Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является изучение молодежной субкультуры как сферы досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Привести понятие молодежной субкультуры
2. Рассмотреть молодежную субкультуру в условиях мегаполиса
3. Охарактеризовать хип-хоп культуру и субкультуры, характеризующие романтическую компенсацию повседневной рутины
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика молодежной субкультуры 5
1.1. Понятие молодежной субкультуры 5
1.2. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса 7
Глава 2. Виды молодежных субкультур 13
2.1. Хип-хоп культура 13
2.2. Романтическая компенсация повседневной рутины 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Содержание
Актуальность темы исследования. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Досуг
для современной молодежи является
одной из первостепенных ценностей,
в этой области реализуются многие
социокультурные потребности
Повышенный интерес к исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий).
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное характером культуры и социальных взаимодействий современного изменения в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентаций и т.д. Важное значение для исследования молодежного досуга имеют труды таких ученых, как Л.Д. Гордон, Э.В. Клопов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич, А.Б. Трегубое, которые посвятили свои работы проблемам социализации, воспитания, выбора профессии молодежью. Ю.Г. Волков, В.И. Добренькое, Ф.Д. Кадария, Н.П. Медведев, ИЛ. Савченко, В.И. Чупров, В.А. Шаповалов исследуют актуальные проблемы трансформации ценностных ориентаций молодежи в постсоветский период развития страны. А.И. Вишняк, Е.М. Омельченко, В.К. Сергеев, С.А. Сергеев, В.М. Сур-таев, В.И. Тарасенко, В.М. Топалов, В.Б. Чурбанов, Т.Б. Щепанская анализируют специфику молодежной культуры и субкультуры.
Итак, целью данной курсовой работы является изучение молодежной субкультуры как сферы досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Привести понятие молодежной субкультуры
2.
Рассмотреть молодежную
3.
Охарактеризовать хип-хоп культуру и субкультуры,
характеризующие романтическую компенсацию
повседневной рутины
Молодежная субкультура определяется как явление периферии, а в случае если это контркультура (нацеленная на антиповедение), то она может быть расположена на границе пространства культуры или за ее чертой. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни. Однако мы можем наблюдать перемещение норм поведения, языка, стиля одежды и т.д. из пограничной сферы культуры в ее центр. Многие явления молодежной культуры, распространившись на всю сферу культуры, сделались нейтральной, то есть общей нормой1.
Существование и развитие культуры – это процесс диалога, поэтому богатство нормативной, господствующей культуры в обществе порождает ситуацию дифференциации духовной жизни и предполагает значительное разнообразие субкультур. Поколение сегодняшних студентов вступили в сознательную жизнь, когда официальная советская культура отошла в прошлое. Западное происхождение имеет множество актуальных ныне политических и экономических идеологий и субкультур. Основа механизма развертывания молодежных субкультурных форм - их публичное представление.
Субкультуры предлагают себя каждому, кто обеспокоен поиском идентичности, стремится обрести новый целостный образ мира, в котором можно четко фиксировать собственное место. Когда речь идет о жизненном и культурном стиле, всегда налицо выбор. Чем слабее институциональные нормы и регуляторы, тем быстрее и очевиднее место традиционных ролевых моделей занимают жизненные стили, конкурирующие между собой за свободно выбирающего индивида.
Стремлений к стилизации жизни и ее проявлений на общественном уровне в основном является свойством средних слоев и распределяется неравным образом по различным этапам жизненного пути. Наиболее высоки как стремления, так и шансы стилизации в юности. Современное российское студенчество представляет собой одну из наиболее подверженных тенденции социокультурной стилизации групп. Осуществление значимых выборов в жизни – выбора профессии и образования влечет за собой и выбор жизненного стиля, связанного с профессией, и возрастающее стремление реализовывать возможность свободного выбора в других областях.
Расширение возможностей образования, увеличение численности студентов является одним из признаков существенного изменения организации индивидуальных биографии и тенденции индивидуализации и связанных с ней типовыми общественными условиями. Социокультурная особенность современного студенчества заключается в больших возможностях биографического планирования, чем у других групп молодежи. Студенты в большей степени могут выстраивать «жизненные программы», включающие карьерные планы в профессиональной деятельности, и ориентированные на личностную реализацию в самых разных сферах жизни2.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте".
Следует иметь в виду, что современные молодежные движения с социокультурной направленностью очень мало изучены, хотя их значение трудно переоцепить. Активность в этой области - верный показатель динамических процессов в гражданском обществе.
Особенность многих отечественных субкультур заключается в том, что они носят как бы "потешный", игровой, а не философский характер, ориентированы лишь на проведение досуга в среде единомышленников, либо на передачу и распространение информации, символов. Если в США, странах Западной Европы альтернативные движения, выросшие не на почве молодежных субкультур 60-70-х гг. активно участвуют в социально-политических процессах этих стран, гуманитарных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.п. В России, в Москве они носят более символический, иллюстративный, демонстративный характер, лишен глубинных основ и социально-политической значимости. Очевидно, такое различие связано как с чужеродностью, экзотичностью корней и листьев большинства субкультур, так и прошлыми и нынешними социально-политическими условиями, в которых живет и развивается наша молодежь, иными историческими традициями и национальным менталитетом.
В рамках молодежной культуры существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных процессов. Иногда они представляют собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов.
Элементы неформальных поведенческих установок, которые С.П. Мамонтов3 называет контркультурой, всегда присутствуют в культуре поколений. Характеризуя это явление П.С. Гуревич4, пишет, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контркультурные тенденции.
По мнению З.В. Сикевич5, данный процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его невозможно. Важно понимание этой культуры как социально обусловленной, детерминированной объективными обстоятельствами. Это своеобразная общественно осуществляемая деятельность, источником которой является реально существующая культура, сиюминутный срез социальной действительности. Но этот процесс имеет ярко выраженное негативное отношение к реальной культуре. Особенности современного этапа развития общества в силу различных причин породили деятельность молодежи, направлены на формирование своей собственной культуры, во многом отличающейся от официальной. Этот процесс основан на отрицании существующей культуры притом, что новая система ценностей часто еще не выработана, поэтому находит выражение в образной, эмоционально-чувственной форме.
Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый (государством) процесс, противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.
В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, например, протестные, агрессивные, фашиствующие группы. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.
Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя, оставляет в прошлом все отжившее, сдерживающее ее развитие и одновременно вбирает, осваивает новые прогрессивные, перспективные формы и явления.
В
социально-психологическом
Молодежь, как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Максимум ее интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов6.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.
Неформальные объединения и движения молодежи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения сознательных или несознательных результатов; а также компенсаторную, связанную с личной зависимостью и отсутствием свободы в официальных структурах.
Информация о работе Молодежная субкультура как сфера досуговой жизнидеятельности