Молодежь как общественная группа. Справка из энциклопедии. Возрастная стратификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь – это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодежь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Эта переходность определяет:

Вложенные файлы: 1 файл

dan1.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Рисунок 8

Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди 
“благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, в %

 

В целом для  старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных  усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных” представителей старших возрастных групп. Из них же — сторонниками того, что материально преуспевшие должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители.

Наконец, как  показывают приведенные данные, в  группе ценностей морального плана (пятая и восьмая пары), молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%.

Однако эти  расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более  — права. Убеждение в том, что  можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например уже две трети молодых россиян. Вместе с тем, то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены — факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше — 17,6%.

Нужно отметить, что экономические формы девиации (например, отклонение от налогов) характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи — молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательство и его виды. Малый бизнес в обществе свободного предпринимательства.

Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад  в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

Из 19 млн. предприятий  США 99% можно отнести к малым, т.е. на каждом из них работают менее 500 человек. Около 600 тыс. новых предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой «нормы смертности» является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело.

Вопреки общераспространенному  мнению малый бизнес процветает в  тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что, как правило, малые  производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

Будущее малого бизнеса  выглядит блестящим. Все больше мужчин и женщин, юношей и девушек станут участвовать в малом бизнесе. И они будут все более подготовленными  к работе главным образом благодаря  лучшему образованию и широкой  поддержке со стороны общества.

Большинство молодых людей  хотели бы самостоятельно заниматься бизнесом, но только немногие делают это. Из тех, кто этим занимается. Также  немногие добиваются успеха. Однако возможность  стать удачливым предпринимателем вполне реальна. Шансы благоприятствуют тому, кто стремится к трудным целям. Такие люди также, скорее всего, отличаются новаторством, принимают на себя обоснованный риск, уверенны в себе, трудолюбивы, умеют ставить цели и ответственны.

Предприниматели появляются в любой сфере деятельности, и каждая этническая группа может похвалиться своими удачливыми предпринимателями. В некоторых этнических группах обычно больший процент предпринимателей, чем в других, главным образом потому, что   до настоящего времени предпринимательские возможности были закрыты для некоторых групп.

Другие социальные факторы  также, по-видимому, влияют на предпринимательский  успех. Психологи говорят, что предприниматели  чаще имели родителей, которые устанавливали  высокие стандарты результатов  деятельности детей, способствовали развитию навыков опоры на самих себя и не являлись сторонниками жесткой дисциплины.

Главной наградой предпринимателя  является удовлетворение от хорошо выполненной  работы, что отражается на прибыли. Главной опасностью является предпринимательская  неудача, которая может разрушить личность и уничтожить все сбережения.

Возможности и тенденции.

Хотя малый  бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в  других. Требования каждой основной группы отраслей - начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела.

Возможности развития предпринимательства  имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Например, в производстве малый бизнес успешно конкурирует в высокотехнологичных отраслях, таких как производство химических веществ и электроника. Сфера услуг благодаря легкости, с которой можно начать дело, привлекает многих предпринимателей и является наиболее быстро развивающейся частью экономики.

Жизнь в следующем  веке будет резко отличаться от сегодняшней  жизни. Бурный рост знаний будет постоянно  вызывать перемены, причем возрастающими темпами и главным образом благодаря компьютеризации. Честолюбивые предприниматели должны понимать тенденции в отраслях, чтобы лучше подготовиться к использованию появившихся возможностей в высоко-, средне-, низко- и нетехнологичных отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место предпринимательства в современном  обществе

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. К отличительным чертам предпринимательской деятельности относится то, что она осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Свобода предпринимательства  наравне с частной собственностью рассматривается как основа рыночной экономики, а предприниматель - как главная фигура рынка.

Чтобы оценить  исключительное значение предпринимательства  для современного общества, полезно  обратиться к принципиальным различиям  двух противоположных способов ведения  хозяйства - рыночного и административно-командного, называемого в зарубежной литературе «принудительно направляемым» или «государственно-принудительным».

В рыночном хозяйстве  функции государства и предпринимательской  деятельности разграничены. В сфере  государственного регулирования находятся общие условия воспроизводства, экономическая среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта деятельность. Главная задача государства - всемерное стимулирование активности в сфере производства, создания благоприятных условий для предпринимательства, а также поддержание занятости населения, социальная опека наиболее уязвимых слоев общества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все это государство может делать лишь за счет поступления в казну налогов, основное бремя которых лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь, делает все возможное для получения максимальной прибыли.

Таким образом  рыночная хозяйственная система  ставит человека, как предпринимателя  так и работника, в положение  когда он несет полную ответственность за свои действия за свое благосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокой ответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшей эффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающий достойный стандарт жизни своим гражданам.

В противоположность  этому «принудительно направляемое»  хозяйство основывается на всеобъемлющем  государственном планировании производства и потребления, принуждения всех и каждого в отдельности. Подобный порядок исключает из экономической жизни свободную конкуренцию, лишает человека возможности проявить свои способности и предприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятие справедливости в такой системе вырождается в жесткое перераспределение общественного «пирога» и его уравнительное распределение по минимальным стандартам жизни, ибо распределить можно лишь то, что создано. Интересы людей в этом случае сводятся не к приросту общественного «пирога», а к спорам о распределении явно недостаточного «пирога», когда выгода одних должна быть компенсирована невыгодой других. Такую систему немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал «смирительной рубашкой» для экономики.

И, действительно, наша модель «принудительно направляемого» хозяйства привела к тому, что  десятилетиями искоренялось предпринимательство, а место предпринимателей занимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс - человеческий потенциал - предпринимательскую способность.

Теперь и  наше общество, как и во всем мире, пришло к пониманию роли предпринимательства в здоровой экономике. Предпринимательство перешло не только в ранг законной деятельности, но и получает поддержку государства. В общественном сознании формируется понимание предпринимательства как главного фактора развития экономики.

В странах  с высоким предпринимательским  потенциалом (таких как США, ФРГ  и др.) важную роль обычно играет малый  и средний бизнес являющийся питательной  средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.7 Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом - Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производство перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности.8

Оценим теперь предпринимательский потенциал России. Характер предпринимательского потенциала нашей страны обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом, одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.

Информация о работе Молодежь как общественная группа. Справка из энциклопедии. Возрастная стратификация