Молодежная субкультура как сфера досуговой жизнидеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной курсовой работы является изучение молодежной субкультуры как сферы досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Привести понятие молодежной субкультуры
2. Рассмотреть молодежную субкультуру в условиях мегаполиса
3. Охарактеризовать хип-хоп культуру и субкультуры, характеризующие романтическую компенсацию повседневной рутины

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика молодежной субкультуры 5
1.1. Понятие молодежной субкультуры 5
1.2. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса 7
Глава 2. Виды молодежных субкультур 13
2.1. Хип-хоп культура 13
2.2. Романтическая компенсация повседневной рутины 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Савинова. Молодежная субкультура как сфера досуговой жизнедеятельности.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

     Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности.

     Существует  множество классификаций неформальных самодеятельных групп. По социально-правовому  признаку выделяют:

     1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

     2) асоциальные, или социально-пассивные,  деятельность которых нейтральна  по отношению к социальным  процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;

     3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные  группировки, наркоманы и т.п. 

     По  направленности интересов М.Топалов7 так классифицирует молодежные объединения и группы:

     - увлечение современной молодежной  музыкой; 

     - устремление к правопорядковой деятельности;

     - активно занимающиеся определенными  видами спорта;

     - околоспортивные - различные фанаты;

     - философско-мистические; 

     - защитники окружающей среды. 

     З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

     1) способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты; 

     2) с социальной позицией - экокультурные; 

     3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

     4) с альтернативным творчеством  - официально не признанные живописцы,  скульпторы, музыканты, актеры, писатели  и другие.

     Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати, обращаются в соответствующие государственные и общественные органы. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер8.

     Группы, объединенные по образу жизни, составляют "системники" с многочисленными  ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "системников" главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими "кайф" и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для "системников" - сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах.

     Группы  альтернативного творчества отличаются от всех других неформалов. Их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Групповая замкнутость, противостояние официальным, художественным общепризнанным ценностям характеризуют их именно как неформалов. Среди них особенно выделяются "Митьки", у которых четко обозначенные творческие позиции все больше переходят в образ жизни и поведение.

     Молодежные  неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры или контркультуры. Это сложное, многоплановое и динамично изменяющиеся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей9. Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстрационный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе. Участниками этих образований становятся молодые люди, оказавшиеся невостребованными обществом, выброшенные государством на обочину жизни.  
 

 

Глава 2. Виды молодежных субкультур

2.1. Хип-хоп культура

     Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно.

     Хип-хоп  — «уличная культура», получившая широкое  распространение с середины 1970-х  годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных  форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.10

     По  своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афро-американский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние массовое распространение технических новинок в области музыкального оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники, позволявшей их проигрывать на уличных «тусовках». На этой базе сформировались первые подходы к ди-джеингу (от DJ — disk jokej — ведущий программу, составленную из звукозаписей). П. Шэффер, в частности, рассматривается как один из первых DJ, который в 1930-е годы стал трансформировать записанную на пластинках музыку путем проигрывания сразу двух пластинок, изменения скорости вращения дисков и т. д., что позже вошло в практику ди-джеинга, сформированную пионерами хип-хопа DJ Kool Herc, Africa Bambaataа, Grandmaster Flash, DJ Hollywood и Grandwizard Theodore: они изобретали новое звучание музыкальных записей (хип-хоп звучание).

     Хип-хоп  культура — сложное культурное образование. В формировании граффити как направления  хип-хоп культуры проявился контркультурный  характер этой социокультурной практики. Напротив, рэп11 (ритмическая скороговорка; англ. rap — легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots), а также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов молитв и проповедей, что является характерной чертой черных протестантских общин в США.

     В настоящее время хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное  образование. Первоначально оно  рассматривалось как прямое свидетельство  американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян. Часто молодежные хип-хоп коллективы приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями (в частности, Российский союз молодежи разработал программу «Хип-хоп старт»). В Чебоксарах на протяжении ряда лет проводятся международные фестивали хип-хоп культуры «Кофемолка» (V фестиваль — 2004) при организационной и финансовой поддержке федеральных и региональных структур, ответственных за осуществление мер в области государственной молодежной политики. В Якутии проходят фестивали «Hip-hop live». На регулярной основе проводятся Московский открытый фестиваль по брейк-дансу «OPEN», международный рэп-фестиваль «RAP-music», официальный отборочный тур чемпионата мира по брейк-дансу для команд из России и стран СНГ «BOTY — Russia» и др.

     При поддержке мероприятий в области  хип-хоп культуры учитывается, что  по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской  молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера12. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хоп культура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции.

     Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») —  вид «танца в кругу», связанный  с хип-хоп культурой. Для его  обозначения также используются слова (некоторые вошли в молодежный сленг) «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг» (от b-boy — парень, исполняющий брейк, но, возможно, и от африканского слова boioing — танец, состоящий из прыжков). Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х годов брейк-данс существовал еще в виде двух самостоятельных танцев — лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического стиля («нижний брейк» латиноамериканского происхождения, собственно breaking).

     Популярность  брейк-данс приобрел после того, как  в 1969 г. певец Джеймс Браун сопроводил хит «Get on the Good Foot» исполнением на сцене новых танцевальных элементов. Это дало импульс для появления в начале 1970-х годов молодежных групп, исполнявших танец «Good Foot» (от названия хита Дж. Брауна). Танец соединял воедино различные по происхождению элементы брейк-данса: «тикинг» (tiсking — «тиканье») — прерывистое танцевальное движение, когда тело фиксируется в разных положениях; «вэйвинг» (wave — «волна»), при котором тело изгибается волнообразно; «локинг» (locking — «торможение») — трансформация буги-фортелей и т. д. В брейк-дансе, исполняемом на дискотеках, утвердился стиль «робот», имевший своим источником лос-анджелесский буги. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с упомянутым уже разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

     Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид  художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

     Граффити  нередко представляют собой своеобразные индустриальные пейзажи, в них появились  персонажи (близкие по стилистике к  комиксам). В 1975 г. би-бой Riff впервые  разрисовал полный вагон в Нью-Йоркском метро, в 1976 г. райтерами был разрисован целый состав метро. Такого рода действия рассматривались как факты хулиганства, порчи муниципального имущества, что определило ужесточение санкций за самовольное нанесение надписей и рисунков в общественных местах. Это создало эффект бумеранга, и в 1981 г., когда репрессии против рейтеров достигли наивысшего накала, появилось наибольшее число новых граффити. Попытки властей остановить молодых экстремалов оказались непродуктивными, и в общественном сознании жителей крупных городов граффити утвердились как неизбежное зло. Во многих городах для создателей граффити были отведены специальные места для их творчества13.

     Стили и техники граффити быстро распространились в Европе, на других континентах. Появился «граффити-туризм» — поездки молодежи в другие города и страны с целью написать там свои имена. Стилистика граффити вместе с ее молодыми почитателями вошла в поп-культуру, преобразовала компьютерный дизайн (особенно компьютерные игры), широко применяется в Интернете, рекламе.

     В крупных российских городах довольно много молодежи в одежде, стилистически  связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в  широких штанах (а часто просто в узких с карманами)», изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

     Анализ  информации о рейверах, рэперах и  других молодежных сообществах, основанных на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) — лишь трамплин в институционализированное общество. Они в этом смысле являются некоторым достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в общественные структуры.

Информация о работе Молодежная субкультура как сфера досуговой жизнидеятельности