Методы получения общественнго мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе являются средства массовой информации. Предметом исследования: общественное мнение. Целью исследования: изучение общественного мнения.
Были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение общественному мнению;
- изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;
- ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
- дать определение мониторингу;
- выяснить, что такое контент-анализ СМИ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3 стр.
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ…………………………………………. 4 стр.
1.1 Сущность общественного мнения…………………………………………….. 4 стр.
1.2 Каналы воздействия власти на формирование общественного мнения……. .5 стр.
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………….. 17 стр.
2.1 Методы изучения общественного мнения. Социологические
Исследования……………………………………………………………………… 17 стр.
2.2 Мониторинг и контент-анализ публикаций СМИ……………………………22 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 26 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы изучения общественного мнения в социологии.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….  3 стр.

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ………………………………………….  4 стр.

1.1 Сущность общественного  мнения……………………………………………..  4 стр.

1.2 Каналы воздействия  власти на формирование общественного  мнения……. .5 стр.

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО  МНЕНИЯ……………………….. 17 стр.

2.1 Методы изучения общественного  мнения. Социологические 

Исследования………………………………………………………………………  17 стр.

2.2 Мониторинг и контент-анализ  публикаций СМИ……………………………22 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………  26 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Я нахожу тему «методов исследования общественного мнения» на сегодняшний  день очень актуально в связи  с тем, что на данном этапе развития Россия находится в неком подвешенном положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране, в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из-под влияния партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Формирование общественного мнения – это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.

Объектом исследования в данной работе являются средства массовой информации. Предметом исследования: общественное мнение. Целью исследования: изучение общественного мнения.

Были поставлены следующие  задачи исследования:

- дать определение общественному мнению;

- изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;

- ознакомиться с методами изучения общественного мнения;

- дать определение мониторингу;

- выяснить, что такое контент-анализ СМИ;

Гипотеза исследования: предположить, что средства массовой информации (СМИ) могут формировать как положительный  имидж властей, так и отрицательный, и во многом это - не объективная  передача данных, а отражение личного  отношения редакции к действующей  власти.

Структура работы подчинена  логике исследований и состоит из введения, двух глав, объединяющих в  себе 4 параграфа, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

 

1.1 Сущность общественного  мнения

 

Общественное мнение принадлежит  к числу явлений, которые с  большим трудом поддаются всестороннему  анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех  социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют  специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся  учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его  расположение.

Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет  свое объяснение:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано  с материальным носителем, который  определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности  и интересы людей, заявляя самим  фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен  является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным  придавать им широкий размах и  стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

В-четвертых, все более  расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих  органов, хозяйственных руководителей  всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного  мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и  учета общественного мнения в  повседневной практической работе.

Общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в  устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или  скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства  народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Общественное мнение возникает  внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих  суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие  меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает  личные суждения, все же мнения индивидов  о социальной проблеме по своей форме  и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуникацию не случайно ставят на одну доску с  мышлением, обретшим определенную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуждается в "общности мышления" и наоборот.

 

1.2 Каналы воздействия  власти на формирование общественного мнения

В силу того, что люди по-разному  воспринимают информацию, интерпретируя  ее содержание на основе определенных правил, привычек, способов восприятия (кодов), даже в зависимости от своего конкретного состояния в процессе обмена информацией, принципиальное значение имеет способность людей осмысленно воспринимать сообщения. Такое субъективизированное восприятие, истолкование и усвоение информации именуется коммуникацией.

Наличие разнообразных целей  и методов, структур и участников политических процессов в сфере  государственной власти и местного самоуправления обуславливает сложную, многомерную структуру информационно-коммуникативного обмена между людьми. В основе любых  информационных процессов лежит  линейная структура коммуникации. По мнению Г. Лассуэлла, выделение основополагающих компонентов такой структуры предполагает ответ на вопросы: кто говорит? что говорит? по какому каналу? кому? с каким эффектом?

Иная более сложная  структура информационно-коммуникативных  процессов, предполагает учет их различных  уровней. Так, канадский ученый Дж. Томсон предлагает различать семантический, технический и инфлуентальный (англ. influence – влияние) уровни информационно-коммуникативных связей. Данные уровни позволяют вычленить наиболее существенные и качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают самое их существование, а с другой – определяют условия эффективного взаимодействия политических субъектов с их информационными партнерами.

Семантический уровень раскрывает зависимость процессов передачи информации и возникновения, коммуникации между субъектами от употребляемых  знаково-языковых форм. С этой точки  зрения во внимание принимается способность  используемых людьми языковых средств (знаков, символов, изображений), которые  сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию реципиентами. В этом смысле принимаются в расчет как вербальные (словесные), так и невербальные (жесты, мимика, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета и т.д.) средства передачи информации, которые используются разнообразными политическими (официальными и неофициальными, формальными и неформальными) субъектами.

По сути, выделение семантических  структур показывает значение тех языковых форм, при помощи которых может  либо состояться, либо не состояться коммуникация и формирование общественного мнения. Например, органы власти нередко формируют  политические тексты в излишне теоретизированном виде, что затрудняет их понимание рядовыми гражданами и снижает мобилизационные возможности власти. Отдельные газеты, журналы и телеканалы чрезмерно широко употребляют иностранные или специальные термины, которые существенно затрудняют смысловое прочтение информации обычными людьми. Несоответствие семантических структур типу общения, возможностям субъектов либо их внутренние изъяны способны вместо связующих эффектов породить коммуникационный вакуум в отношениях власти с населением, что может иметь далеко идущие негативные последствия.

Органы власти должны использовать такие языковые формы, которые сглаживали бы противоречия между специализированными  и неспециализированными потребителями  информации различных структур и  уровней власти. Тексты должны содержать  в себе языковые формы, облегчающие  точное усвоение их смысла населением. Только в этом случае будет формироваться  нужное власти общественное мнение.

Так, в своих выступлениях руководители обязаны использовать определенные просторечия, сленговые  и другие формы, усиливающие семантическую  близость языка управляющих и  управляемых. Поэтому исходящая  от власти информация должна быть многоязычной, лингвистически многообразной и  при этом семантически целостной.

Важную роль при осуществлении  информационных взаимоотношений власти и масс играют технические средства, что заставляет говорить о техническом  уровне информационно-коммуникационных процессов. Важность наличия технических  каналов для организации информационных контактов показывает, что институты  власти должны обладать необходимым  количеством каналов для распространения  официальной информации: брифинги, интервью руководителей, бюллетени, публикации в газетах и журналах, каналы телевидения, федеральные и региональные системы  связи и.д., позволяющие осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданами.

Органы власти должны иметь  каналы наиболее эффективные для  установления прямых связей с населением, для распространения важных сообщений, для формирования общественного  мнения. При этом каналы информации должны уверенно работать как в обычном  режиме, так и в условиях перегрузки. В то же время технические возможности  органов власти должны соответствовать  средствам приема сообщений, которыми обладает население. В противном  случае технико-информационные стандарты  могут исключить определенную часть  населения из диалога с властью  и воспрепятствовать формированию нужного для власти общественного  мнения.

При формировании общественного  мнения граждан очень важна степень  влияния информации на человеческое сознание. Сила духовного воздействия  на граждан зависит от предлагаемых властью целей, ценностей, идей. Для  повышения эффективности своей  деятельности в этом направлении  власть должна руководствоваться соображениями  адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы, предлагаемые программы, замыслы и планы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.

Исключительно важное значение приобретает и обеспечение единства смыслового и временного параметров информационных сообщений. Люди, сталкивающиеся в жизни с многочисленными проблемами и противоречиями, видя попытки власти посредством информации заменить реальные отношения выдуманными проблемами, утрачивают уважение к данной власти, ее идеологии и режиму в целом.

Все разнообразие используемых приемов и способов воздействия  власти на формирование общественного  мнения можно свести в основном к  двум типам:

мобилизационный, включающий агитацию и пропаганду;

маркетинговым, представленным методами паблик рилейшен, или PR, а также политической рекламой.

Эти способы информационного  взаимодействия характеризуют крайне противоположные методы. Так, агитация и пропаганда представляют собой  способ информационного контроля за людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности. Бельгийский ученый Г. Товерон считает, что пропаганда не предлагает людям возможности выбора, навязывает им определенные изменения мыслей, веры, поведения. Классические примеры одностороннего использования подобных методов информирования общественности дали режимы, следовавшие по пути обезличивания человека и огосударствления его сознания.

В принципе, без использования  агитационно-пропагандистских способов воздействия на общественное мнение не может обойтись ни какая власть, ни один политический субъект, заинтересованный в расширении социальной поддержки  своих целей. Стремление к систематическому контролю за сознанием и поведением граждан неразрывно связано с постоянным манипулированием общественным сознанием, что неизбежно приводит к замене информации дезинформацией. Использование приемов умолчания и пристрастного комментирования событий или неполное ознакомление общественности с задачами своей политики чреваты для власти негативными последствиями.

Агитация и пропаганда нередко переходят границы свободной  конкуренции за сознание человека, подменяя способы его идейного завоевания методами насильственного навязывания  ему заранее запрограммированных  оценок и отношений, психологического давления на его сознание, рассчитанного  на неосознанное восприятие и усвоение им определенных целей и ценностей.

В практике работы структур государственной власти и местного самоуправления многих стран признана необходимость иметь эффективные  службы PR, причем названия и круг полномочий таких служб могут быть разными. Службы PR призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах  деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также  реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. РR призвана способствовать развитию демократии, открытости деятельности власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников или политических партий.

Информация о работе Методы получения общественнго мнения