Многообразие концепций и направлений социальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Стратификация и неравенство существовали на протяжении практически всей разумной истории человечества. Несмотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.

Содержание

Введение
3
1 Многообразие концепций и направлений социальной стратификации
4
2 Формы социальной стратификации
15
3 Социальная мобильность
29
Заключение
39
Библиографический список
40

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1 Многообразие концепций и направлений социальной стратификации

4

2 Формы социальной  стратификации

15

3 Социальная мобильность

29

Заключение

39

Библиографический список

40

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Стратификация и неравенство существовали на протяжении практически всей разумной истории человечества.  Несмотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии  угнетения  и  принуждения  одних   социальных   групп  другими.

Все развитые  общества характеризуются неравным распределением материальных и символических благ, вознаграждений и возможностей, как в отношении отдельных индивидов, так и между группами внутри общества. Неравенство выступает констатацией специфического человеческого существования.

Тема проблем, связанных с неравенством, заняла особое место. Меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения,  почти отсутствует «средний класс». Если хорошо исследовать проблему неравенства, можно найти ключ к пониманию многих проблем российского общества. И эта проблема будет оставаться актуальной, пока не разрешится такая проблема, как удовлетворение всех человеческих потребностей.

Таким образом неравенство занимает важное место в любом социологическом исследовании,  однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается  одной из ключевых проблем всякого социологического исследования.

 

 

1 КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

 

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facio - делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.

Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.  
Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж. 

Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения: 

1. Верхние слои  находятся в более привилегированном  положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям. 

2. Верхние слои  значительно меньше нижних по  количеству входящих в них  членов общества. 

Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий: 

1. Марксизм —  главный тип стратификации —  классовая (от лат. classis — группа, разряд) стратификация, в основе  которой лежат экономические  факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.  К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы помните, что еще Платон в своей модели идеального государства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленников). Столько же классов усматривал в обществе и Аристотель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Еще одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Согласно распределительной теории классов, основным разграничительным признаком выступает размер и форма дохода. С учетом этого выделяются три класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату.

К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средства производства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую — лишенный ее. Отношения между этими классами неизбежно должны были принять непримиримый, антагонистический характер, поскольку собственность была результатом эксплуатации, а ее присвоение оказалось возможным в условиях политического господства класса собственников. Такие основные классы-антагонисты существовали на всех этапах исторического развития, за исключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпоху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу, различные формы проявления которой также можно видеть на всех стадиях исторического развития, начиная с рабовладения. Таким образом, по Марксу, именно объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества.

Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников—бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две под­группы: высшую — «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» — продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом — управляющими.

Близкой по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уорнером. Он провел социологические исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам - доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность — выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, сред-непромежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религиозная или ритуальная частота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

2. Функционализм  — социальная стратификация, связанная  с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение — необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди.  Данное понятие ввел в научный оборот российско-американский социолог и культуролог П. А. Сорокин (1889—1968). 

3. Теория, основанная  на взглядах М. Вебера, — в основе  любой стратификации лежит распределение власти и авторитета , которые прямо не определяются отношениями собственности. Важнейшие относительно самостоятельные иерархические структуры — экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, — класс, статус, партия. 

Типы стратификационных систем: 

1) Физико-генетическая - в основе лежит ранжирование  людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств — силы, ловкости, красоты и др. 

2) Этатократическая (от фр. etat — государство) - дифференциация  между группами проводится по  их положению во властно-государственных  иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации  и распределения ресурсов, а также  по тем привилегиям, которые эти  группы имеют в зависимости  от своего ранга в структурах  власти. 

3) Социально-профессиональная - группы делятся по содержанию  и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т. д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды - деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т. д.). 

4) Культурно-символическая - возникает из различий доступа  к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать ее (для доиндустриальных обществ характерно теократическое (от гр. theos — бог и kratos — власть) манипулирование информацией, для индустриальных — партократическое (от лат. pars (partis) — часть, группа и гр. kratos — власть), для постиндустриальных — технократическое (от гр. techno — мастерство, ремесло и kratos — власть). 

5) Культурно-нормативная - дифференциация построена на  различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения  существующих норм и стилей  жизни, присущих тем или иным  социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект и т. д.). 

6) Социально-территориальная - формируется вследствие неравного  распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т. д. 

Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Страты - это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе.

Страта различается по:

  1.  уровню доходов; основным чертам образа жизни;
  2. включенности во властные структуры; 
  3. отношениям собственности;
  4. социальному престижу;
  5. самооценке своей позиции в обществе.

Социальная стратификация - разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения - мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру. Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности - горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный - перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный -переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки. Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое - низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе. На базе богатого эмпирического материала Сорокин, делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. При этом он докапывает, что "церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этой функции они наполняют функции социальной лекции и распределения индивидов внутри социального здания".

Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников—бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две под­группы: высшую — «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» — продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом — управляющими.

Впервые с позиций научного анализа принципы подхода к феномену социальной стратификации раскрыли К. Дэвис и У. Мур: «Как ни странно, главная функциональная необходимость, объясняющая универсальное существование стратификации, связана с тем, что любое общество сталкивается с неизбежной проблемой размещения индивидов и стимулирования их внутри своей социальной структуры. Как функционирующий организм, общество должно каким-то образом распределять своих членов по различным социальным позициям и побуждать их выполнять обязанности, связанные с этими позициями. Оно должно, следовательно, гарантировать себе два разных уровня стимулирования: исподволь возбуждать у нужных индивидов желание занять определенное положение и уже у занявших данное положение — желание выполнять связанные с ним обязанности.

Если бы обязанности, связанные с разными социальными позициями, были бы одинаково приятными индивидам, одинаково важными для существования человеческого общества и требовали одинаковых талантов или способностей, то было бы все равно, кто какое положение занимает, и проблема определения места в обществе потеряла бы свое значение. Однако в действительности это очень и очень важно, кто и какое положение займет. Это важно не только потому, что некоторые социальные позиции по природе своей более приятны, чем другие, но также и потому, что некоторые из них требуют особых талантов или специального обучения, а некоторые функционально более важны, чем другие. Необходимо также, чтобы обязанности, связанные с некоторыми социальными позициями, выполнялись с тем усердием и прилежанием, которых требует их значимость. Поэтому общество неизбежно должно располагать, во-первых, какими-то видами выгод, которые можно было бы использовать в качестве стимулов, а, во-вторых, иметь в своем распоряжении какие-то способы неравномерного распределения этих выгод (вознаграждений) в зависимости от занимаемых позиций.

Информация о работе Многообразие концепций и направлений социальной стратификации