Мода как социальный и психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:49, реферат

Краткое описание

На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами.

Вложенные файлы: 1 файл

МОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И.docx

— 177.19 Кб (Скачать файл)

Для слежения за модой существуют специализированные журналы.

Крупнейшие дома моды: Dolce&Gabbana, Armani, Lacoste, Prada, Gucci, Calvin Klein

Индустрия моды


Индустрия моды — это определённый сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы.

На протяжении истории моду в  одежде диктовали разные страны; на данный момент самым «модным» городом  считается Париж (и, следовательно, страной — Франция), но ранее моду задавали Италия, Испания, и, позднее Англия[1].

Зачастую первенство в вопросах моды было связано с политическим первенством (например, Италия диктовала  моду в период Ренессанса, расцвета городов-государстввроде Венеции и Флоренции; с XIII века именно здесь изготавливались бархат и шёлк). Моде уделяли внимание французские правители, начиная с Людовика XIV и заканчиваяНаполеоном III; во Франции в итоге высоко развилось текстильное производство, было множество умелых швей[1].

[править]Одежда


Мода в одежде — это смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым «по моде», фр. à la mode) восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. С точки зрения искусства мода близка кконцептуальному искусству, поскольку она заключается в сочетании различных элементов (прическа, материалы одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.

Мода в одежде связана с визуальным приближением вида тела к господствующим идеалам. Например, в Китае и Японии было модно деформировать девочкам ступни, ограничивая их рост, что считалось признаком аристократизма, а в Европедеформировалось корсетом всё туловище. Кринолин подчёркивал достоинство и общественное положение; вообще большой расход ткани, например, на шлейф или платье являлся показателем принадлежности к тому или иному сословию[1].

Существенно влияет на моду сексуальность. В частности, в современной одежде сохраняется тенденция к увеличению обнажённости, хотя изначально даже обнажение  ног было революционно; в мужской  одежде средневековья подчёркивались половые органы. О сексуальном значении одежды говорит также наличие в определённый период в некоторых странах (например, в Индии) законов, вводящих санкции за ношение одежды другого пола.

 

Если культура есть «выражение духовности и свободы человека»1, тогда од-

ним из признаков ее развития и изменения является мода. Актуальность изучения

различных аспектов моды и «модного поведения» обусловливается необходимо-

стью экспликации феномена моды как в его теоретическом, так и в практическом

значении: с одной стороны, нужно исследовать специфику восприятия моды раз-

личными социальными и  культурными группами, роль моды в процессе их комму-

никации и т. д., а с другой – современные стили и тенденции моды, структуру мод-

ных показов, особенности реализации замыслов дизайнеров и т. п.

Столь же актуальным представляется исследование моды в социально-ком-

муникативном пространстве глобального культурного сообщества в целом и рос-

сийского в частности, и прежде всего потому, что для последнего характерна ин-

тенсификация использования моды в качестве одного из основных элементов со-

циокультурного и коммуникативных процессов.

Феномен моды широко исследуется  в рамках различных социогуманитарных

дисциплин, таких как философия, психология, социология, культурология, искус-

ствоведение, межкультурная коммуникация и др. Однако, представляя собой слож-

ное, многогранное явление, мода может и должна изучаться в рамках междисцип-

линарного подхода.

Каждая из указанных дисциплин  имеет свой предмет и по-своему определяет

моду. Так, философы размышляют о моде преимущественно с целью решения дру-

гих, не относящихся к исследованию моды как отдельного феномена задач – кри-

тики социально-культурных реалий, индивидуализма, предрассудков и т. п. Напри-

мер, Б. В. Марков, рассматривая процесс музеефикации как форму реализации по-

зитивизма с его стремлением к чистой фактичности, подчеркивает, что именно мо-

да выступает средством  преодоления музеефикации, т. е. стирания специфики со-

временности: «Мода жестока… она расчищает путь новому и требует уничтожения

старых вещей»2.

В рамках социологии мода причисляется к одной «из форм, одному из меха-

низмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индиви-

дуального, группового или массового»3. Таким образом, социологическая трактов-

ка моды акцентирует внимание на внешних аспектах феномена моды, т. е. рассмат-

ривает ее в контексте собственной предметности, без учета внутренних характери-

стик и закономерностей.

В культурологии мода тематизируется в более широком смысле. А именно,

она исследуется в различных  контекстах, причем не как средство прояснения дру-

гих вопросов, а как отдельный феномен. В результате моду определяют как «под-

ражание образцу, удовлетворение потребностей в социальной опоре», так как «на-

ряду с подражанием  мода удовлетворяет потребность  в различии, выделении из

общей массы»4. Другое определение, данное в рамках культурологического дис-

курса, подчеркивает, что «мода – одна из массовых форм коммуникации, своеобра-

зие которой заключается в периодическом изменении интереса, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп по отношению к части

собственных традиций, обычаев, привычек, изменений, происходящих под влияни-

ем смены социальных, психологических и физических условий жизни»1.

В искусствоведении мода рассматривается  как антитеза творчеству, как пре-

пятствие, которое должен преодолеть художник, музыкант или поэт, чтобы реали-

зовать свой замысел. Так, известный композитор и теоретик искусства Н. К. Метнер утверждал, что «мода существовала всегда и во всех областях, но мода на моду в искусстве появилась только в наше время»2. Согласно Метнеру, «мода на моду»свидетельствует о деградации искусства, а значит, критика моды представляет собой необходимое условие творческой деятельности человека. Подобные мысли высказывает и М. А. Лифшиц, критикуя модернизм в искусстве и характеризуя его как «погоню за современным вкусом»3.

На сегодняшний день все  еще не существует единого определения  понятия

«мода». В процессе исследования моды достигнуты некоторые конструктивные

решения, а также определен понятийный инструментарий для анализа этого фено-

мена. Ученые оперируют такими понятиями, как «традиция», «мода», «стиль»,

«костюм», «стилевые прототипы», «полистилизм» и пр. Исследовательский инте-

рес направлен не только на выявление схожести, различия, взаимовлияния, взаи-

модополняемости каждой из представленных категорий, но и на их коммуникаци-

онные возможности.

История моды 20-го века

В начале века направление  в мире моды было предопределено новаторским  дизайнером, человеком-легендой и просто элегантной женщиной – Коко Шанель. Именно она впервые сделала моду доступной абсолютно для всех. Благодаря Шанель, свет впервые увидели купальники из джерси, пляжные сандалии, женщины впервые сделали брюки частью своего гардероба. Создательница “маленького черного платья” доказала, что для того, чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой, а ее девиз “Бедность – не противоположность роскоши” дал многим женщинам то, о чем они до этого не могли и мечтать – возможность быть элегантной несмотря ни на что:

Стиль ретро

Первые десятилетия  прошлого века женская мода испытывала серьезное влияние эмансипации.Мода 20-х – 30-х годов предложила женщинам надеть мужские костюмы, укоротила длину платьев, возвела в культ слегка мужеподобный образ. В женской моде впервые появился косой крой, идеально подчеркивающий изгибы фигуры, произошел переход к четким линиям и простым формам. Ярчайший пример современной женщины того времени легендарная Марлен Дитрих.

Но если говорить об основных чертах моды 20-х – 30-х годов, то ими стали агрессивный шик, вычурность и, даже, вульгарность. Платья с заниженной талией, V-образный вырез, длинная нить жемчуга, шкурки лис на обнаженных плечах, чулки в сетку, темные тени, бордовая помада и черная подводка для глаз создавали образ роковой женщины 20-х – 30-х годов.

На моду конца 30-х и начала 40-х годов наложила свой отпечаток II мировая война. На смену неприкрытой вульгарности пришли простота и незатейливость. Изысканные украшения и помпезные вечерние наряды уступают свое место обычным платьям, шикарные колье – шейным платочкам, шелковые чулки – гольфам и носочкам. Во всем простота и практичность.

В конце 40-х и начале 50-х годов в мире моды наступает  новая эра. Только-только закончилась  война. Мир живет новыми надеждами. Люди мечтают вернуться к счастливой жизни. И в 1947 году работа великого Кристиана Диора, стиль “New Look”, впервые увидела свет.

Стиль New Look

Созданный мастером стиль снова сделал женщину женственной. Женщины снова могут демонстрировать  свое очарование и утонченность. Эталонами  красоты становятся обладательницы тонкой талии, покатых плеч, заметного  бюста и объемных бедер. Происходит возврат к классическому женскому силуэту в форме песочных часов. В моду входят платья с тонкой талией, прилегающим лифом и декольте, которые должны были подчеркнуть женственность фигуры, пышные юбки ниже колена, рукава, сужающиеся к запястью, длинные ажурные или нейлоновые перчатки до локтя, солнцезащитные очки с заостренные углами, украшенные стразами, туфли на высоких шпильках. Мода конца 50-х делает ставку на чувственность и сексуальность. Существенное влияние на массовую моду оказывают секс-символы киноэкранов Мэрилин Монро, Бриджит Бардо, Софи Лорен, Одри Хепберн.

60-е годы проходят  под знаком социально-культурной  революции. Это время рождения  и становления новой молодежной  культуры. Экономическая свобода  и финансовая независимость порождает  новое явление – молодежную моду (“Бэби бумерс”). Мировая столица моды ненадолго перемещается из Парижа, где еще царит утонченность и элегантность, в Лондон, где уже правит альтернативная молодежная мода. Еще в 1958 году в Лондоне зарождается новое направление Моды (Modos). Моды руководствуются правилами минимализма и идеального вкуса: модные костюмы, нейлоновые сорочки с узкими воротниками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, аккуратные прически. Не мало способствуют популяризации данного направления его последователи – группа Биттлз.

Мини юбки

В 1962 году мир впервые  увидел экстравагантное мини. Скандальный стиль, предложенныйМэри Куант, приходится по вкусу молодежи. Чуть позже Пьер Карден модернизовал идею Квант и предложил сочетание супер-мини и высоких сапог. В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрайрх создает одежду в авангардном стиле “унисекс”, показывает сенсационную коллекцию женских купальников без верха, демонстрирует прозрачные женские блузы, которые носят без бюстгальтера.

В 60-е годы превалирует  мода на все искусственное и синтетическое. Одежда из новых тканей удобна, практична  и доступна. Гардеробы заполняются  изделиями из кримплена, нейлона, лайкры, полиэстера и т.д. Новые материалы  прекрасно подходят для “космического  стиля”, появившегося в 1965 году.

Молодежная мода, бурно развивающаяся в это  десятилетие, оказывает свое влияние  и на классические дома высокой моды. Только в их исполнении новаторские  и порой экстравагантные идеи приобретают более облагороженный вид. Лаконичные платья, костюмы, юбки до колена приобретают современные  линии и новые яркие расцветки. В моде коллекции таких мастеров как Марк Боан, Ив Сен-Лоран, Тед Лапидус.

Особенностью 60-х  годов становится то, что впервые  идолами для молодого поколения  становятся не представители высшего  общества и не звезды кино, как это  было ранее, а лидеры молодежных музыкальных  движений. Их идеи и стиль жизни  мгновенно находили свое отражение  в молодежной субкультуре. Не обошло это и моду. Мода конца 60-х – начала 70-х годов испытывает влияние движения хиппи. Философия свободы выбора и альтернативы всему общественному приносит в мир моды мозаику новых стилей и красок. Использование секонд-хэнда, предметов ручной работы, мотивов, цветов и форм Индии, Непала, Центральной Америки и Марокко является особенностью хиппи. Пытаясь противостоять общепринятому и массовому, культура хиппи дала богатый материал “официальной” моде, породив этнический стиль, стиль ретро, фольклорный стиль, “стиль лохмотьев и дыр”, диффузный стиль и стиль унисекс. Также мир моды обязан хиппи и популяризации джинсов – одежды, без которой невозможно представить современный мир, одежды, которая стала классикой.

Эпоха 70-х в очередной раз подтвердила известную истину – каждое следующее поколение отрицает идеалы предыдущего. Десятилетие доминирования в моде образов лишенных пола подростков стал вытесняться образом “итальянской красоты”. Снова в моде правильные черты лица, выразительные формы тела, красивые волосы. Повседневная одежда становится более сдержанной. В моде ансамбли из одежды, комплекты, состоящие из пальто и пиджаков или юбок, брюк и блузок или рубашек. Особой популярностью пользуются разные типы платьев.

Одежда в стиле  диско

В тоже время противоположностью умеренности и строгости в 70-е  годы становится стиль диско, зародившийся на набирающих популярность дискотеках. Особенностью “диско” стали экзотический облик, неприкрытая сексуальность, невообразимо яркие краски. Оригинальность вечернего стиля подчеркивалась такими штрихами, как облегающие брюки, прозрачная блузка, массивные украшения и всевозможные блестки, как на одежде, так и в элементах макияжа. Стиль диско поощрял невообразимые и порой абсолютно безумные сочетания. Развитию и массовости этого стиля способствовала популярная в 70-е годы музыка, а также такие, ставшие культовыми, фильмы как “Saturday Night Fever” или “Thank God Is Friday”.

Информация о работе Мода как социальный и психологический феномен