Методы исследования в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей контрольной работы – расширить и уточнить представления о теоретических и эмпирических методах исследования в социологии.
Задачей моей контрольной работы является рассказать какие методы входят в теоретические исследования и какие методы входят в эмпирические исследования, что они собой представляют и для чего нужны.

Содержание

Введение стр.3
1. Теоретические методы исследования стр.4-5
2. Методы эмпирического социологического исследования стр.5-11
Заключение. стр.12-13
Список литературы стр.14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Тема: Методы исследования в социологии

Введение                                                                                           стр.3

  1. Теоретические методы исследования                                    стр.4-5
  2. Методы эмпирического социологического исследования    стр.5-11

Заключение.                                                                                      стр.12-13

Список  литературы                                                                          стр.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  Социология  – это наука об обществе, как  целостной  системе и об отдельных  социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, закономерностях  массового поведения людей.

  Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

  На  каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

  Цель  моей контрольной работы – расширить  и уточнить представления о теоретических  и эмпирических методах исследования в социологии.

  Задачей моей контрольной работы является рассказать какие методы входят в теоретические  исследования и какие методы входят в эмпирические исследования, что  они собой представляют и для  чего нужны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вопрос 1.Теоретические методы (структурно – функциональный, сравнительный и т.д).

  В качестве инструмента теоретических исследований в социологии, как и в философии, используется рефлексия – процесс осмысления чего – либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно – функциональный, синтетический, методы логической интерпритации, моделирования и ряд других.

  Значительное  место  в  социологии  занимает  структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет  воспроизводства, поддержки равновесия  системы элементов.  Структурно-функциональный  подход позволяет установить  общие,  универсальные  закономерности  функционального действия социальных систем. В качестве  системы может быть рассмотрен  любой социальный  институт  или  организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

     - в центре внимания оказываются  проблемы, связанные с функционированием  и воспроизводством социальной структуры.

     -   структура    понимается, как всестороння  интегрированная и гармонизированная система.

     - функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.

    - динамика  социальной  структуры  объясняется   исходя   из   «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.

  Дополнением  и  корректировкой  структурно-функциональной методологии служит  сравнительный  метод.  Этот  метод опирается на  предпосылку,  что имеются определенные общие закономерности проявления социального  поведения, поскольку в  социальной  жизни,  культуре,  политической  системе  различных народов мира много общего. Сравнительный  метод  предполагает  сопоставление однотипных  социальных  явлений:  социальной   структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и  т.д.  Применение  сравнительного метода расширяет кругозор  исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. 

  Вопрос 2. Методы эмпирического социологического исследования (наблюдения, опрос, тестирование и т.д.)

  Наряду  с теоретическими методами, социология использует эмпирические методы. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые  социолог пытается получить и систематизировать  с использованием специальных методов  сбора и обработки первичной социологической информации.

  Эмпирические  методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые  методы имеют свои разновидности, как в количественном, так в качественном подходе. К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

  1. Опросные методы
  2. Анализ документов
  3. Наблюдение
  4. Социологический эксперимент

Термин  «количественный подход» в социологическом  исследовании подчеркивает специфику  его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. А теперь немного подробнее о видах эмпирических социологических исследованиях:

  1. Выдвижение и проверка гипотез.

  Гипотеза  в  социальном  исследовании   –   это   научно   обоснованное предположение о структуре  социальных  объектов,  о  характере  элементов  и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и  развития. Научная   гипотеза   может   быть   сформулирована   только   в   результате предварительного анализа изучаемого объекта.

    В   результате   исследования   гипотезы   либо   опровергаются,   либо подтверждаются и  становятся  положениями  теории,  истинность  которой  уже доказана.

  1. Наблюдение

  В социологических исследованиях  под наблюдением понимается - метод сбора первичных  эмпирических  данных,  который  заключается   в  преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и  регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой  фиксирования  происходящих  ситуаций,  явлений,  факторов. Однако  в  этой  процедуре  имеется  и  субъективный   элемент.   Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с  объектом  наблюдения,  которая накладывает   отпечаток   и   на    восприятие    наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых   явлений,    их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан  с  объектом  наблюдения,  тем больше элемент субъективизма,  тем  больше  эмоциональная  окрашенность  его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является  сложность,  а  порой  и  невозможность  проведения повторного наблюдения.

  В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого  метода.

  1. Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие предварительно разработанного перечня событий, признаков, которые предстоит наблюдать и т.д.
  2. Нестандизированное наблюдение – исследователь определяет только общее направление наблюдения, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

В зависимости от роли наблюдателя  в изучаемой ситуации различают  четыре вида наблюдения:

  1. Полное участие наблюдателя в ситуации
  2. Участник ситуации как наблюдатель
  3. Наблюдатель как участник
  4. Полностью наблюдатель.

 Главные достоинства метода наблюдения состоит  в том, что он дает возможность  уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – еще одно качество, имеющее  немаловажное значение при изучении социальных явлений. И конечно же относительная дешевизна – важный признак, присущий этому методу.

 Среди недостатков прежде всего следует  отметить (не количественны) характер вывода, которые можно получить в  результате наблюдения. Метод редко  может быть применен к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

  1. Опрос

  Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации.  С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом  случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен  на  те стороны процесса, которые мало поддаются или  вообще  не  поддаются  прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда  речь  идет  об  исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и  межличностных отношений, которые скрыты от  постороннего  взгляда  и  проявляются  лишь  в определенных условиях и ситуациях.  Точную информацию дает  сплошной  опрос.

  Более  экономичным  и  в  тоже  время  менее  надежным  способом   получения информации является выборочное обследование.

  1. Анкетирование.

  Различают групповое и индивидуальное анкетирование. По способу распространения анкет  выделяют опросы: с помощью раздаточных  анкет; интернет – опрос, прессовые, как интервью анкетирование может  проводиться дома, на работе.

  Примером  группового анкетирования могут  служить опросы школьников в классе. Основное достоинство группового анкетирования  связано с его организационной  доступностью и оперативностью.

  При использовании индивидуального  анкетирования с помощью раздаточной  анкеты анкетер либо вручает анкету респоденту, договаривается о сроке  возврата при повторной встрече, либо объясняет правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты тут же.

  Почтовый  опрос – достаточно популярный метод  опроса большой совокупности людей. Его слабые стороны – низкий процент  возврата без применения специальных  приемов, не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные  с этими особенностями трудности  обоснования репрезентативности выборки  целевой совокупности.

  Интернет  – опрос находится в стадии интенсивного развития и многие его  преимущества, недостатки и методику еще предстоит развивать и  уточнять. Центральная проблема интернет – опроса – это построение репрезентативной выборки и рекрутирования респондентов. В некоторых случаях исследователи пытаются комбинировать интернет – опрос с обычными традиционными опросами социальных групп, которые не доступны для интернета.

  В любом случае данный подход не гарантирует  репрезентативности выборки, и эта  проблема остается пока ключевой для  методологии интернет – опроса.

  1. Выборочное обследование

Нацелено  на изучение какого – либо социального  явления или процесса на совокупности объектов, отобранных по специальной  процедуре из всех возможных совокупностей  объектов.

  Принципы  выборочного обследования лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа  документов.  Существует две  основные  разновидности  социологического  опроса  –  анкетирование   и интервьюирование.

  При анкетировании опрашиваемый сам  заполняет  вопросник  в  присутствии анкетера или без него.  По форме проведения оно  может  быть  индивидуальным или  групповым.  В  последнем  случае  за  короткое  время  можно   опросить значительное число  людей.  Интервьюирование  предлагает  личное  общение  с опрашивающим, при котором исследователь (или его  полномочный  представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Информация о работе Методы исследования в социологии