Модели взаимодействия социального работника с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Модель взаимодействия с клиентом – это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит от специфики проблем клиента.
С точки зрения продолжительности выделяют краткосрочные и долгосрочные модели взаимодействия. К краткосрочным моделям относятся Кризисинтервентная и проблемно-ориентированная модели.

Вложенные файлы: 1 файл

Модели взаимодействия с семьей.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

 

Модели взаимодействия с  семьей

 

Модель взаимодействия с  клиентом – это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит  от специфики проблем клиента.

 

 С точки зрения продолжительности  выделяют краткосрочные и долгосрочные  модели взаимодействия. К краткосрочным  моделям относятся Кризисинтервентная и проблемно-ориентированная модели.

 

Кризисинтервентная модель работы с клиентом предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации. Такие ситуации могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле или случайными травмирующими событиями, но, несмотря на индивидуальные различия и многообразие причин, приводящих к кризису, его длительность, как показали исследования, ограничена 6-7 неделями.

 

 Поскольку кризисная  ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает  детальной диагностики, а внимание  фокусируется на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внешние формы помощи, так и внутренние ресурсы клиента.

 

 Задача социального  работника – путем оказания  непосредственной эмоциональной  поддержки смягчить воздействие  стрессового события и мобилизовать  усилия клиентов на преодоление  кризиса. Помощь считается успешной, если констатируется снижение  тревожности, зависимости, психического  дискомфорта и других проявлений  кризисного состояния, а также  формируется новое понимание  возникшей проблемы, развиваются  адаптивные реакции, полезные  и в будущем.

 

 Эта модель считается  надежной формой первичного вмешательства  при работе с клиентами, находящимися  в ситуации стресса, например, семья в первые дни после рождения ребенка с тяжелой патологией. Чем раньше (желательно, на первые-вторые сутки жизни ребенка) состоится беседа специалиста с родителями, тем меньше будут отрицательные последствия пережитого кризиса, так как возможность обсуждения своих проблем и получения информации способствует физическому и моральному восстановлению семьи.

 

 Вмешательство в кризисную  ситуацию обычно является первой  ступенью взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. На  дальнейших стадиях реабилитации  ребенка находит применение проблемно-ориентированная  модель взаимодействия.

 

Проблемно-ориентированная  модель взаимодействия относится к  краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает  четырех месяцев и предполагает до 12 контактов с клиентом. Данная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, на которыми он готов работать. При этом специалист сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях индивида (группы), сколько на ситуации, породившей проблему; совместно с подопечным формулирует конкретные, достижимые цели. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей клиента в решении его собственных трудностей.

 

 Ведущим методом проблемно-ориентированной  модели является составление  контракта (договора) между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом  – семьей или отдельным ее  представителем.

 

Контракт – это рабочее  соглашение, которое включает:

 

 описание ключевой  проблемы или проблем, которые  обе стороны надеются разрешить;

 

цели и задачи проводимой работы;

 

процедуры и методики, которые  будут использованы;

 

требования к клиенту  и специалисту, характеризующие  роли каждого из них в процессе решения проблемы (встречи, беседы, письма, телефонные звонки);

 

временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной  из сторон.

 

 Следует подчеркнуть,  что соглашения между социальным  работником и семьей не аналогичны  контрактам в бизнесе или брачным  договорам, так как предполагают  не правовые, а моральные обязательства.  Этот метод позволяет придать  отношениям более организованный  характер, что повышает эффективность  взаимодействия.

 

 Несмотря на преимущества  контракта, существует ряд причин, затруняющих его применение:

 

индивидуальные особенности  клиентов: скрытность, замкнутость, неискренность, саботаж контракта;

 

сжатость сроков, когда  социальный работник может лишь 1-3 раза встретиться с семьей;

 

недостаточный профессионализм (например, социальному работнику  не удалось достичь взаимопонимания  с семьей).

 

 Применение проблемно-ориентированной  модели и вместе с ней метода  контрактов имеет ряд ограничений.

 

 Первое ограничение  связано с исключением некоторых  категорий людей и проблем  как неподходящих на том основании,  что они не отвечают краткосрочным  методам. Это люди, страдающие  неврозами, алкоголизмом, наркоманией  и т. п. В случае с семьями  неблагополучными и асоциальными  она оказывается неприемлемой, поскольку  они не считают себя нуждающимися  в помощи социального работника.

 

 Второе ограничение  связано сообщим акцентом этой  модели на право клиента самому  определять проблему, над которой  надо работать, что бывает нелегко  реализовать на практике, так  как за помощью к социальному  работнику чаще обращаются люди, обеспокоенные состоянием другого  человека.

 

 Долгосрочные формы  работы требуют продолжительного  общения с клиентом (от 4 месяцев  и более) и обычно построены  на психосоциальном подходе.

 

Психосоциальная модель предусматривает  более полное понимание людей  в контексте существующей действительности и использование этих знаний, чтобы  помочь клиенту развивать и усиливать  свой потенциал. Суть этого подхода  состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним  влиянием и, установив причинно-следственные связи, найти выход из положения.

 

 Цель работы, проводимой  в рамках психосоциального подхода, - поддерживать равновесие между  внутренней психической жизнью  человека и межсистемными отношениями,  влияющими на его жизнедеятельность. 

 

 На диагностическом  этапе анализируется не только  настоящее, но и прошлое клиента,  для чего используется, например, метод составления генограмм семейного дерева, если история семьи играет существенную роль в ее проблемах. Важная роль отводится анализу личностных особенностей членов семьи, приверженности тем или иным ценностям, определению защитных механизмов, стереотипов поведения и т. п.

 

 Основные задачи психосоциального  подхода:

 

изменять клиента или  семейную систему, адаптируя ее к  выполнению своей специфической  функции;

 

изменять ситуацию – другие системы, оказывающие влияние на семью;

 

воздействовать на то и  другое одновременно.

 

 Психосоциальная модель  используется в том случае, когда  есть возможность установления  долговременных контактов, которые  позволяют глубже исследовать  семейную систему, наблюдать ее  динамику и влиять на нее.

 

 Все перечисленные  в данном разделе технологические  подходы, модели и формы социально-педагогической  работы с семьей заимствованы  в основном из зарубежного  опыта и находят все более  широкое применение в практике  деятельности реабилитационных  учреждений разного типа, активно  адаптируются к условиям отечественной  социальной сферы. Однако говорить  о целостных социально-педагогических  технологиях еще рано – они  находятся в стадии формирования  и апробации.

 Вопросы для самоконтроля

 

 Охарактеризуйте общую  структуру социально-педагогической  технологии работы с семьей.

 

 Раскройте сущность  каждой составляющей структуры  социально-педагогической деятельности  с семьей.

 

 Каким образом реализуется  социально-педагогическая деятельность  на профилактическом уровне?

 

 Каким образом реализуется  социально-педагогическая деятельность  на диагностическом уровне?

 

 Каким образом реализуется  социально-педагогическая деятельность  на реабилитационном уровне?

 

 Раскройте содержание  индивидуального, группового и  общинного уровней реабилитационной  работы с семьей.

 

 Охарактеризуйте основные  направления и принципы семейного  воспитания.

 

 Охарактеризуйте проблемы  современной семьи.

 

 Охарактеризуйте проблемы, возникающие в семье, имеющей  ребенка с ограниченными возможностями.

 

 Охарактеризуйте периоды  жизненного цикла семьи, воспитывающей  ребенка-инвалида.

 

 В чем сущность психолого-педагогической  реабилитации, проводимой в ходе  взаимодействия с семьей, имеющей  ребенка с ограниченными возможностями?

 

 Каким образом должно  осуществляться взаимодействие  социального работника с родителями?

 

 Охарактеризуйте этапы  социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями.

 

 Какие задачи решаются  в ходе социально-педагогической  работы с детьми с ограниченными  возможностями?

 

 Назовите особенности  кризисинтервентной модели социально-педагогической работы с семьей.

 

 Раскройте сущность  проблемно-ориентированной модели  взаимодействия с семьей.

 

 Охарактеризуйте метод  контрактов.

 

 Раскройте особенности  психосоциальной модели социально-педагогической  деятельности.

 

 Назовите и охарактеризуйте  основные формы работы с семьей. Какие преимущества имеют групповые  тренинги перед индивидуальным  консультированием?

 

 В чем заключается  комплексный подход в работе  с семьей?

 Литература 

 

Горячева Т. Г. Психологическая  помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии.- 1998.- № 2.

 

Грачев Л. К. Программа  социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М., 1992.

 

Дети с отклонениями в  развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997.

 Дети улицы: растущая  трагедия городов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.

 

Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №1.- 1998.

 

Макаренко А. С. Книга для  родителей. // Педагогические сочинения. Т. 5. - М., 1985.

 

Ткачева В. В. О некоторых  проблемах семей, воспитывающих  детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- № 1.

 

Торре Делла А. Ошибки родителей. - М., 1993.

 

Маслова Н. Ф. Рабочая книга  социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-М 33-36, 39-41

 

Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.


Информация о работе Модели взаимодействия социального работника с семьей