Многообразие концепций и направлений социальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Стратификация и неравенство существовали на протяжении практически всей разумной истории человечества. Несмотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.

Содержание

Введение
3
1 Многообразие концепций и направлений социальной стратификации
4
2 Формы социальной стратификации
15
3 Социальная мобильность
29
Заключение
39
Библиографический список
40

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

В реальности стратификационные тины переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например, Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.

Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.

Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).

Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).

Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов — их профессиональных различий и имущественного расслоения.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 3 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

 

Социальная мобильность, изменение индивидом или группой людей социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную социальную мобильность - движение вверх или вниз в системе социальных позиций. Горизонтальную социальную мобильность -передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии социальная мобильность делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. Социальная мобильность выражает изменения социальных позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений. В кастовом и сословном обществе социальная мобильность резко ограничена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост социальная мобильность "... В противоположность сословиям, классы оставляют всегда совершенно свободным переход отдельных личностей из одного класса в другой". 

Разоряющиеся мелкие буржуа в основном пополняют ряды рабочего класса, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интеллигенции и служащих. Отдельные выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа. При социализме в результате глубоких социальных преобразований социальная мобильность значительно возрастает. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управление процессами социальная мобильность. Главные направления социальная мобильность - переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преимущественно физического труда в состав интеллигенции и служащих: уменьшается слой низко квалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полуквалифицированных рабочих. В буржуазной социологии теории социальной мобильности тесно связаны с концепциями социальной стратификации. Они направлены против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма. Отношениями собственности и утверждают, что люди якобы могут "свободно" изменять свою социальную позицию в результате личных усилий. В действительности социально-экономические процессы в современном капиталистическом обществе приводят к закреплению позиций антагонистических классов, кастовости правящей элиты. Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагающие посылки буржуазных теорий социальная мобильность.

Формы социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае "падение" напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля. Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социальною восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Следующие исторические примеры служат в качестве иллюстраций. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества.

И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Занимать высокое положение при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Падение" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. (Питирим Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество».

Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности. С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

Основные формы индивидуальной социальной мобильности и мобильности социальных объектов следующие: горизонтальная и вертикальная. Вертикальная мобильность существует в форме восходящих и нисходящих течений. Обе имеют две разновидности:

1) индивидуальное проникновение  и 2) коллективный подъем или спад  положения целой группы.

2. По степени перемещений  справедливо различать подвижные  и неподвижные типы обществ.

3. Едва ли существует  такое общество, страты которого  были бы абсолютно эзотеричными.

4. Едва ли существует  такое общество, в котором бы  вертикальная мобильность была бы свободной.

5. Интенсивность и всеобщность  вертикальной мобильности изменяется  от группы к группе, от одного  периода времени к другому (изменения  во времени и пространстве). В истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов.

6. В этих изменениях  не существует постоянной тенденции  ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности.

7. Хотя так называемые  демократические общества зачастую  более подвижны, чем автократичные, тем не менее, это правило не без исключений.

Каналы социальной мобильности. Факты истории свидетельствуют, что не существует обществ с непроницаемыми препятствиями. Между стратами существуют «отверстия», «мембраны», через которые индивиды могут перемещаться по социальной лестнице вверх или вниз. Они называются каналами социальной мобильности или, по определению П.Сорокина, каналами вертикальной циркуляции.

П.Сорокин рассматривал в качестве каналов мобильности социальные институты: церковь, армию, школу, семью и собственность. Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности в большей степени в военное время, когда крупные потери (в том числе и среди командного состава) приводят к заполнению освободившихся вакансий людьми более низких чинов. В настоящее время не только армия, но и силовые структуры в целом выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества.

Церковь является каналом как восходящей мобильности  благодаря институту целибата (безбрачия), который обязывал католическое духовенство не иметь детей, в результате чего после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, так и нисходящей, когда в средние века тысячи язычников, еретиков (среди которых было немало представителей высших слоев) были отданы под суд, разорены и уничтожены.

Школа и в целом институты воспитания и образования в разные века служили мощным каналом социальной циркуляции. Например, в эпоху Конфуция в Древнем Китае школы были открыты для представителей всех классов общества. Лучшие из студентов, независимо от их социального происхождения, отбирались и переводились в высшие школы, затем в университеты, откуда они попадали на высокие государственные посты. Система образования  и сегодня сохраняет функцию селективного инструмента, при помощи которого отбирают  и контролируют вхождение в высокопрестижные группы. Диплом об образовании сегодня не менее эффективен, чем прежде расовая или религиозная принадлежность. Именно тем, что образование является одним из самых быстрых и доступных каналов вертикальной мобильности, объясняются большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах.

Семья и брак являются каналами социальной мобильности, когда в союз вступают представители различных социальных страт. В европейском и в российском обществе весьма распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице (видео ролик).

В традиционных обществах основательно заботились о стабильности семьи, поскольку она была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки и производственным объединением, а, в результате, одним из институтов распределения членов общества по стратам. Но когда браки стали легко распадаться, и разводы стали повседневным событием, обществу пришлось брать на себя многие семейные функции (воспитание, образование, обслуживание и др.). Утратилось значение унаследованных качеств, поэтому людей все чаще начинают ценить не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

Информация о работе Многообразие концепций и направлений социальной стратификации