Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
- охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу,
- проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с молодежью,
- выявить направление социальной работы с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-демографическая характеристика молодежи
1.1. Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях 5
1.2. Концепции в изучении молодежных проблем 13
2. Содержание социальной работы с молодежью
2.1. Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью 18
2.2. Современное состояние социальной работы с молодежью в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.77 Кб (Скачать файл)

  Существовавшим органам управления молодежной сферой не удалось обеспечить должный уровень и масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления. Это привело к значительному снижению эффективности государственной политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.

  Бессистемность и разнонаправленность практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает эффективность социальной работы с молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется фрагментарными имиджевыми мероприятиями.  
 Социальная работа с молодежью в большинстве субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне. 

  Большая часть молодежных и детских общественных объединений сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

В то же время, все более заметное влияние  на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

Нерешенные  на федеральном уровне проблемы концептуального, стратегического характера, правового  регулирования, финансового и научного обеспечения серьезно снижают эффективность  социальной работы с молодежью на всех уровнях.

Социальная работа с молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями. 

Общественные  молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на: 
1.Повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;

2. Получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь; 

3.Участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;

4.Создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи. 

Общественным  объединениям могут передаваться ресурсы  для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения  берут на себя всю полноту ответственности  за решение данных задач силами самой  молодежи.

Россия  переживает процесс социальной трансформации, стремясь избавиться от пережитков тоталитаризма  и стать демократическим правовым государством. Ученые, отслеживающие  изменения в общественном устройстве, фиксируют появление некоторых  черт гражданского общества.  
 Меняется общество, меняется и роль человека в нем. Если раньше человека низводили до роли добросовестного исполнителя, сейчас человек - активный преобразователь социального пространства. Личностная активность - одна из базовых характеристик человека современного гражданского общества. Такое изменение повышает ответственность человека. Оно наполняет понятие «гражданин» новым этико-моральным смыслом. Так, известный социолог В.Т. Лисовский пишет: «Гражданин - член политического сообщества, имеющий права и обязанности, связанные с его членством в нем». Данная трактовка отражает двустороннюю связь между личностью и обществом. Однако реального осознания этой взаимосвязи (по нашему мнению) у большинства россиян нет, так как история Советского Союза предполагала формальную одностороннюю связь-подчинение от государства к человеку. Гражданин являлся вассалом государства и с благодарностью исполнял долг по отношению к государству, которое даровало ему определенные права. Так было до известных перестроечных событий, когда образ государства-патрона был дискредитирован. Неравное взаимодействие было прервано. Нарушилась целостность «личность-общество-государство». Люди оказались разобщенными и изолированными от государства. Согласно данным, полученным в мониторинге исследования процессов идентификации, в 1992 г. ни один респондент не сказал, что он - россиянин, гражданин России. Понятие гражданин надолго утратило социальный престиж и смысл.

Современному  россиянину предстоит восстановить утраченные связи в обществе и  государстве и, более того, сделать  их обратными: от человека - к обществу, а через него - к государству. Пройдет  еще много времени до того, как  каждый российский человек поймет, что объявленная демократия как  связь между отдельным человеком, обществом и государством будет  действенной тогда и только тогда, когда каждый осознает, что он может  влиять на деятельность государства, общества, что он хозяин своей судьбы. Человек, достигший такого осознания, и есть «новый» гражданин. Совокупность таких  граждан составляют гражданское  общество. 

Б.И. Коваль пишет, что гражданское общество есть «высшая форма солидарности людей в современном мире». Солидарность - это деятельное сочувствие, такое состояние личности, когда гражданин не может выполнить свою жизненную программу без содействия, сопереживания, помощи других.  
 Первые годы перестройки заставили человека замкнуться, уйти в себя, или в лучшем случае реализовать себя в рамках семьи, круга друзей. Активная позиция человека в гражданском обществе выводит человека на общественный уровень взаимодействия. Ведь демократия в самом примитивном определении - это власть народа, а народ - это сообщество, осознающее единство, общность, солидарность. И бесполезно надеяться на осуществление демократии раньше, чем проявится чувство солидарности.  
 Солидарность заставляет людей объединяться. Мораль детской сказки «Теремок» - «Вместе лучше» - присутствует, наверное, в каждом. Руководствуясь этим принципом, люди объединяются в рамках общественных организаций, ассоциаций, движений, которые умножают значимость каждого человека, дают ощутить себя свободным, полноправным субъектом демократического управления, а значит, получить возможность быть услышанным государством. Демократия - это диалог государства с гражданским обществом, где слышен голос каждого. 

  Американский политолог Д. Патрик отмечает: «Большинство теоретиков демократии считают, что сеть ассоциаций и организаций составляет основу гражданского общества». Другой американский ученый Р. Патнэм настаивает: «Люди, заинтересованные в демократии (ее консолидации и эффективности), должны в первую очередь способствовать формированию гражданского общества». Долгосрочные исследования, проведенные Патнэмом в Италии, подтвердили, что жизнеспособная сеть местных добровольных организаций создает социальный капитал - гражданские ценности, навыки и знания, капитал, необходимый для консолидации демократии. Вывод Р. Патнэма таков: граждане, приобретая социальный капитал за счет участия в организациях гражданского общества, в дальнейшем могут использовать его для укрепления демократических принципов в управлении государством.

  Вопросы функционирования детских и молодежных общественных организаций являются в наше время очень актуальными. На фоне острых проблем бюджетного финансирования социальных программ, кризиса института семьи, неблагоприятных демографических процессов реформирования школьного образования молодежное движение представляется действенным каналом решения или хотя бы разрядки особой напряжённости некоторых вопросов, связанных с успешной социализацией подрастающего поколения.

  В ряду многих задач, которые могут найти своё решение через активное функционирование молодежных общественных формирований, на первом месте стоят проблемы гражданского и патриотического воспитания молодого поколения россиян. Подлинное становление гражданского общества в нашей стране возможно с укоренением его традиций в молодежной среде, поэтому молодежное организованное движение -первейшее условие укрепления и развития демократии в государстве. 
 Надежды на то, что молодежные общественные объединения могут играть положительную роль в воспитательном процессе и восполнять недостаток внимания к детям со стороны старшего поколения, в какой-то мере не беспочвенны. Опыт советского прошлого подтверждает обоснованность подобных надежд, имея в виду активную деятельность Всесоюзной пионерской организации и комсомола. Однако та же история пионерии и комсомола говорит и о существенных недостатках, имевшихся в деятельности этих организаций. В новых исторических условиях простое воспроизведение организационных структур и форм работы молодежных общественных объединений невозможно и нецелесообразно, но их переосмысление и переоценка необходимы. Например, вопросам развития молодежного общественного движения в современной России с учётом положительных аспектов деятельности Всесоюзной пионерской организации была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, проведённая в апреле 2003 года в Челябинске по инициативе Министерства образования РФ и Научно-практического центра СПО-ФДО Федерации детских организаций Челябинской области.

  Современное молодежное движение в России носит противоречивый характер. В нем участвуют объединения, различающиеся по направленности своей деятельности, по возрастному и численному составу. По данным Министерства образования РФ «сегодня в России действуют более 427 тыс. молодёжных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности».

  Итак, наиболее важной на сегодня проблемой является занятость молодежи и ее самореализация. Молодежные общественные объединения позволяют не только самореализовываться, но и приобрести большой опыт для будущей не только политической и профессиональной деятельности. Поскольку проблемами молодежных общественных объединений занимался довольно узкий круг ученых, о чем свидетельствует малое количество монографий, необходимо изучение в данной области для организации большей и лучшей самодеятельности и самоорганизации молодежи. 
 На основе существующих определений таких понятий, как молодежь, общественное объединение, организация, можно сформулировать определение Молодежного общественного объединения. Молодежным общественным объединением является Объединение молодежи (людей в возрасте от 14 до 30 лет), совместно реализующей интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. Один из компонентов социальной структуры общества - инициативное, самодельное, самоуправляемое объединение молодежи, единая воля которых направлена на совместное решение общих проблем, защиту общих интересов других людей и групп. Взаимодействия в МОО определяются формальными правилами и регламентированными нормами поведения. 

  Воспитательная функция молодежных и детских общественных объединений основывается на удовлетворении и реализации потребностей и интересов молодого человека, формирование молодого поколения как социально-творческой силы.

  Особенность реализации воспитательных функций молодежных организаций состоит в исключительной значимости самодеятельности и творчества детей, подростков, молодых людей. Они главным образом сами формируют нормативы общей деятельности, включая и ее стимулирование, ее организацию и принуждая к ней. 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Молодежь можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. В более узком (социологическом) смысле молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности. 

  Предназначение молодежи в современном мире заключается в неоспоримом факте, что она является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и инновационная сила. 
 Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. 

Социальная работа с молодежью  должна носить общественно-государственный  характер и быть направлена на активизацию  действий и развитие партнерства  ее основных субъектов: органов государственной  власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой  молодежи по обеспечению эффективной  реализации государственных и общественных интересов в процессе социального  становления и самореализации молодежи. 
 Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов. 

Для выполнения исследовательской  части данной работы была разработана  анкета, охватывающая различные стороны  жизни молодежи, ее потребностей, а  также вопросы, помогающие понять, как  молодежь живет в настоящее время. Анкета направлена на выявление общественного  мнения о молодёжи, респондентами  являются студенты ЧелГУ. Среди 40 опрошенных, представлены студенты с первого и второго курса экономического факультета. Из них 70 % составили девушки и 30 % юноши.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Постановление ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»
  2. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью / Н.Ф. Басов. - М.: Дашков и К, 2009. - 328 с.
  3. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы : учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. Н. Павлов. - М.: КноРус, 2011. - 213 с.
  4. Технология социальной работы : учебник для бакалавров / [В. А. Петросян и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. - Москва: Юрайт, 2011. - 503 с.
  5. Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления: сборник материалов / Под ред. М.К.Горшкова, А.А.Нелюбина. -  Издание совета федерации, 2006. -  192 с.
  6. Основы  социальной  работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
  7. Проблемы исследования молодежи: материалы для обсуждения на заседаниях «круглых столов» в Ин-те фундамент. и приклад. исследований МосГУ  / под общ. Ред. В.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. - 54 с.
  8. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2005. -  268 с.  
  9. Шкурин, В. Молодежь: свободное время и клуб / В. Шкурин. - М.: Досуг, 2008. - 203 с.
  10. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация, Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 2007. - 55с.
  11. Бовкун, В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / В.В. Бовкун. - М.: Досуг, 2007. - 432 с.
  12. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2010. - 327 с.
  13. Нечаева Л.А. Добровольческое движение как форма работы с молодежью. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.spf.bsu.ru
  14. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). - Челябинск, 2003.
  15. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира / Бакиров В. - Общественные науки и современность № 1. 2008. - с.74.
  16. Макарова Т. Инновационные технологии социальной работы / Макарова Т. - Вопросы социального обеспечения. 2008. - 16-17 с.
  17. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учеб. для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008.
  18. Основы социальной работы / под редакцией Басова Н.Ф. - 3-е издание, исправленное - Москва.: издательский цетр «Академия», 2007. - 288с.
  19. Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 213 с.
  20. Фирсов, М. В. Теория социальной работы : учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. 0 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 511 с.

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы