Модели и методы социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о моделях и методах социального управления. Задача контрольной - рассмотреть общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию, и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

Содержание

Введение
Организационные структуры управления и типы этих структур
Объекты и субъекты социального управления
Методы управления, их использование в управлении социальными процессами
Социальное управление как средство предотвращения и разрешения социальных конфликтов
Совершенствование методов социального управления. Построение «дерева принятия решения»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

доя игрг.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Организационные структуры управления и типы этих структур
  2. Объекты и субъекты социального управления
  3. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами
  4. Социальное управление как средство предотвращения и разрешения социальных конфликтов
  5. Совершенствование методов социального управления. Построение «дерева принятия решения»

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Раскрывая социальный феномен  управления, важно отличить его не сколько от управления естественно-природного (биологического) и технического, сколько  определить его объем, масштабы, содержание. Если в первом случае понятно, что  социальное управление вытекает из необходимости  общения людей в процессе социальной деятельности определяет отношения  между людьми по поводу каких-либо общественных процессов (обмена продуктами, производства, культуры, искусства, природы, техники, быта и т.п.), то рассмотрение содержания социального управления в научной  литературе не всегда однозначно.

Управление – это функция  организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Социальное управление - воздействие на общество в целом  или на его отдельные звенья с  тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Главной  целью является упорядочивающее  воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность  индивидуальных действий, а также  выполняются общие функции, необходимые  для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Социальное управление нуждается  в механизме его реализации. В  роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная  в виде соответствующих органов  управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление  знаний о моделях и методах  социального управления.

Задача контрольной - рассмотреть общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию, и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационные структуры управления и типы этих структур

 

Структура – это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества – это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение  объекта зависит не столько и  не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной  структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.

Формирование организационной  структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем  формируются функции социального  управления. Необходимо также сразу  позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование – устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально  освоить их рабочие функции и  задачи.

В теории управления различают  несколько видов организационных  структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

Линейная структура реализует  принципы единоначалия и централизма. Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.

 Этот вид структуры  характерен для нижних уровней  управления: начальник участка –  старший мастер- мастер.

Функциональная структура  основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с  подчинением им всех нижестоящих подразделений.

  Она предусматривает  подчинение одного работника  (подразделения) нескольким вышестоящим  руководителям, реализующим свои  функции. Внутренняя структура  подразделений строится, как правило,  по линейному принципу. Например, начальник участка одновременно подчиняется заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее время характерна для высших уровней управления народным хозяйством. Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке.

Линейно-функциональная структура  основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных  подразделений и распределения  функций управления между ними, реализует  принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность  – только первым руководителем единолично.

Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних  руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная  подготовка решений). Линейно-функциональная структура является наиболее распространенной, особенно для средних звеньев управления. На нижних уровнях управления более характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних – функциональные. Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.

Матричная структура направлена на реализацию целевых программ (проектов), стоящих перед предприятием, для  которых выделяются специальные  руководители. Структурные подразделения  предприятия, построенные по линейному  или функциональному принципу, распределяются между руководителями программ с  сохранением подчиненности вышестоящему руководителю.

 Матричная структура  допускает двойное подчинение  подразделений и отдельных работников. Начала применяться в начале 50-х гг. в США для реализации атомных и космических проектов.

  1. Объекты и субъекты социального управления

 

 Социум (человеческое  общество) представляет собой сложную  динамическую систему, которая  состоит из двух важнейших  подсистем — управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта  управления).

 К субъектам управления  можно отнести отдельного индивидуума,  группу людей, а иногда и  все общество в целом.

 Субъект управления  по различным группам критериев  подразделяется:

 — по сферам человеческой  жизнедеятельности выделяют субъекты  политического, экономического, социального  и духовно-культурного управления;

 — по территориальному  фактору субъекты делятся на  всемирные, международные, общегосударственные,  региональные, местные;

 — по области функционирования  определяют субъекты управления  финансами, обороной и национальной  безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

 — по решаемым государственным  задачам выделяют

 законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

 — по решаемым общественным  задачам можно выделить такие  субъекты управления, как партии  и общественные движения, профессиональные  союзы и ассоциации, общественные  фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи  и т. д;

 — по степени временной  устойчивости субъекты существуют  в краткосрочном, среднесрочном  и долгосрочном режиме;

 — по размерам различают  единичные, малые, средние и  крупные субъекты управления.

 Субъект управляет  объектом, который представляет  собой еще более сложное социальное  образование. Это могут быть  как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

 Поэтому в соответствии  с классификацией субъекта определяется  и объект. Это, например, такие объекты, как: общество в целом, отдельные сферы его жизнедеятельности, отрасли экономики, политические институты, административно-территориальные образования, профессиональные и общественные объединения, другие юридические и физические лица.

 Между субъектом и  объектом управления (а также  внутри каждого из них) существуют  определенные взаимодействия, называемые  в теории управленческими отношениями.  Взаимодействие субъекта с объектом (вертикальное направление сверху  вниз) в теории управления называется  прямыми связями. Отношения, выстраиваемые  (условно) снизу вверх, определяются  как обратные связи. Внутриобъектные и внутрисубъектные отношения называют горизонтальными связями. Через прямые связи поступают распорядительно-информационные сообщения, обратные связи отражают реакцию объекта на управленческие воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

 

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним  традиционно относятся:

    • экономические;
    • организационно-распорядительные;
    • правовые;
    • социально-психологические методы управления.

 

 Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

    • планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
    • материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
    • нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
    • контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

 

 Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие  проявляется в формах:

·    организационного регламентирования,

·    организационного нормирования

·    организационного инструктирования.  

Распорядительное воздействие  направляется на контроль и регулирование  деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия  субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Социально-психологические  методы управления представляют собой  совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные  личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических  методов входят:

  • методы социального воздействия,
  • методы управления коллективной деятельностью работников,
  • методы управления индивидуальным поведением работника.

Информация о работе Модели и методы социального управления