Большую заинтересованность
современная российская молодежь проявляет
к знаниям и образованию в надежде на возможную
адекватность материального вознаграждения
реализуемым на профессиональном поприще
знаниям и умениям. Важнейшей жизненной
ориентацией молодежи является материальная
обеспеченность. С другой стороны имеет
место «феномен гипертрофированного стремления
иметь материальные блага, не обеспеченное
равнозначным стремлением эти блага создавать»20.
Таким образом, система ценностей
человека является «фундаментом» его
отношения к миру. Системообразующим фактором
работы с молодежью видится, прежде всего,
духовно-нравственное воспитание современного
молодого человека. Но без основополагающих
возвышающих ценностей развитие личности
и групп, общества просто невозможно.
1.3. Социальное развитие
молодежи
Социальное развитие
молодежи рассматривается как
объективный и вместе с тем
регулируемый процесс взаимодействия
количественных и качественных
изменений, претерпеваемых молодым
поколением по мере становления
субъектом общественного производства
и общественной жизни, отражающий основные
цели социального прогресса.
Проблемы формирования и развития
социальной активности молодежи, анализ
специфики ее проявления в зависимости
от социально-демографических и психологических
характеристик являются предметом междисциплинарных
исследований на протяжении многих лет.
В различные периоды, сформировавшиеся
в обществе представления об активной
личности, существенно различались, и
в разные годы были предприняты попытки
как осуществить анализ понятия социальной
активности в целом, так и определить ее
мотивационно-ценностный и целевой компоненты,
необходимые для понимания направленности,
форм и способов проявления молодежью
активности на разных уровнях и в различных
сферах жизнедеятельности.
Следует учитывать, что не всякое
изменение характеризует развитие молодежи,
а лишь осуществляемое в единстве таких
свойств, как необратимость и направленность.
Если первое свидетельствует о его устойчивости,
то второе придает внутреннюю взаимосвязь.
В современных обществах сознательно
развиваемые общественные отношения составляют
фундамент научно обоснованного регулирования
этого процесса. Отмечая данную особенность,
имеется в ввиду не манипулирование молодыми
людьми, не волюнтаристическое воздействие
на их судьбы, а создание необходимых условий
социализации, использование всей совокупности
регулируемых мер, характеризующих воспитательную
практику21.
В настоящее время в российском
обществе молодежь как социальная группа
имеет противоречивый статус. С одной
стороны, ее характеризуют как социально
незрелую и политически индифферентную,
с другой - считают социально-инновационным
ресурсом и субъектом общественных преобразований.
Тенденции развития молодежных
движений и сообществ таковы, что в последние
годы отмечается рост понимания частью
молодых людей значимости собственной
роли в процессе становления и развития
общества. Самоорганизация и самореализация
такой молодежи осуществляется через
деятельность молодежных объединений,
реализацию социальных проектов и инициатив,
различные формы молодежного самоуправления,
но процент такой молодежи в нашей стране
достаточно мал.22
Длительное время к социальному
развитию наше обществоведение обращалось
главным образом через анализ закономерных
изменений в нем. К тому же при установлении
закономерности того или иного явления
«с классовых позиций» нередко вступало
в конфликт с реальными фактами. В поисках
причинно-следственных связей забывалось
о спонтанных, стихийных тенденциях, раскрытие
которых позволяет повысить эффективность
воспитательных средств, лучше использовать
инновационный потенциал молодого поколения.
Противоречия, охватывающие
социализацию молодежи, выражают диалектику
объект-субъектных отношений, возникающих
в ходе ее общественного возмужания, и
лежит в основе целого комплекса проблем.
Конкретные же условия бытия определяют
особенности молодежного сознания, сложное
переплетение структурных элементов которого
и образуют побудительно-мотивационные
сущностные силы. Внутри этого единства
обнаруживает себя многообразие противоречивых
детерминаций, определяющих специфику
отношения к окружающей действительности
и мотивацию социальных поступков. Эти
проявления социального качества переходят
одно в другое, взаимодополняют друг друга
как внешнее и внутреннее, обусловливая
социальную сущность молодого поколения,
которая реализуется посредством активной
деятельности.
Молодежь проявляет социальную
активность для того, чтобы чему-то полезному
научиться, получить новые навыки и знания,
совершенствовать свои умения в различных
сферах деятельности. Позитивная направленность
изменений количественных и качественных
характеристик молодежи в ходе ее становления
как субъекта общественного воспроизводства
свидетельствует о социальном развитии
данной социально-демографической группы.
Его критерием является приобретение
и изменение молодыми людьми собственного
социального статуса и формирование гражданских
идентичностей в процессе достижения
молодыми людьми социальной зрелости
.
Данный процесс имманентно
связан с риском, не обходится без проб
и ошибок в выборе жизненного пути, способах
самореализации молодых людей. Жизнедеятельность
молодежи осуществляется в социальных
условиях, которые также таят в себе различные
угрозы и риск.
Современные общества – это
динамично развивающиеся системы, преодолевающие
один за другим этапы модернизации. Происходящие
в них фундаментальные социально-экономические
и социокультурные изменения направлены
в сторону усиления неопределенности,
неоднозначности явлений и процессов.
Исчерпывающее познание действительности
становится невозможным.
2. Молодежь и социальная
структура
2.2. Российская молодежь
как потенциал социальной структуры
Смена поколений составляет
основу общей оценки потенциала нынешней
российской молодежи как носителя будущих
общественных отношений и как претендента
на доминирование в распределительных
отношениях. Исходным посылом для анализа
процесса воспроизводства молодежью социальной
структуры российского общества, с учетом
потенциальной возможности прогресса,
является осознание того, что социализацию
нынешняя российская молодежь проходит
в обществе с довольно устойчивой, но отнюдь
не прогрессивной социальной структурой,
критическим восприятием обществом своего
прошлого и не вполне осознанной моделью
будущего23.
Молодежь – это основной инновационный
потенциал общества. Молодежь как инновационный
потенциал имеет большое значение для
социального и экономического развития
общества; играет роль группы, не только
готовящейся к самостоятельной «взрослой»
жизни, но и уже активно участвующей во
всех социально-экономических отношениях.
Для достижения этого от молодого
человека ожидается, что еще до получения
диплома он активно будет вовлекаться
в трудовую деятельность. Необходимо,
чтобы молодежь участвовала в развитии
инновационного сектора экономики через
молодежное предпринимательство. Требуется
более активное участие молодежи в профессиональных,
творческих, спортивных, научных конкурсах.
Молодежи необходимо принимать участие
в волонтерской деятельности и в общественных
организациях, развивать различные формы
самоуправления24.
Инновационная модель развития
предполагает действия по нескольким
направлениям. Одно из направлений – развитие
человеческого потенциала России. С одной
стороны, это предполагает создание благоприятных
условий для развития способностей каждого
человека, улучшение условий жизни российских
граждан и качества социальной среды,
с другой – повышение конкурентоспособности
человеческого капитала за счет развития
социальных секторов экономики. Такие
условия, созданные обществом и государством
для реализации указанных выше требований,
приведут к развитию молодежи страны.
И изменить положение молодежи возможно
только в результате системной, долговременной
работы, которую общество и государство
организуют и специально воплощают вместе
с молодежью сегодняшнего дня по отношению
к молодежи дня завтрашнего.
Молодежь всегда считалась
основой построения будущего, но только
сейчас признается ее активность и самостоятельность
в построении этого будущего. Соответственно
развитие молодежи должно соответствовать
требованиям общества и требованиям молодежи.
В обществах, заинтересованных
в стабильности как сегодня, так и завтра,
сложилось весьма четкое понимание того,
что молодежи, в силу ее особенностей,
необходимо помочь осознать свои первоочередные
потребности. Потому необходимо принять
определенные действия для создания специальных
механизмов осознания этих первоочередных
потребностей и достижения экономической
и индивидуальной независимости как личностей.
Условия, которые могут способствовать
развитию человеческого потенциала молодежи
могут быть созданы как в целом в обществе,
так и отдельными специалистами в рамках
того или иного направления работы с молодежью.
К таким условиям можно отнести:
– целью всех действий в рамках
работы с молодежью является сам молодой
человек;
– действия, направленные на
развитие потенциала молодежи, должны
быть структурированы по организационным
уровням, направлениям работы, проблемам,
которые характерны для всей молодежи,
но с учетом региональных и индивидуальных
особенностей молодых людей;
– развитие молодых людей происходит
в разнообразных видах деятельности, при
обязательных их активности и участии;
– вовлечение молодежи в социальную
практику и ее информирование о потенциальных
возможностях развития в России;
– развитие созидательной активности
молодежи;
– при организации работы с
молодежью необходимо соблюдение следующих
принципов: открытость, участие, подотчетность,
эффективность, сплоченность;
– создание эффективных возможностей
для восполнения упущенных возможностей25.
Одновременно с предлагаемыми
условиями мы осознаем, что в построении
и практической реализации работы по развитию
потенциала молодежи возникают следующие
противоречия:
– между требованиями современного
общества к молодежи и созданными в настоящее
время условиями для развития ее потенциала;
– между рекомендациями, указанными
в международных и российских документах
по вопросам работы с молодежью и отсутствием
во многих странах специальных структур
и специалистов, способных их реализовать;
– между деятельностным подходом,
необходимым для развития потенциала
молодежи, и отсутствием условий и возможностей,
созданных государством для проявления
активности молодежи;
– между системно разработанными
документами и отсутствием системы их
практического воплощения.
Преодоление указанных противоречий
и создание указанных условий в обществе
в рамках работы с молодежью позволит
способствовать развитию человеческого
потенциала у каждого молодого человека26.
2.2. Факторы, влияющие
на формирование ценностей молодого
поколения
Молодежь, как особая социальная группа
постоянно находится в фокусе исследований
социологов, поскольку, именно она является
чутким индикатором происходящих перемен
и определяет в целом потенциал развития
общества. От того, насколько изучен мир
ценностей современной молодежи, ее установки,
жизненные планы, во многом зависит эффективность
разрабатываемых мероприятий в области
образования, в сфере труда и занятости.
Понятие и проблемы формирования ценностных
ориентаций молодежи и всего общества
в целом не раз ставились в центр внимания
многими российскими и зарубежными учеными.
Т.А.Зайцев, автор книги «Социокультурные ценности современной
российской молодежи», выдвинул несколько
основных факторов, которые влияют на
формирование ценностных ориентаций у
молодежи:
1.возрастно-демографический;
2.образовательный;
3.амбивалентно-транзитивный;
4.девиантно-деликвитный.
1. Возрастно-демографический
фактор формирования ценностных ориентаций
связан с определенным возрастом (от 14
до 30 лет), с социальным статусом и в известной
мере зависимостью молодежи от опеки со
стороны общества и государства. Возрастные
характеристики обуславливает двойственность
и еще не состоявшуюся прочность усвоения
ценностей и норм27.
Социальный статус молодежи
имеет весьма размытые очертания и неопределенный
характер, что связано с его относительно
низким положением в настоящем и потенциально
высоким статусом в будущем, после периода
реализации возможности полученных знаний
и умений. Отсюда следует и то, что ценности
молодого поколения имеют еще не сформировавшийся
и неустойчивый характер.
Зависимость от государства
и общества заставляет молодежь подчиняться
государственной идеологии и общественному
мнению, не давая возможности самостоятельно
определить для себя те ценности, которые
молодое поколение считает наиболее приемлемыми.
Желание угодить, понравиться, представляет
собой вид конформизма, связанного с нуждой
и экономической несамостоятельностью,
и носит откровенно негативный характер,
что лишний раз доказывает связь политической
свободы с экономической независимостью.
Позитивным моментом возрастно-демографического
фактора, влияющего на формирование ценностных
ориентаций молодежи, можно считать то,
что сознание молодого человека широко
открыто для восприятия и усвоения нового
знания и ценностей.
2. Можно сказать, что образовательный
фактор является самым позитивным,
поскольку связан с системным
процессом образования, в которое
помимо специальных профилирующих
дисциплин включаются аспекты
гуманитарного образования. Именно
гуманитарное образование имеет
огромное значение в деле формирования
ценностных ориентаций
3. Амбивалентно-транзитивный
фактор обусловлен двойственно —
переходным характером студенческой массы,
чья самостоятельность уже сказалась
в выборе будущей профессии, но которой
еще предстоит реализоваться практически.
В то же время, транзитивность обладает
потенцией высокого полета творческой
мысли, связанного с отсутствием привязанности
к будущим профессионально — функциональным
ценностям.
4. Девиантно-делинквентный фактор
опосредует асоциальные формы переоценки
прежних ценностей и усвоения новых28. Социальная фрустрация,
кризис переходного возраста, коренная
ломка инфантильных стереотипов, мучительной
и болезненной адаптации к быстроменяющимся
условия социального окружения, императив
экономической самостоятельности и необходимость
создавать, а потом содержать семью, —
все это не может ни вызывать различные
патологические формы отклоняющегося
поведения, такие как алкоголизм, наркомания,
суицидальный синдром и другие. Такие
патологии провоцируют пессимизм, апатию,
вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность
в отношении к «навязываемым» обществом
ценностей и норм. Именно этот асоциальный
резерв молодежи становится заложником
агрессивно-политических, радикальных
и откровенно антиконституционных сил
общества.