Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
- охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу,
- проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с молодежью,
- выявить направление социальной работы с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-демографическая характеристика молодежи
1.1. Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях 5
1.2. Концепции в изучении молодежных проблем 13
2. Содержание социальной работы с молодежью
2.1. Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью 18
2.2. Современное состояние социальной работы с молодежью в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.77 Кб (Скачать файл)

- недопущение  дискриминации молодых граждан  по возрастному цензу;  
- создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; 
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализация  инновационного потенциала молодежи  в интересах общественного развития  и самой молодежи.

Реализация  государственной молодежной политики, а, следовательно, и социальной работы с молодежью,  осуществляется на следующих принципах. 
1. Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере. 

2. Взаимная  ответственность. Государство ответственно  перед новыми поколениями россиян  за социально-экономическое, экологическое,  культурное состояние страны, а  новые поколения ответственны  за сохранение и приумножение  ее потенциала, обеспечение преемственности  и поступательности развития.

3. Разнообразие  форм, методов, технологий работы  для оптимального удовлетворения  потребностей различных групп  молодежи, гармоничность отношений  молодежи, общества и государства.

4. Социальная  работа с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово экономического, научного, информационного, кадрового характера.

5. Социальная  работа с молодежью строится  на основе принципа равных  базовых возможностей для молодежи  на всей территории Российской  Федерации.

  Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы. 
 Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи  сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти. Негосударственная (общественная) составляющая социальной работы с молодежью  строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.  

1.2. Концепции в изучении молодежных  проблем

 

Среди социологов и демографов более трех десятилетий  продолжаются дискуссии по поводу определения  понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для  этой социально-возрастной группы населения. Под возрастными когортами понимаются «выделяемые в социокультурной  традиции данного социума стадии жизни, этапы жизненного цикла личности, с которыми ассоциируется определенный круг видов деятельности, занятий, статусов, социальных ролей, психологической  комфортности, мировосприятия, самоидентификации».

  Возрастные границы периода «молодости» достаточно подвижны и во многом социально обусловлены. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе как нижняя, так и верхняя границы молодежного возраста определяются неодинаково, и сам этот период имеет разную временную длительность. Нижняя граница в современной юнологии, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной «взрослости», которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений, а также всей полнотой ответственности за результаты своего выбора и действий по его осуществлению. 
 Среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, В.Т. Лисовский одним из первых определил  понятие «молодежь»: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 30 лет».

  Рассмотрение концепций молодежи дает возможность определить ее особенности как объекта социальной работы.

  Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стенли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др.) и России (В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) сформировались три основных направления теоретического осмысления этого феномена:

1) трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодежи;

2) понимание  молодежи  как  культурной группы; 

3) постижение молодежи как объекта и  субъекта процесса преемственности и смены поколений.

  На мой взгляд, наибольший интерес представляет концепция молодежи и молодежного движения И.М. Ильинского, получившая признание в научном обществе и одна из наиболее влиятельных в нашей стране.

Обобщения И.М. Ильинского относительно молодого поколения с полным обоснованием могут быть названы гуманистической концепцией молодежи. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место. 

По мнению И.М. Ильинского, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строиться с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.

  Концепция  И.М.  Ильинского   включает  в  себя  восемь   базовых положений: 
1. Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части («молодежь – часть общества; молодежь – часть общества»). Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:  
а) молодость тесно связана с идеей зависимости; 

б) большая  часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс  производства и потому «живет в кредит»; 

в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни; 

г) перед  молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; 

д) молодые  люди решают проблему нравственного  и духовного самоопределения;

е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.

2. Молодежь  по природе двойственна: она  явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического  и социального развития.

3. Молодежь  – явление конкретно-историческое.

4. Молодежь  – это носитель огромного интеллектуального  потенциала, особых способностей  к творчеству.

5. Молодежь  одновременно объект и субъект  социализации,  что определяет ее социальный статус. 

6. Молодежь  обретает  субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности. 
7. Молодежь – носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем. 
8. Молодежь – объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней. Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п. 

Таким образом, молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле,  только  в  качестве будущего  общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и  в  конечном  итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. 

Исходя из основных характеристик молодежи как социально-демографической группы, выделяют цели и задачи социальной работы с молодежью.

Целью социальной работы с молодежью в России является:  
развитие и реализация  потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности. 

Задачами  социальной работы с молодежью в России являются:  
1) создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности; 

2) создание  условий для самостоятельного  решения молодыми людьми своих  проблем, в том числе через  повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления; 
3) совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей;

4) содействие  получению качественного образования,  профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем;

5) обеспечение  социального и физического здоровья  молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.

Социальная  работа с молодежью должна строиться  не на опеке и патернализме, а  на стимулировании активности самих  молодых людей, создании условий  для самостоятельного решения стоящих  перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована  на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная  инвестиционная политика, предусматривающая  вложение средств в молодежь через  организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах  инвестирования, через создание эффективных  механизмов, обеспечивающих результативность этой работы. 
 Принятые направления и программы социальной работы с молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации  и выработки основных направлений  молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой  от федерального до муниципального уровня.  

 

2. Содержание  социальной работы с молодежью

2.1. Нормативно-правовая база социальной  работы с молодежью

 

В современной  государственной молодежной политике основные Концептуальные положения  прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным  документом, диктующим государственную  молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

- граждане  Российской Федерации, включая  лиц с двойным гражданством  от 14 до 30 лет во время пребывания  их на территории Российской  Федерации, если это влечет  обязанности федеральных государственных  органов;

- молодые  семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей - без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

- молодежные  объединения.

Субъекты  государственной молодежной политики:

- государственные  органы и должностные лица (указом  Президента РФ от 17 мая 2000г.  № 867 Государственный комитет  по молодежной политике был  упразднен, его функции были  переданы Министерству образования  РФ);

- молодежные  объединения и ассоциации;

- молодые  граждане.

Принципы  государственной молодежной политики:

- сочетание  государственных, общественных интересов  и прав личности в реализации  государственной молодежной политики;

- привлечение  молодых граждан к участию  в формировании политики и  программ для молодежи;

- обеспечение  правовой и социальной защиты  молодых граждан;

- предоставление  молодому гражданину гарантирование  государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет  общественных инициатив по сравнению  с соответствующей деятельностью  государственных органов и учреждений  при финансировании мероприятий  и программ, касающихся молодежи.

Направления:

- обеспечение  соблюдения прав молодежи;

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы