Молодежное волонтерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. Кто-то недоволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, эластичностью, их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом представления о современной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Содержание

Введение 2
1. Молодежь в социальной структуре общества 7
1.1. Понятие «молодежь». Молодежь как особая социальная группа 7
1.2. Ценность и ценностные ориентации молодежи 13
1.3. Социальное развитие молодежи 20
2. Молодежь и социальная структура 23
2.2. Российская молодежь как потенциал социальной структуры 23
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностей молодого поколения 26
2.3. Основные ценностные ориентации современной молодежи 30
3. Трудовые ценности и ценностные ориентации коренной и приезжей молодежи города Ярославля. 33
3.1.Программа исследования 33
3.2. Описание результатов исследования. 42
Заключение 53
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

карина.docx

— 176.33 Кб (Скачать файл)

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать»20.

Таким образом, система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Но без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп, общества просто невозможно.

1.3. Социальное развитие  молодежи

 Социальное развитие  молодежи рассматривается как  объективный и вместе с тем  регулируемый процесс взаимодействия  количественных и качественных  изменений, претерпеваемых молодым  поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса.

Проблемы формирования и развития социальной активности молодежи, анализ специфики ее проявления в зависимости от социально-демографических и психологических характеристик являются предметом междисциплинарных исследований на протяжении многих лет.

В различные периоды, сформировавшиеся в обществе представления об активной личности, существенно различались, и в разные годы были предприняты попытки как осуществить анализ понятия социальной активности в целом, так и определить ее мотивационно-ценностный и целевой компоненты, необходимые для понимания направленности, форм и способов проявления молодежью активности на разных уровнях и в различных сферах жизнедеятельности.

Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если первое свидетельствует о его устойчивости, то второе придает внутреннюю взаимосвязь. В современных обществах сознательно развиваемые общественные отношения составляют фундамент научно обоснованного регулирования этого процесса. Отмечая данную особенность, имеется в ввиду не манипулирование молодыми людьми, не волюнтаристическое воздействие на их судьбы, а создание необходимых условий социализации, использование всей совокупности регулируемых мер, характеризующих воспитательную практику21.

В настоящее время в российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. С одной стороны, ее характеризуют как социально незрелую и политически индифферентную, с другой - считают социально-инновационным ресурсом и субъектом общественных преобразований.

Тенденции развития молодежных движений и сообществ таковы, что в последние годы отмечается рост понимания частью молодых людей значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Самоорганизация и самореализация такой молодежи осуществляется через деятельность молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления, но процент такой молодежи в нашей стране достаточно мал.22

Длительное время к социальному развитию наше обществоведение обращалось главным образом через анализ закономерных изменений в нем. К тому же при установлении закономерности того или иного явления «с классовых позиций» нередко вступало в конфликт с реальными фактами. В поисках причинно-следственных связей забывалось о спонтанных, стихийных тенденциях, раскрытие которых позволяет повысить эффективность воспитательных средств, лучше использовать инновационный потенциал молодого поколения.

Противоречия, охватывающие социализацию молодежи, выражают диалектику объект-субъектных отношений, возникающих в ходе ее общественного возмужания, и лежит в основе целого комплекса проблем. Конкретные же условия бытия определяют особенности молодежного сознания, сложное переплетение структурных элементов которого и образуют побудительно-мотивационные сущностные силы. Внутри этого единства обнаруживает себя многообразие противоречивых детерминаций, определяющих специфику отношения к окружающей действительности и мотивацию социальных поступков. Эти проявления социального качества переходят одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая социальную сущность молодого поколения, которая реализуется посредством активной деятельности.

Молодежь проявляет социальную активность для того, чтобы чему-то полезному научиться, получить новые навыки и знания, совершенствовать свои умения в различных сферах деятельности. Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости .

Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск.

Современные общества – это динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и  социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Молодежь и социальная  структура

2.2. Российская молодежь  как потенциал социальной структуры

 Смена поколений составляет основу общей оценки потенциала нынешней российской молодежи как носителя будущих общественных отношений и как претендента на доминирование в распределительных отношениях. Исходным посылом для анализа процесса воспроизводства молодежью социальной структуры российского общества, с учетом потенциальной возможности прогресса, является осознание того, что социализацию нынешняя российская молодежь проходит в обществе с довольно устойчивой, но отнюдь не прогрессивной социальной структурой, критическим восприятием обществом своего прошлого и не  вполне осознанной моделью будущего23.

Молодежь – это основной инновационный потенциал общества. Молодежь как инновационный потенциал имеет большое значение для социального и экономического развития общества; играет роль группы, не только готовящейся к самостоятельной «взрослой» жизни, но и уже активно участвующей во всех социально-экономических отношениях.

Для достижения этого от молодого человека ожидается, что еще до получения диплома он активно будет вовлекаться в трудовую деятельность. Необходимо, чтобы молодежь участвовала в развитии инновационного сектора экономики через молодежное предпринимательство. Требуется более активное участие молодежи в профессиональных, творческих, спортивных, научных конкурсах. Молодежи необходимо принимать участие в волонтерской деятельности и в общественных организациях, развивать различные формы самоуправления24.

Инновационная модель развития предполагает действия по нескольким направлениям. Одно из направлений – развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала за счет развития социальных секторов экономики. Такие условия, созданные обществом и государством для реализации указанных выше требований, приведут к развитию молодежи страны. И изменить положение молодежи возможно только в результате системной, долговременной работы, которую общество и государство организуют и специально воплощают вместе с молодежью сегодняшнего дня по отношению к молодежи дня завтрашнего.

Молодежь всегда считалась основой построения будущего, но только сейчас признается ее активность и самостоятельность в построении этого будущего. Соответственно развитие молодежи должно соответствовать требованиям общества и требованиям молодежи.

В обществах, заинтересованных в стабильности как сегодня, так и завтра, сложилось весьма четкое понимание того, что молодежи, в силу ее особенностей, необходимо помочь осознать свои первоочередные потребности. Потому необходимо принять определенные действия для создания специальных механизмов осознания этих первоочередных потребностей и достижения экономической и индивидуальной независимости как личностей.

Условия, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала молодежи могут быть созданы как в целом в обществе, так и отдельными специалистами в рамках того или иного направления работы с молодежью.

К таким условиям можно отнести:

– целью всех действий в рамках работы с молодежью является сам молодой человек;

– действия, направленные на развитие потенциала молодежи, должны быть структурированы по организационным уровням, направлениям работы, проблемам, которые характерны для всей молодежи, но с учетом региональных и индивидуальных особенностей молодых людей;

– развитие молодых людей происходит в разнообразных видах деятельности, при обязательных их активности и участии;

– вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;

– развитие созидательной активности молодежи;

– при организации работы с молодежью необходимо соблюдение следующих принципов: открытость, участие, подотчетность, эффективность, сплоченность;

– создание эффективных возможностей для восполнения упущенных возможностей25.

Одновременно с предлагаемыми условиями мы осознаем, что в построении и практической реализации работы по развитию потенциала молодежи возникают  следующие противоречия:

– между требованиями современного общества к молодежи и созданными в настоящее время условиями для развития ее потенциала;

– между рекомендациями, указанными в международных и российских документах по вопросам работы с молодежью и отсутствием во многих странах специальных структур и специалистов, способных их реализовать;

– между деятельностным подходом, необходимым для развития потенциала молодежи, и отсутствием условий и возможностей, созданных государством для проявления активности молодежи;

– между системно разработанными документами и отсутствием системы их практического воплощения.

Преодоление указанных противоречий и создание указанных условий в обществе в рамках работы с молодежью позволит способствовать развитию человеческого потенциала у каждого молодого человека26.

2.2. Факторы, влияющие  на формирование ценностей молодого  поколения

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости. Понятие и проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи и всего общества в целом не раз ставились в центр внимания многими российскими и зарубежными учеными.

Т.А.Зайцев, автор книги «Социокультурные ценности современной российской молодежи», выдвинул несколько основных факторов, которые влияют на формирование ценностных ориентаций у молодежи:

1.возрастно-демографический;

2.образовательный;

3.амбивалентно-транзитивный;

4.девиантно-деликвитный.

1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (от 14 до 30 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм27.

Социальный статус молодежи имеет весьма размытые очертания и неопределенный характер, что связано с его относительно низким положением в настоящем и потенциально высоким статусом в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Отсюда следует и то, что ценности молодого поколения имеют еще не сформировавшийся и неустойчивый характер.

Зависимость от государства и общества заставляет молодежь подчиняться государственной идеологии и общественному мнению, не давая возможности самостоятельно определить для себя те ценности, которые молодое поколение считает наиболее приемлемыми. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия и усвоения нового знания и ценностей.

2. Можно сказать, что образовательный  фактор является самым позитивным, поскольку связан с системным  процессом образования, в которое  помимо специальных профилирующих  дисциплин включаются аспекты  гуманитарного образования. Именно  гуманитарное образование имеет  огромное значение в деле формирования  ценностных ориентаций

3. Амбивалентно-транзитивный  фактор обусловлен двойственно — переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии, но которой еще предстоит реализоваться практически. В то же время, транзитивность обладает потенцией высокого полета творческой мысли, связанного с отсутствием привязанности к будущим профессионально — функциональным ценностям.

4. Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых28.  Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, такие как алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и другие. Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв молодежи становится заложником агрессивно-политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества.

Информация о работе Молодежное волонтерство