Модели социальной политики за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:35, лекция

Краткое описание

Вопрос 1. Базовые модели европейской социальной политики
Вопрос 2. Основные принципы зарубежных моделей
Вопрос 3. Социальные индикаторы-измерители

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 16 Модели социальной политики за рубежом.docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

  Годы введения общегосударственных  социальных программ в развитых  странах приведены в табл. 5.

Таблица 5

  Среди ветеранов в сфере  организации социальной защиты  населения лидирует Германия, а  среди сравнительных новичков  в этой области из указанных  6 стран замыкают США. 

  Термин "социальное обеспечение", или "социальная защита", относится  к программам, организуемым правительством  на основании установления факта,  что индивид на время или  окончательно потерял способность  получать доход и для выполнения  специальных расходов, связанных  с женитьбой, рождением, смертью.  Пособия семьям на детей также  включаются в это определение.  Помощь людям, охваченным этими  программами, оказывается: 

  а) в форме денежных выплат, возмещающих потери дохода в  результате старения, потери трудоспособности  или потери кормильца, краткосрочного  заболевания рождения ребенка,  производственного травматизма,  безработицы; 

  б) в форме госпитализации, медицинского обслуживания, реабилитационного  ухода и т.д.

   Программы, которые оплачиваются  в денежной форме, обычно называются  программами регулирования доходов;  второй тип программ предоставляется в натуральной форме и определяется как программы социального обслуживания населения.

   Информация по системе  социальной защиты в каждой  стране делится на следующие  основные разделы: 

- старость;

- нетрудоспособность;

- смерть кормильца; 

- болезни и материнство; 

- производственный травматизм;

- безработица; 

- семейные пособия.

  В каждом разделе, в свою  очередь, определяется контингент; источники финансирования; условия  получения пенсий и пособий;  организация выплат (размер и  продолжительность); организация и  управление программами.

  Законодательная база по  каждой программе представлена  двумя действующими законами  — законом по данной проблематике  и общим законом.

   В странах с переходной  экономикой показатели социального  развития резко идут "вниз". Это объясняется как проявлением  накопленных недостатков в социальной  сфере, которые не были приняты  своевременно в расчет, так и  разрушением старой системы социальной  защиты населения без предоставления  адекватной замены. Наиболее остро  стоят проблемы обеспечения минимальных  доходов, организации рынка труда,  охраны здоровья, экономической  защиты населения. Складывается  критическая ситуация в сфере  доходов. В условиях усиливающегося  социального расслоения, происходит  ротация в группах со средним  доходом за счет "вымывания"  наиболее образованной и квалифицированной  части  населения. Слой бедных  не исчезает даже в развитых  странах, где он колеблется  от 3 до 8%. Однако в странах с  переходной экономикой в эту  группу включаются многочисленные  слои людей ("новые бедные"), желающих трудиться, но не имеющих  такой возможности. В эту группу  попадают научные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые paнее принадлежали к высокодоходным группам общества. Рост числа бедных и длительное пребывание в этом состоянии ведут к осложнению социально-политической обстановки в обществе.

   Страны с переходной экономикой  проводят радикальные экономические,  социальные и политические преобразования, учитывая опыт и достижения  передовых стран мира. Глобальные  проблемы социальной политики  можно сформулировать следующим  образом: экологическая ориентация  социальной политики и социальная  ориентация экономики — некоторые  факторы национальной и международной  безопасности, переход стран на  модель устойчивого развития, обеспечивающего  равенство интересов настоящего  и будущих поколений в социально-экономическом  и экологическом аспекте. 

   Экономика и общество  создают и поддерживают свободные  и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяют нужды граждан и приемлемы для государства. Общественные группы участвуют в принятии политических решений и одновременно им приходится участвовать в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функции не посредством законов и распоряжений, а через активную деятельность самих общественных групп.

   Ориентиром для социально-экономической  политики является система измерителей,  или индикаторов: нижние, пороговые  значения, переход на которые  ведет к социальной напряженности,  а в последующем — к угрозе  экономической и общественной  безопасности, и верхние, в том  числе мини­мальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан.

  К этим социальным измерителям  следует отнести величину доходов  (в том числе размер заработной  платы, пенсий, стипендий, пособий,  прожиточного минимума), индекс потребительских  цен, задолженность по заработной  плате, уровень безработицы, соотношение  доходов наиболее и наименее  обеспеченного населения и др.

 

  Пороговым значением, фиксирующим  возможность появления социальных  конфликтов, является, как показывает  мировой опыт, недовольство 30% населения  своим жизненным уровнем (сюда  входят примерно 10% тех, кто имеет  доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает  на 40-50% минимум; вместе они составляют  группу социального недовольства). У нас же в стране это  пороговое значение достигнуто.

  По среднемесячным доходам  пороговые значения определяются  по отношению к прожиточному  минимуму и должны составлять 2,5; а пороговое значение размера  пенсии к прожиточному минимуму  — 1,5. В России эти пороги  также пройдены. Также должно  быть определено пороговое значение  разрыва между доходами 10% богатых  и 10% бедных и, как показывает  зарубежный опыт, разрыв не может  превышать 8 — 10:1. В нашей стране  ныне этот разрыв превышен  почти вдвое.

   Оценка рейтинга стран  по совокупному индексу развития  человеческого потенциала, в котором  учитываются предполагаемая при  рождении продолжительность жизни,  уровень грамотности взрослого  населения, средний коэффициент  приема в учебные заведения,  доход ВВП на душу населения  (по паритету покупательной способности  в тыс. долларов). Россия среди  174 стран занимала в 2000 г. 71-е  место.

   Уровень жизненный (уровень  жизни) населения — важнейший  обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии  общества в целом, основных  социально-демографических групп  населения либо отдельных граждан  и их семей, позволяющий оценить  эффективность социально-экономической  политики государства. Уровень  жизни характеризует состояние  и развитие потребностей граждан  в материальных, духовных и социальных  благах и степень удовлетворения  этих потребностей. Потребности людей разнообразны, зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности.

   При оценке степени удовлетворения  потребностей используется система  интегральных и частных, натуральных  и стоимостных индикаторов. Например, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, социальные трансферты — пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (в том числе образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т. п. Показатели уровня жизни являются одним из критериев развитости социального государства.

   Качество жизни — совокупность  показателей, отражающих не столько  уровень потребления товаров  и услуг, сколько социальные  результаты экономического развития  государства — рождаемость и  смертность, среднюю ожидаемую продолжительность  жизни, уровень заболеваемости  населения, условия и охрану  труда, доступность информации, обеспечение  прав человека, степень социальной  защищенности населения, его дифференциацию  по уровню доходов, характеризуется  также уровнем заня­тости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки.

   Качество образования —  одна из основных характеристик  образования, показывающая степень  усвоения знаний, умений и навыков.  Требования к качеству образования  обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки,  техники и культуры. Качество  образования оценивается полнотой  полученных знаний, навыков и  умений, соответствующих современным  требованиям науки, экономики,  социальной сферы, техники, характеризуется  подготовленностью человека к  определенному виду деятельности, профессии. Оно — необходимое  условие формирования личности, предпосылка ее включения в  систему общественного и производственно-технического  разделения труда. Одна из задач  социального государства — обеспечение  реальности получения всеми гражданами  России качественного образования,  обновления знаний с целью  их эффективного применения в  научной и практической деятельности.

   Качество социального обслуживания  населения - степень реализации  конституционных прав граждан,  попавших в трудную жизненную  ситуацию, по удовлетворению их  основных жизненных потребностей.

  Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны. Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, — это соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,00, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей — от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят, чтобы отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.

   Коэффициент рождаемости  определяется как отношение числа  живорожденных детей к соответствующему  числу населения. Различают общие,  специальные (мужской и женский)  и частные (возрастные, кумулятивные  и др.) коэффициенты. Общий коэффициент  рождаемости — отношение числа  родившихся в определенный период  детей к среднегодовой численности  населения и, как правило, рассчитывается  в промилле. Специальный коэффициент  рождаемости — отношение числа  родившихся к числу женщин  репродуктивного возраста. Суммарный  коэффициент рождаемости равен  сумме коэффициентов рождаемости,  вычисленных для всех возрастных  интервалов. В 2000 г. общий коэффи­циент рождаемости в России равнялся 8,7%. Социальные государства следят, чтобы общий К. р. был в пределах 10-15%.

  Коэффициент смертности в  наиболее общем виде — это  показатель, равный отношению числа  умерших за определенный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий коэффициент смертности исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней численности населения и, как правило, выражается в промилле.

  Коэффициент фондов (коэффициент  дифференциации населения по  уровню денежных доходов) характеризует  степень социального расслоения  населения по доходам и рассчитывается  как соотношение между средними  уровнями денежных доходов 10% населения с самыми низкими  и 10% населения с самыми высокими  доходами.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательн


Информация о работе Модели социальной политики за рубежом