Многодетная семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках различных точек зрения на тему курсовой работы;
составить социальный портрет многодетной семьи;
проанализировать проблемы в многодетных семьях;

Содержание

Введение
1. Многодетная семья как объект социальной работы
1.1 Исторический процесс эволюции семьи в России
1.2 Типология многодетных семей
1.3 Социально-экономические проблемы многодетных семей
1.4 Анализ социально-экономического положения многодетных семей
2. Содержание социальной работы с многодетными семьями
3.Положение многодетных семей в Республике Башкортостан.
Заключение
Список использованной литератур

Вложенные файлы: 1 файл

inet_kur.docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Теория  социальной работы»

на тему «Многодетная семья  как объект социальной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Многодетная семья  как объект социальной работы

1.1 Исторический  процесс эволюции семьи в России

1.2 Типология многодетных  семей

1.3 Социально-экономические  проблемы многодетных семей

1.4 Анализ социально-экономического  положения многодетных семей

2. Содержание социальной  работы с многодетными семьями

3.Положение многодетных семей в Республике Башкортостан.

Заключение

Список использованной литератур

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья в современном  российском обществе является важнейшим  социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость  оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством  организуемой социальной работы, так  как семья очень быстро и чутко  реагирует на все позитивные и  негативные изменения, происходящие в  обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для  семьи процессы.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального  института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия  для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические  проблемы, связанные с многодетной  семьей, так и практические вопросы  социальной работы с этими семьями.

Общественно-политические и социально-экономические кризисные  явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших  большинство семей. В наиболее сложном  положении оказались многодетные  семьи. Из статистики известно, что  в многодетных семьях воспитывается  около 20% всех детей в стране, анализ статистических данных дает основание  полагать, что материальное положение  семьи зависит от количества растущих в ней детей. Поэтому очень  важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так  и пути улучшения их положения.

Внимание к многодетным  семьям в современной науке объясняется  тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса  и духовно-психологического шока они  занимают одно из первых мест среди  других травмированных категорий (Т.В. Шеляг, Н.В. Панкратьева, Г.П. Добрунова, А.В. Полудницын и др.).

Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с многодетными семьями  в трудах отечественных ученых - Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.И. Курбатова, В. П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В. Шеляг, Е.И. Холостовой и др.

Такая семья самой  своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются  благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей  и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается  в наиболее сложном положении, поскольку  мать, как правило, не работает, а  один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Большинство многодетных семей  живет за чертой бедности. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных  семей государство предпринимает  определенные меры.

Основное направление  в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции  федеральной семейной политики, а  также в должностных обязанностях социального работника. Положение  многодетной семьи, ее численность, место в общественной структуре, проблемы и нужды, возможность их смягчения и разрешения являются основным местом рассмотрения в работе.

Для того чтобы  несколько по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей  и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить и проанализировать многодетность, ее причины, влияние  на каждого члена многодетной  семьи.

Все вышесказанное  обосновывает актуальность выбранной  курсовой работы.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические  материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная  база по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:                       

  исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках различных точек зрения на тему курсовой работы;                        

 составить социальный  портрет многодетной семьи;                       

  проанализировать проблемы в многодетных семьях;                       

  охарактеризовать существующие подходы социальной помощи многодетным семьям;

Объектом исследования является многодетной семьи. Предметом  – содержание социальной работы с  многодетными семьями.

В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования: изучение опыта, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  приложений.

Общий объём работы 24 страницы, список использованной литературы включает 10 источников.

1. Многодетная семья  как объект социальной работы

 

1.1 Исторический  процесс эволюции семьи в России

 

Многодетная семья  – это семья, имеющая в своем  составе трех и более детей  и воспитывающая их до восемнадцатилетнего  возраста. Количество таких семей  постоянно уменьшается. Многодетность  рассматривается специалистами  в области семейных проблем как  некое явление, теперь уходящее в  прошлое по мере трансформации общества, образа жизни, роста городов, разрушения сложившихся устоев быта.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво  составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Сегодня  многодетность является скорее исключением  из общего правила для подавляющего количества регионов России. Доля многодетных  по стране составляет 2,6% от общего числа  домохозяйств или 6,6% от числа семей  с детьми (по данным переписи 2002 года).

Анализируя исторический процесс эволюции семьи и влияния  социальной политики государства в  послеоктябрьской период России, мы можем  говорить о трех основных факторах, разрушивших семью как основной воспитательный институт, а именно: моральном, физическом и факторе  психологического отторжения родителей  от детей.

И все же семья  как социально-экономический и  культурный феномен, возникнув на заре человечества, оказалась чрезвычайно  устойчивой. Она успешно выдержала  разнообразные воздействия сменявших  друг друга общественно-экономических  формаций.

Многодетную семью  трудности не обошли стороной и в  период социализма. В Дагестане, например, семью исторически объединяли кровнородственные  тухумные связи: частная собственность, сопутствующие социальные отношения, защитная психологическая атмосфера. Это внутренний объединяющий фактор. Извне ее объединяли религиозные предписания, традиции и обычаи, общественное мнение в сфере брачно – семейных отношений и законы.

Социализм, соединяясь с социальными последствиями  научно – технической революции, внес коренные изменения в большинство  из этих факторов. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по словам И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание стало важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (1917г.) указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

В условиях послереволюционной России семья была настолько традиционно  многодетной, что у государства  даже не возникало потребности в  специальном стимулировании деторождения. Тем не менее специалисты, исследующие проблемы демографии, отмечают, что государство не сформировало сколько-нибудь серьезной демографической политики на перспективу. Вследствие этого, сохранявшиеся по инерции в первые десятилетия советской власти традиции многодетности постепенно начали теряться.

Многодетная семья  превращается в нуклеарную (два поколения), планируя для модного в те годы «стиля» не более двух детей. В такой семье значительно слабеют, а то и совсем исчезают, такие средства воспитания, как разнообразие общения, непосредственное соприкосновение ребенка с множеством социально-ролевых отношений, эффект общения с представителями разных поколений и близкими по возрасту многочисленными детьми (братьями и сестрами) и многое другое, обеспечивавшие семье эффективный воспитательный результат.

В восьмидесятых  годах ХХ века быть многодетной матерью  в России, точнее в СССР, казалось бы было почетно. Семья, в которой рождался пятый ребенок, получала многочисленные и серьезные льготы от государства. К этому времени уже не преобладал феномен малодетной ментальности. Однако благосостояние семьи в современных условиях уже не зависит от числа ее членов, а больше зависит от личного труда каждого вне семьи, поэтому по статистике с каждым годом число многодетных семей уменьшается. По сравнению с микропереписью 1984 года оно сократилось уже на 25%. Сейчас многодетных семей по России всего 1,5 млн в них воспитывается 4,5 млн. детей. И почти 78% этих семей живут за чертой бедности.

Все социологические  исследования последних лет говорят  о том, что с появлением на свет третьего ребенка, на какой бы территории РФ семья ни проживала, она неизменно  попадает в группу социального риска. Нами выявлено, что такая семья  нуждается в особенной государственной  поддержке.

На основании  Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены  следующие виды пособий для семей: 1) пособие по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки  беременности; 3) единовременное пособие  при рождении ребенка; 4) пособие  на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; 5) единое ежемесячное пособие  на ребенка.

Если в отношении  первых трех из этих видов пособий  семьи, имеющие детей, находятся  в одинаковом положении, то в отношении  двух последних многодетная семья  явно в неравном положении. При существующих формах социальной поддержки многодетные  семьи обречены на социальную деградацию в условиях ухудшения социально-экономического положения.

 

1.2 Типология многодетных  семей

 

Все многодетные  семьи могут быть распределены на три категории:

- семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

- семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих  браков матери (реже — отца), в  которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие  семьи могут быть и вполне  благополучными, но их членам  присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные  многодетные семьи, образующиеся  в результате безответственного  поведения родителей, иногда на  фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать.

Дети из таких  многодетных семей особенно часто  нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения  их судьбу особенно трудно устроить, ибо  семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Типы многодетных  семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать  для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся  проблем в каждой конкретной семье.

1.3 Социально-экономические  проблемы многодетных семей

Информация о работе Многодетная семья как объект социальной работы