Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:34, контрольная работа
Цель моей контрольной работы – расширить и уточнить представления о теоретических и эмпирических методах исследования в социологии.
Задачей моей контрольной работы является рассказать какие методы входят в теоретические исследования и какие методы входят в эмпирические исследования, что они собой представляют и для чего нужны.
Введение стр.3
1. Теоретические методы исследования стр.4-5
2. Методы эмпирического социологического исследования стр.5-11
Заключение. стр.12-13
Список литературы стр.14
Содержание
Тема: Методы исследования в социологии
Введение
Заключение.
Список
литературы
Введение.
Социология – это наука об обществе, как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, закономерностях массового поведения людей.
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Цель моей контрольной работы – расширить и уточнить представления о теоретических и эмпирических методах исследования в социологии.
Задачей
моей контрольной работы является рассказать
какие методы входят в теоретические
исследования и какие методы входят
в эмпирические исследования, что
они собой представляют и для
чего нужны.
Вопрос 1.Теоретические методы (структурно – функциональный, сравнительный и т.д).
В качестве инструмента теоретических исследований в социологии, как и в философии, используется рефлексия – процесс осмысления чего – либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно – функциональный, синтетический, методы логической интерпритации, моделирования и ряд других.
Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:
- в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры.
- структура понимается, как всестороння интегрированная и гармонизированная система.
- функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.
- динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением
и корректировкой структурно-функциональной
методологии служит
сравнительный метод. Этот
метод опирается на предпосылку,
что имеются определенные общие закономерности
проявления социального поведения,
поскольку в социальной жизни,
культуре, политической системе
различных народов мира много общего.
Сравнительный метод предполагает
сопоставление однотипных социальных
явлений: социальной структуры,
государственного устройства, форм семьи,
власти, традиций и т.д. Применение
сравнительного метода расширяет кругозор
исследователя, способствует плодотворному
использованию опыта других стран и народов.
Вопрос 2. Методы эмпирического социологического исследования (наблюдения, опрос, тестирование и т.д.)
Наряду с теоретическими методами, социология использует эмпирические методы. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности, как в количественном, так в качественном подходе. К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
Термин
«количественный подход» в
Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.
В социологических исследованиях под наблюдением понимается - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения:
Главные
достоинства метода наблюдения состоит
в том, что он дает возможность
уловить детали данного явления,
его многогранность. Гибкость метода
– еще одно качество, имеющее
немаловажное значение при изучении
социальных явлений. И конечно же
относительная дешевизна –
Среди
недостатков прежде всего следует
отметить (не количественны) характер
вывода, которые можно получить в
результате наблюдения. Метод редко
может быть применен к наблюдению
больших совокупностей и
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос.
Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.
Различают групповое и индивидуальное анкетирование. По способу распространения анкет выделяют опросы: с помощью раздаточных анкет; интернет – опрос, прессовые, как интервью анкетирование может проводиться дома, на работе.
Примером группового анкетирования могут служить опросы школьников в классе. Основное достоинство группового анкетирования связано с его организационной доступностью и оперативностью.
При
использовании индивидуального
анкетирования с помощью
Почтовый
опрос – достаточно популярный метод
опроса большой совокупности людей.
Его слабые стороны – низкий процент
возврата без применения специальных
приемов, не поддающаяся контролю ситуация
заполнения анкет и связанные
с этими особенностями
Интернет – опрос находится в стадии интенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику еще предстоит развивать и уточнять. Центральная проблема интернет – опроса – это построение репрезентативной выборки и рекрутирования респондентов. В некоторых случаях исследователи пытаются комбинировать интернет – опрос с обычными традиционными опросами социальных групп, которые не доступны для интернета.
В любом случае данный подход не гарантирует репрезентативности выборки, и эта проблема остается пока ключевой для методологии интернет – опроса.
Нацелено на изучение какого – либо социального явления или процесса на совокупности объектов, отобранных по специальной процедуре из всех возможных совокупностей объектов.
Принципы выборочного обследования лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы.