира и по чувству благодарности и любви к ним, без всяких указаний или предписаний, озаботятся вместе с приход дом изысканием всяких средств на их содержание. Так сам собою и естественно может разрешиться вопрос о материальном обеспечении клира за счет местных средств. У более скептически настроенных довольно высоких духовных членов мелькнуло даже предположение, что это доброе начинание – мера внимания и что «после недолгого опыта, все придет в прежнюю норму». Но не прошло и двух лет – и «нам, говорит Одинцов, приходится быть очевидцами, как дело, начавшиеся при споспешествующего Божием благословением и покровительстве преданного долгу устроения и развития церковной жизни в Курской епархии высопреосвещеннейшего нашего архипастыря, увенчивается успехом в самом благожелательном смысле». Неопровержимым подтверждением этому стал служить приток средств на обеспечение всех четырех районных богаделен, собственными солидными, вполне удобными и просторными помещениями.[9]
Так, для Курской районной Богадельни в сентябре 1909 года куплен просторный дом «с довольно поместительной усадьбой» стоимостью 10 тысяч рублей со всеми расходами по совершенствовании. Купчей Крепости. В Рыльске совершается сделка по покупке благоустроенного дома для богадельни стоимостью свыше 7 тысяч – главным фондом на постройку послужил капитал в 5 тысяч рублей, пожертвованный помещицей Ярош. В Белгороде «отцы депутаты последнего районного съезда единодушно остановили свой выбор на доме, который заарендовал для нужд епархиальное училище и оценен в 13 тысяч рублей».[9]
Одним слово, как выразился
Владимир Одинцов, дело «призрения»
о бесприютных духовного
Заключение
В XI веке, возникают крупные
монастыри как «
Впоследствии монастырь становится источником просвещения, распространяя списки и переводы святого писания, а также труды отцов церкви во все концы Киевской Руси.
По мнению Б.А. Рыбакова «Церковь стала не только органом идеологического воздействия, но и частью самого господствующего класса. во главе стоял митрополит, назначаемый великим князем и утверждаемый собором епископа. Епископы управляли епархиями, которые в XII веке территориально совпадали с крупнейшими княжествами и владели большими угодьями, селами и городами».
Привлекательность монастырской защиты и поддержки была и для рабочего люда, так как они имели более выгодные условия жизнедеятельности, находясь в составе монастырской вотчины. Крестьяне шли к монастырям, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей, от проезда через села княжеских чиновников, которым необходимо было давать кормы, подводы, лошадей и т.д.именно приход рабочего люда делает монастыри сильными и изобильными.
Развитие системы помощи в XV – XVII веках было связано с проблемами локализации имущества и развития примитивных и оперативных мер против распространения голода и эпидемических заболеваний. Классификационная поддержка начинает оформляться в новых своих формах.
Церковно-монастырская поддержка в XV - XVIII веках развивается на фоне дальнейшего развития монастырей – вотчин, колонизации Севера, внутри церковного раскола, и стремления государственной власти ограничить роль духовенства в политической и экономической жизни государства.
Система государственного призрения
в XV-XVII веках была направлена на регламентацию
отношений в период голода и эпидемий,
формирование системы попечения
лиц, состоявших на службе государства.
В этот период продолжают развиваться
мероприятия, направленные на выкуп
из плена населения, под государственный
контроль берется система
В Курском крае, самом городе Курске, откуда был Серафим Саровский, воплощались наставления курского святого в монастырях, пустынях и духовных училищах созданием приютов, богаделен, странноприимных домов, больниц.
Благотворительная деятельность обителей помимо сборов, отчисленных из монастырских сумм на разные предметы по распоряжению Курского епархиального начальства проявлялась в представлении странникам и богомольцам в некоторых монастырях бесплатных помещений, пищи и раздаче беднейшим из них одежды, обуви и денег а также в помощи бедным жителям окрестных селений. В Софрониевой же и Глинской пустынях, кроме того, оказывалась посильная помощь бедных вдовам, сиротам и погорельцам из окрестных Жителей: дровами, мукой, лесом и прочими материалами. Этими же двумя обителями в течении года на прокормление богомольцев странников, которых пребывало в них до 50 тысяч душ в каждой, было израсходовано каждой в отдельности более чем по 5000 пудов печенного хлеба, не считая других пищевых продуктов, таких как крупа, рыба, мяса, соль, овощи и прочие, которым отдельного счета ведено не было.
Благотворительные мероприятия
религиозных организаций
В духовных училищах проводились и другие благотворительные мероприятия. По инициативе смотрителя этих училищ было высказано предложение создать в городе Белгороде при Белгородском духовном училище ученическую библиотеку, которая может избавить учеников от праздного времени с его шалостями. Пожертвования, собираемые для создания этой библиотеки, все должны были пойти на приобретение книг и другие мероприятия, ведущие к указанным целям.
Список используемых источников и литературы
1.Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.
2.Ларионов С. Описание
Курского наместничества… по
изданию Памятной Книги
3. Тысячелетие крещения
Руси. Международная церковная
4. Энциклопедия социальной работы – Т.1. – С.241.
[1] Энциклопедия социальной работы – Т.1. – С.241.
[2] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Т. IV. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001. С. 154.
[3] Тысячелетие крещения
Руси. Международная церковная
[4] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.
[5]Ларионов С. Описание
Курского наместничества… по
изданию Памятной Книги
[6] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.
[7] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.
[8] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.
[9] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.
Информация о работе Методика организации приютов при церковных приходах и монастырях