Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:34, контрольная работа
Цель моей контрольной работы – расширить и уточнить представления о теоретических и эмпирических методах исследования в социологии.
Задачей моей контрольной работы является рассказать какие методы входят в теоретические исследования и какие методы входят в эмпирические исследования, что они собой представляют и для чего нужны.
Введение стр.3
1. Теоретические методы исследования стр.4-5
2. Методы эмпирического социологического исследования стр.5-11
Заключение. стр.12-13
Список литературы стр.14
В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.
В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляется автором исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респоденат и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкцией.
Почти
во всех индустриальных странах
проводились и проводятся социологические
эксперименты, доставляющие
эмпирическую информацию
с помощью самых разных способов социального
измерения. Социальный
эксперимент – это метод получения
социальной информации в контролируемых
и управляемых условиях исследования
социальных объектов. При этом
социологи создают специфическую экспериментальную
ситуацию с направленно воздействующим
на нее особым фактором, не характерным
для обычного течения событий.
Под влиянием такого фактора
(или ряда факторов) происходят
определенные изменения в деятельности
исследуемых социальных объектов,
фиксируемые экспериментаторами. Чтобы
правильно выбрать такой
фактор, названный независимой переменной,
необходимо предварительно изучить социальный
объект теоретически, так как он может
привести к всестороннему изменению
объекта или «раствориться» в многочисленных
связях и не оказать существенного
влияния на него.
Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Контен – анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста или записи на какой – либо физический носитель. Задачи, решаемые методом контент – анализа, укладываются в достаточно простую схему: «Кто сказал,что, кому, как, с какой целью и с каким результатом». Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений), которые бы отражали определенные существенные стороны его содержания. Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.
Обычно контент – анализ использует выборочный метод изучения, и лишь единицы анализа и единицы отбора разные. В контент – анализе единица отбора – слова, фразы, отдельные статьи, а в выборочных опросах – люди.
Контент – анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями автора текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых для массовых аудиторий газетами, радио, телевидением и прочим.
Следует
отметить, что в практике социологических
и особенно социально – психологических
исследований достаточно широко используются
такие методы, как социометрический и
экспертный опросы, тестирование, шкалы
приемлемости и ряд других приемов, пригодных
для специфических форм анализа.
Заключение.
Общая социологическая теория представляет собой ядро, концептуальную и категориально – понятийную основу социологической науки в целом, в том числе отраслевых дисциплин, а также эмпирической социологии. Без развитой самостоятельной общей теории, в которой зафиксированы основополагающие моменты социального бытия людей, функционирования и развития общества в целом, не может быть полноценной и полноправной науки социологии. В ней концентрируется сущность именно социологического подхода к изучению общества, который имеет свою специфику, свое содержание, свою логику и не может быть отождествлен с философским, экономическим, историческим, политическим и иными подходами.
Общая социологическая теория не может быть данной однажды и на все времена. Она изменяется, варьируются ее акценты в зависимости от состояния самой социальной реальности, развития методов, накопленных эмпирических знаний и социальных позиций познающего субъекта.
Моя контрольная работа охватывает большую и интересную темы: методы исследования в социологии. Раскрывались две подтемы:
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности, как в количественном, так в качественном подходе. К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
Термин
«количественный подход» в
Поставленные
цели и задачи были выполнены в
полном объеме.
Список литературы:
1. Тощенко Ж. Г. Социология. Общий курс. 2-ое издание
2.Социология. Основы общей теории: учебник/ отв. Ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. – 2-е изд., исправленное и дополненное М.: Норма, 2008.
3. Социология. Курс лекций/ Под ред. В.И.Бегинина. Саратов: Издательство Сарат. Ун-та, 2001
4. Социология. Курс лекций: Радугин А.А., Радугин К.А., М.: Центр, 2003.
5. Социология. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. М.: Гардарики, 2002.