Молодежь как социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить направления социальной работы с молодежью в России и учреждения, занимающиеся социальной работой с молодежью в России.
Для достижения данной цели поставим и решим следующие задачи:
- выявить принципы, особенности социальной работы с молодежью;
- изучить нормативно – правовую базу социальной работы с молодежью в России;
- рассмотреть роль и место социальных служб в работе с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
1.1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЁЖИ
1.2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖИ
2. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ
2.1. ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
2.2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В РОССИИ
2.3. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ cfkzvf.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

    1250 премий - победителям и призерам  международных олимпиад и иных  мероприятий, проводимых на конкурсной  основе, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. рублей каждая;

    4100 премий - призерам всероссийских  олимпиад и иных конкурсных  мероприятий, а также победителям  региональных и межрегиональных  олимпиад и иных конкурсных  мероприятий в размере 30 тыс. рублей каждая.

    Еще один подзаконный акт – Постановление  Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 409 «О Федеральном агентстве по делам  молодежи».

    Федеральное агентство по делам молодежи осуществляет следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

    - организует реализацию мер государственной  молодежной политики;

    - по запросам молодежных и детских  объединений организует подготовку  и переподготовку кадров для  этих объединений;

    - осуществляет меры государственной  поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений;

    - формирует Федеральный реестр  молодежных и детских объединений,  пользующихся государственной поддержкой;

    - осуществляет функции государственного  заказчика федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов;

    - взаимодействует в установленном  порядке с органами государственной  власти иностранных государств  и международными организациями  в установленной сфере деятельности;

    - осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    - организует конгрессы, конференции,  семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

    - реализует меры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства,  направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих  ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

    В 2005году утверждена Министерством образования  и науки РФ программа «Молодежь  России на 2006-2010 годы» Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

    1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

    2. центр социальной помощи семье  и детям;

    3. социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних;

    4. социальная гостиница;

    5. социальный приют для детей  и подростков.

    По  содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико- социальной.

    Так выглядят основные нормативно – правовые акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты молодежи. 

    2.3. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РАБОТЕ  С МОЛОДЕЖЬЮ 

    Решение возникающих в молодежной сфере  социальных проблем не может быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

    Социальная  работа среди молодежи рассматривается  среди молодежи как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

    Под социальной работой с молодежью  понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам  молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

    При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и  молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и  развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг. В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:

    1. Центр социально-психологической  помощи молодежи для оказаниямедико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисныесостояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждениядевиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;

    2. Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий

квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую  помощь по телефону;

    3. Приют для подростков, создающий  условия для жизнедеятельности

несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или  субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;

    4. Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся  из мест заключения, и оказывающий  им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

    5.  Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и  методические услуги органам  исполнительной власти по делам  молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

    «Молодежные»  проблемы при всей  их специфике  невозможно решить в отрыве от системы  поддержки семьи, образования и  здравоохранения, охраны общественного  порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.

    Значительные  успехи в области организации  социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Тюменской  области и других регионах России.

    В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.

    Направлениями их работы являются:

    · оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга);

    · правовая помощь молодежи и молодой  семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани);

    · профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб  социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве);

    · медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус»  в Новосибирске, центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске);

    Опорные и экспериментальные центры, используя  комплексный подход, вырабатывают и  осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды. Так, екатеринбургский «Форпост» отрабатывает инновационную модель территориальной социальной службы для молодежи в целях созданиягосударственно-общественной системы профилактики отклоняющегося поведениядетей и молодежи, восстановления и реорганизации социальной инфраструктуры для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных социальных служб адаптации и реабилитации молодежи.

    Пермский  «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

    Социально-психологический  реабилитационный центр для детей  и подростков «Зазеркалье» (г. Сургут) отрабатывает технологии экстренной помощи несовершеннолетним, организации их временного проживания при экстремальной ситуации. Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

    Расширяется сеть социально-психологических центров  для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических  служб, анонимных наркологических  кабинетов для подростков и молодежи. Такие центры действуют в Хабаровском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и других регионах.

    Особое  внимание мировой общественности к  проблемам молодых было привлечено в 1985 году в связи с проведением  Международного года молодежи. Была принята  «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период», которая включает 10 приоритетных направлений деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями наркотическими средствами, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, организация досуга, и т.д.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала  и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. 

    Главный аспект в социальной работе с молодежью  делается не на предоставлении необходимой  помощи, а на минимальной стартовой  поддержке. Тем самым государство  снимает с себя обязательство  всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

    Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

    · создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

    · выявление факторов, обусловливающих  развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

    ·  оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой  жизненной ситуации;

    ·   увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

    ·  достижение такого результата, когда  у клиента отпадает необходимость  в помощи социального работника (конечная цель).

    Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. 

Информация о работе Молодежь как социальная группа