Молодёжь как формирующийся
субъект общественного производства характеризуется
также особенным содержанием личностной,
предметной и процессуальной сторон конкретного
исторического бытия. Подобное проявление
социального качества молодёжи связано
со спецификой её социального положения
и определяется закономерностями процесса
социализации в конкретных общественных
условиях.
Конкретные условия бытия молодых
людей определяют особенности молодёжного
сознания, диалектическое единство структурных
элементов которого и образует побудительно
- мотивационные сущности силы молодёжи.
Внутри этого единства возникает многообразие
противоречивых детерминаций, опосредующих
специфику их отношений к окружающей действительности
и мотивацию социальной деятельности.
Эти проявления социального
качества молодёжи в процессе развития
переходят одно в другое, взаимно дополняют
друг друга, обусловливая её социальную
сущность, которая реализуется посредством
деятельности7.
У большинства молодежи есть
главная цель жизни. Для современной российской
молодежи свойственны и духовно-нравственные,
и сугубо прагматичные, материальные жизненные
цели.
Социальное развитие молодежи
рассматривается как объективный и вместе
с тем регулируемый обществом процесс
взаимодействия необратимых социальных
изменений молодого поколения в ходе его
становления как субъекта общественного
производства и общественной жизни, отражающий
основные цели и прогресс (регресс) этого
общества. Одна из особенностей социологического
метода исследования данного процесса,
когда учитывается, что не всякое изменение
характеризует развитие молодежи, а лишь
осуществляемое в единстве таких его свойств,
как необратимость и направленность.
Необратимость социальных изменений
подрастающего поколения характеризует
устойчивость процесса и отличает развитие
молодежи от ее функционирования, а
направленность изменяющихся характеристик
молодежи придает процессу развития внутренне
взаимосвязанный характер.
Социальное развитие молодежи
имеет ряд особенностей. Эти особенности
коренятся, прежде всего, в самой объективной
сущности молодежи. Объективная основа
понятия «молодежь» связывается с тем
специфическим местом, которое она занимает
в системе воспроизводства и развития
общества; то есть функционирование и
развитие молодежи как большой общественной
группы отражает становление субъекта
общественного производства и общественной
жизни. Социальное качество молодежи характеризуется
по двум признакам:
Во-первых, теми общественными
отношениями и общественными формами,
которые системно детерминируют ее в самостоятельную
социально-демографическую группу. Отличительное
социальное качество молодежи в потенциальных
сущностных силах молодого человека. На
современном этапе определяется не только
способность молодого поколения наследовать
и воспроизводить сложившуюся на момент
ее становления социальную структуру
общественных отношений, но и участвовать
в ее активном совершенствовании и преобразовании.
Во-вторых, молодежь характеризуется
особым содержанием личностной и предметной
сторон конкретно-исторического бытия.
Подобное проявление социального качества
молодежи связано со спецификой ее социального
положения и определяется особенностями
процесса социализации в конкретных общественных
условиях. Эти условия бытия молодых людей
определяют специфику молодежного сознания,
диалектического единства структурных
элементов которого и образует побудительно-мотивационные
сущностные силы молодежи.
1.2. Ценность и
ценностные ориентации молодежи
Понятие «ценность» было введено
в научный оборот в середине XIX столетия.
Оно весьма широко используется в философской
и другой специальной литературе для указания
на человеческое, социальное и культурное
значение определенных явлений действительности.
В социологии — это проблема общесоциальных
регулятивных механизмов, где ценности
рассматриваются как элементы общественного
сознания и культуры, выполняющие по отношению
к личности нормативные функции.
Для рассмотрения понятия «ценностные
ориентации», необходимо определить, что
же такое «ценность». В научной литературе
существует множество различных определений
понятия «ценность».
В современных научных представлениях
под ценностью понимаются желания, жизненные
идеалы, система норм; детерминанты принятия
решения; сложные обобщенные системы ценностных
представлений и так далее.
Ценности – это идеи, идеалы,
цели, к которым стремиться человек и общество.
Существуют общепринятые ценности, такие
как, любовь, престиж, уважение, знание,
деньги, здоровье и прочее, и внутригрупповые
ценности — политические, религиозные
и индивидуальные (личностные). Ценности
объединяются в систему, которая изменяется
с возрастом и обстоятельствами жизни.
Функции ценностей разнообразны. Они являются:
ориентиром в жизни человека; необходимы
для поддержки социального порядка и выступают
как механизм социального контроля.
Способы и критерии, на основании
которых производятся процедуры оценивания
соответствующих явлений, закрепляются
в общественном сознании и культуре. Предметные
и субъективные ценности представляют
собой два плюса ценностного отношения
человека к окружающему его миру. То, что
для одного человека может быть ценностью,
другой может недооценивать, а то и вовсе
не считать ценностью, то есть ценность
всегда субъективна.
Ценности с формальной точки
зрения делят на позитивные и негативные,
абсолютные и относительные, субъективные
и объективные. По содержанию различают
вещные, логические и эстетические ценности8.
Ценности каждого человека
– это целый мир: сложный, динамичный,
противоречивый. Каждый человек относится
к фактам своего бытия дифференцированно.
Он оценивает факты своей жизни по их значимости,
реализует ценностное отношение к миру.
Ценностью является для человека все,
что имеет для него определенную значимость,
личностный или общественный смысл. Ценность
- представление о том, что свято для человека,
группы, коллектива, общества в целом,
убеждения и предпочтения людей, выраженные
в поведении9.
Ценности находятся в непрестанном
движении: одни рождаются, другие отмирают,
третьи переходят из одного рода в другой.
Но все элементы системы ценностей тесно
связаны между собой, обуславливают друг
друга, дополняют или противоборствуют.
Ценности, прежде чем превратиться в ценностную
ориентацию, проходят фильтры сознания
и систематизируются. Понятие ценностной
ориентации находятся в тесной связи с
понятием ценности. Термин «ценностная
ориентация» дополняет термин «ценность»,
акцентирует его динамический аспект.
Ценностные ориентации (или
реже — предпочтения) — это определенная
совокупность иерархически связанных
между собой ценностей, которая задает
человеку направленность его жизнедеятельности.
С юных лет человек в основном приобщается
к различным ценностям, уясняет для себя
их сущность и смысл. Далее, в процессе
обучения, всестороннего развития, накопления
жизненного опыта личность вырабатывает
способность самостоятельно выбирать
системообразующую ценность, то есть ту,
которая в данный момент представляется
ей наиболее значимой и одновременно задает
определенную иерархию ценностей10.
Понятие «ценностные ориентации»
так же, как и понятие «ценность», имеет
больше множесто значений. Например, Немов
Р.С. под ценностными ориентациями понимает
то, что человек особенно ценит в жизни,
чему он придает особый, положительный
жизненный смысл11. Б.С. Волков определял ценностные
ориентации как сознательный регулятор
социального поведения личности. Он говорил,
что ценностные ориентации играют мотивационную
роль и определяют выбор деятельности12.
В более новой интерпретации,
«ценностные ориентации – это, прежде
всего, предпочтения или отвержения определенных
смыслов как жизнеорганизующих начал
и (не) готовность вести себя в соответствии
с ними…Ценностные ориентации, следовательно,
задают общую направленность интересам
и устремлениям личности; иерархию индивидуальных
предпочтений и образцов; целевую и мотивационную
программы; уровень притязаний и престижных
предпочтений; представления о должном
и механизмы селекции по критериям значимости;
меру готовности и решимости (через волевые
компоненты) через реализацию собственного
«проекта» жизни»13.
Ценностные ориентации формируются
в процессе усвоения человеком определенного
социального опыта и проявляются в его
целях, убеждениях, интересах, то есть
в процессе социализации14. Отдельный человек может признавать
много ценностей реально существующими,
влияющими на его жизнь, но далеко не все
из них он выбирает и признает в качестве
своих личных целей и задач жизнедеятельности.
Так или иначе большинство осознанных,
признанных как собственные ценностей,
стремление руководствоваться ими позволяют
человеку взаимодействовать с другими
людьми, вносить свой вклад в развитие
общества как в материальном, так и в духовном
отношении. Ценностные ориентации формируют
установку субъекта деятельности, что
в значительной степени предопределяет
направленность социального поведения
индивида в своей повседневной деятельности.
Выделяют индивидуальные и общественные
ценности. Первые регулируют поведение
индивида в повседневной жизни, вторые
— его ценностные приоритеты относительно
развития общества15.
Ценностные ориентации рассматриваются
как смыслообразующая основа человеческой
жизни, обозначающая для личности все
то, что затрагивает ее как субъект: сознание
и самосознание, целеполагание, избирательность
и свободу, то есть ценностные ориентации
выражают внутренний мир личности16.
Ценностные ориентации личности
являются одной из важнейших тем, исследуемых
человеческими дисциплинами - философией,
психологией, педагогикой, социологией.
В современных условиях переосмысливания
и пересмотра ценностей тема ценностных
ориентаций личности приобретает особую
значимость, так как именно они определяют
функционирование и развитие личности.
Будучи социальными, в виду исторической
обусловленности, и индивидуальными по
отношению к опыту конкретного субъекта,
ценностные ориентации являются важнейшим
компонентом структуры личности. Они выполняют
функцию регуляторов поведения и проявляются
во всех областях человеческой деятельности.
Восхождение личности к ценностям
общества является сложным и многогранным
процессом. В различные периоды жизни
личности иерархия ценностных ориентаций
видоизменяется, не теряя при этом определяющего
значения для жизнедеятельности субъекта.
Молодежь – важный субъект
социальных перемен, огромная инновационная
сила. И необходимо разумно использовать
эту силу.
Исследования показали, что
главными жизненными ценностями молодежи
являются семья, друзья и здоровье, затем
следуют: интересная работа, деньги и справедливость.
Замыкает семерку главных жизненных ценностей
религиозная вера17.
Неблагоприятным фактором в
современной ценностной структуре молодежи
является отсутствие четкой связи между
работой и деньгами. Если в советское время
эта связь была ослаблена из-за проявления
"уравниловки", то ныне она вовсе
отсутствует. Ибо одни получают "бешеные"
деньги путем авантюр и манипуляций, а
другие, буквально каторжно трудясь (иногда
на нескольких работах), имеют неадекватно
маленькую зарплату. Подростки и молодежь
это прекрасно фиксируют18.
Важным для общества ценностным
показателем является значимость различных
профессиональных видов деятельности
у молодежи. Это связано не только с проблемами
профориентации, но и с более глубинными
социальными ценностями, "духом времени"
и "формами жизни".
За последние 30-40 лет ценностные
ориентации молодежи претерпели заметные
изменения, особенно это касается значимости
труда. В советское время, ценность интересной
работы была у молодого поколения на первом
месте, теперь же она на четвертом месте.
Это произошло из-за того, что в ходе реформ
была упразднена идеология особой общественной
значимости труда и трудового воспитания.
На телевидении и в СМИ образ честного
труженика, передовика производства был
заменен «идолами потребления» (юмористами,
поп-звездами, модными журналистами и
так далее).
В современной теории ценностных
ориентаций вся система делится на три
большие группы: рациональные; духовно-гуманитарные;
материально-экономические.
1.Рационально-ценностные
ориентации основаны на ограничении
субъектом смыслов ценностных
объектов и делятся на субъективно-рациональные
и объективно-рациональные. Субъективно-рациональные
ориентации основаны на идеалистических
воззрениях, в которых человек
независим от внешних факторов,
на ценностях свободы. К этим
ценностям относятся индивидуализм,
экономическая самостоятельность
и политическая независимость. Объективно-рациональные
ориентации основаны на реалистическом
и коллективном понимании человеческой
природы, на том, что человек является
неотъемлемой частью общественного коллектива,
совокупностью социальных отношений.
2. Духовно-гуманитарные ценностные
ориентации традиционно делятся
на индивидуально направленные
или этические и коллективно
направленные или политические
ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации
у молодежи распределяются по вертикальной
оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной
оси «коллективизм — индивидуализм».
Сегодня молодым людям, брошенным на произвол
судьбы, приходится искать общественный
идеал самостоятельно. Утилитаризм этических
ориентаций связан с утратой духовных
идеалов, засильем бездуховных подделок
массового искусства, «которая стала ведущим
началом в формировании мировоззренческих
установок и определяющим образом влияет
на самоидентификацию молодежи». И все-таки,
несмотря на утрату духовных ориентиров,
само высшее образование и высокий культурный
статус молодежи накладывает на него печать
образованности и интеллигентности, благодаря
которым удается «противостоять прагматизму
общества и напору массовой культуры»19.
3.Материально-экономические
ценностные ориентации распределяются
по оси «плановая экономика — рыночная
экономика». Выбор на ней определяется
экономическим статусом человека, его
принадлежностью к той или иной социальной
группе, экономически активной или экономически
пассивной. Если та или иная социальная
группа является экономически зависимой
частью общества и нуждается в поддержке
государства, оно крайне заинтересовано
в государственном управлении экономикой
и в развитии государственного сектора
экономики и поддерживает идею социально
ориентированной экономики. Экономически
активные субъекты и сообщества уверены
в необходимости развития рыночных отношений,
экономической самостоятельности.
Поскольку молодежь является
экономически зависимой частью общества
и нуждается во всемерной поддержке государства,
оно крайне заинтересовано в государственном
управлении экономикой и в развитии государственного
сектора экономики. Будучи объектом опеки
со стороны государства, она ратует за
социально ориентированную экономику.
Поскольку экономическая независимость
основа политической независимости и
гарантия политических свобод, молодежь
наиболее активно ратуют за либерализацию
экономики.