Методы оценки качества жизни в системе регионального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:20, доклад

Краткое описание

Сегодня, категория качества жизни населения используется и экономистами, и политологами, и социологами, она включена в систему показателей социальной статистики. Одни исследователи определяют его как уровень качества жизни, другие как качество уровня жизни, третьи считают эти понятия не связанными между собой и принадлежащие к различным областям научного знания. Рассматривая соотношение категорий «качество жизни» и «уровень жизни» авторы работы отмечают следующую связь: чем выше уровень жизни, то есть чем выше жизненный ритм, тем ниже качество жизни, и наоборот.

Вложенные файлы: 1 файл

система оценки на региональном уровне.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Методы оценки качества жизни в  системе регионального управления.

 

Сегодня, категория качества жизни  населения используется и экономистами, и политологами, и социологами, она включена в систему показателей социальной статистики.

Одни исследователи определяют его как уровень качества жизни, другие как качество уровня жизни, третьи считают эти понятия не связанными между собой и принадлежащие к различным областям научного знания.

Рассматривая соотношение категорий «качество жизни» и «уровень жизни» авторы работы отмечают следующую связь: чем выше уровень жизни, то есть чем выше жизненный ритм, тем ниже качество жизни, и наоборот.

С начала 90-х годов категория  качество жизни начинает использоваться в практических разработках отечественных  экономистов и социологов. В частности, в 1992-1993 гг. Институтом социально-экономических проблем РАН при разработке концепции структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга она декларируется в качестве цели и ожидаемого результата структурных преобразований в социально-экономической сфере города. При этом к числу основных направлений повышения качества жизни населения разработчики относят:

  • повышение уровня жизни;
  • совершенствование образа жизни;
  • улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни.

Дальнейшее развитие концепция качества жизни находит в работе ученых того же института «Региональный мониторинг: качество жизни населения». В ней отмечается, что критерием любых экономических преобразований в регионе всегда является улучшение качества жизни его населения, предлагается собственная система индикаторов качества жизни, в определенной степени увязанная с показателями социальной статистики. Во всех работах ученых ИСЭП РАН категория качество жизни неразрывно связывается, условно говоря, с тремя основными компонентами социальной реальности:

  • образом жизни населения;
  • условиями жизнедеятельности социальных субъектов;
  • медико-биологическими и другими характеристиками, отражающими состояние социальных субъектов 1.

На наш взгляд важную практическую значимость имеет  социально-экономическое измерение качества жизни, основанное на формировании соответствующей системы показателей, направленной на выявление степени соответствия основных параметров и условий жизнедеятельности человека его потребностям и интересам.

Одним из интересных подходов к изучению качества жизни является методика, разработанная отечественными специалистами, работающими под эгидой Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Они рассматривают содержание понятия «качество жизни» как совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Более конкретно в их методике качество жизни рассматривается как комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.).

Они сводят жизнь к четырем сферам:

1. Трудовая жизнь; 

2. Потребительская жизнь;

3. Духовная жизнь;

4. Семейно-родовая жизнь.2

Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства и жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации – росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.

В настоящее время субъекты Российской Федерации стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической политики на своей территории, строящими свои экономические взаимоотношения с федеральным центром, с другими регионами и муниципальными образованиями. Вместе с тем резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабления межрегиональных экономических связей отрицательно сказываются на экономике ряда регионов страны. Если территории, обладающие богатыми сырьевыми ресурсами, в основном топливно-энергетическими, характеризуются стабилизацией и даже некоторым ростом, то развитые в прошлом  регионы с высокой плотностью населения и высококвалифицированными кадрами переживают глубокий экономический кризис. Возрастает дифференциация результатов территориального социально-экономического развития.3

В этих условиях,  как показывает  опыт последних лет, деятельность конкретных людей, обладающих властью и осуществляющих руководство  регионом, во многом определяет ход и темпы развития территории. Поэтому, постановка в качестве приоритетной цели своей деятельности – повышение качества жизни населения региона требует незаурядной политической воли от руководства. Для Кабардино-Балкарии  решение этой проблемы в значительной мере укреплено взятым принципиальным курсом на повышение качества жизни населения республики и предпринимаемыми  в этом направлении практическими мерами.

Деятельность по достижению более  высокого качества жизни населения не должна направляться исключительно на социальную защиту нуждающихся. Социальная политика, организационно-психологической основой которой  является  стремление «осчастливить» население «сверху», приносит и негативные последствия. Недостаточность условий для экономического самоопределения и самоутверждения каждого трудоспособного человека, предпринимательской свободы и творческой деятельности приводит к нерациональному использованию человеческого потенциала,  не способствует тому, чтобы более способный и трудолюбивый достигал в обществе и более высокого социального статуса и материального благополучия.

В связи с отсутствием  разработанных и апробированных методик повышения качества жизни людей, исходной теоретической базой для разработки стратегии развития региона могут быть использованы теоретические и методологические подходы к  решению проблем устойчивого социального развития, такие как:

  • Органическая взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов в социальном развитии,
  • Решающая роль человеческого капитала в  экономическом развитии и росте,
  • Прогрессирующее влияние на общественное развитие информационной революции

Социальное развитие лишь тогда  имеет положительную динамику, когда расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно лишь при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, развитии рынка жилья.

Исходя из этих общих положений, основные принципы, используемые при разработке стратегии  развития региона, можно было бы изложить  в следующем виде:

  • повышение качества жизни должно рассматриваться как цель, а не  как средство для достижения других целей;
  • устойчивое повышение качества жизни  означает, что качество жизни каждого последующего  поколения  выше, чем у предыдущего;
  • рост благосостояния должен  быть результатом и одновременно стимулом экономической активности и предпринимательской инициативы населения;
  • во взаимосвязи между экономическим производством и социальным воспроизводством  не должно отдаваться предпочтение первому над вторым;
  • увеличение численности среднего класса должно сопровождаться сокращением  бедности;

Приоритетной должна быть не столько  политика использования возможностей  для социального обеспечения или благотворительной деятельности, сколько политика создания возможностей для устранения  факторов, порождающих бедность.

Повышение качества жизни должно рассматривается как  важнейший приоритет  всех  уровней  власти,  как  общечеловеческая  идея,  способная существенно повлиять на весь ход развития России в XXI веке. Приоритетом в обществе и государстве должны стать каждый конкретный человек и его семья. Ясно, что необходимы целенаправленные действия со стороны государства по повышению уровня благосостояния населения, поддержке семьи, материнства и детства, укреплению здоровья населения, его уровня образованности, по возрождению нравственности и духовности. Единый интегральный показатель успеха такого курса – это повышение качества жизни населения.

Особая роль, по нашему мнению, отводится изучению экономического аспекта качества жизни, при этом не упуская из виду и других аспектов.

Российская Федерация страна считается  мезо-региональной державой. Региональные аспекты жизни людей имеют  непосредственное отношение к целостности России.

Потребности и интересы в Российской Федерации имеют ярко выраженную социально-экономическую составляющую, следовательно, необходимо определить стартовый уровень жизни в разных частях нашей страны. Это возможно при проведении анализа уровня жизни по таким показателям как покупательная способность населения, среднее и высокообеспеченное население, экономическое неравенство, бедность.

Согласно сравнительному анализу уровня жизни по федеральным округам Российской Федерации за 1998-2002 года, проведенному сотрудниками ВЦУЖ, лидером по уровню жизни являлся Уральский федеральный округ. Наиболее низкий уровень жизни сформировался у населения в Южном федеральном округе.

В Южный федеральный округ включены 13 субъектов Российской Федерации: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Чеченская, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

Кабардино-Балкарская республика входила  на ряду с восьмью субъектами ЮФО (Ставропольским краем, Вологодской областью, а также Адыгеей Карачаево-Черкесской республикой, Калмыкией, Дагестаном, Ингушетией и Чеченской республикой)

Такие республики как Карачаево-Черкесская, Калмыкия, Дагестан и Ингушетия имели низкую эффективность использования экономического потенциала, примерно 800 долл. и менее на душу населения, остальные - имели низкий средний уровень душевого ВРП.

Покупательная способность населения  в субъектах вышеуказанной группы составляла от 1,29 в Кабардино-Балкарской Республике до 0,55 прожиточного минимума в Республике Ингушетия. Вследствие этого, а также высокого экономического неравенства в регионах группы наблюдался высокий уровень бедности от 38,4 в Кабардино-Балкарской республике до 64 процентов в Республике Ингушетия.4

Центральное место в системе  показателей жизненного уровня занимают показатели доходов населения.

В 2002 году в Кабардино-Балкарии наблюдалось  превышения покупательной способности  населения по сравнению с 1998 годом – 0.19 прожиточного минимума. Такая же тенденция наблюдается и период с 2000 года по 2007 год, так как реальные денежные доходы населения имеют положительную динамику роста.

В 2007 году номинальные денежные доходы населения республики возросли на 25,8% по сравнению с 2006 годом и составили 68462,4 млн. рублей, но в реальном выражении, т.е. с учетом изменения цен на потребительские товары и услуги, денежные доходы увеличились за этот период на 17,9%. (по РФ - 11,1%).

На рисунке 1 показана динамика реальных денежных доходов населения за 2000 – 2007 гг.

Рис.1. Динамика реальных денежных доходов  населения за 2000-2007 г.г.

 

Данные, отражающие структуру денежных доходов за 2007 г. показаны на рисунке 2.

Рис.2 Структура денежных доходов  населения КБР в 2007 г.

 

На рисунке видно, что в структуре  денежных доходов населения КБР  заработная плата составляет только пятую часть (21,4%). В то время как «другие доходы», т. е. неучтенные,  составляют 40,6 %. В течение ряда лет фактически не меняются доходы от предпринимательской деятельности, и остаются на уровне 20 – 21,5%, что также говорит либо о сокрытии доходов предпринимателями, либо об удручающем их положении. Очень низкий показатель доходов от собственности, который  составляет 2,3%, что в 5 раз ниже, чем в среднем по стране. Это так же говорит о том, что нелегализованы доходы от собственности. В свою очередь, все это влияет на удельный вес  «других», т.е. неучтенных доходов, которые на 70% выше среднероссийских.  Источником таких доходов могут быть - сокрытие доходов от предпринимательской деятельности, неучтенная заработная плата, доходы от личного подсобного хозяйства, учитывая, что доля сельского населения в республике составляет 41,5%. И к тому же, в последние годы, все большую роль в неучтенных доходах играет материальная помощь от жителей республики, которые работают за ее пределами. Все это влияет на баланс денежных доходов и расходов в целом по республике. Обо всем этом свидетельствует и рисунок 3.

Информация о работе Методы оценки качества жизни в системе регионального управления