Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть уровень социального развития Республики Бурятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня социальное развитие ;
- раскрыть понятия мониторинга;
- сделать оценку социального развития республики Бурятия.
Объектом исследования является Республика Бурятия.
Введение……………………………………………….………………...…….…..3
Раздел 1. Социальный мониторинг как функция управления……….........……5
Социальный мониторинг……………………………………………..……5
Принципы проведения Мониторинга …………………………………….8
Сущность и принципы социального мониторинга……………………..11
Социологическое исследование мониторинга………………………..13
Раздел 2. Современное состояние социального развития республики Бурятия……………………………………………………………………...……16
2.1 Социальное развитие Республики Бурятия………………………………..16
2.2. Характеристика социальной политики города Улан-Удэ в 2005-2009гг..17
Раздел 3. Совершенствования, изменения и проблемы Республики Бурятия…………………………………………………………………………...21
3.1. Основные проблемы социального развития Республики Бурятия………29
Заключение ………………………………………………………..…………….33
Список литературы ……………
Информационная открытость не может быть принципом мониторинга как такового. Часть мониторинга несомненно носит конфиденциальный, заказной характер. Закрытость части результатов мониторинга в образовании может быть определена несколькими обстоятельствами. Получение информации для открытого доступа и информации только для системы управления, имеет разную мотивационную основу и может смещать оценки, получаемые при обследовании социальных систем. Часть информации об образовании может носить частный, приватный характер, разглашение ее может нанести вред личности. В общем виде проблема доступа к информации мониторинга, несомненно существует и к ней мы еще вернемся.
6. Оперативность – должна
Оперативность существенный признак мониторинга и он может рассматриваться как универсальный принцип.
На основе анализа принципов проведения мониторинга в экологии, социологии и других областях знания можно выделить несколько общих принципов проведения мониторинга, которые получили эмпирическое подтверждение. К таким принципам мы относим следующие.
Целостность
Оперативность
Приоритет управления
Соответствия (целей мониторинга средствам его организации)
Научность
Прогностичность (нацеленность на прогноз)
Непротиворечивость (валидизация здравым смыслом)
Разнообразие
Таким образом мониторинг представляет собой довольно сложный формирующийся феномен, который носит междисциплинарный характер. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Для каждой их сфер общественной деятельности мониторинг будет иметь свои особенности. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга вне зависимости от сферы реализации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Объекты мониторинга динамичны, находятся в постоянном развитии. Они подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании объекта. Эти изменения могут представлять опасность для пользователя информацией, предоставляемой мониторингом.
2. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом. Мера постоянства определяется особенностями объекта и ресурсными возможностями.
3. Организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта.
4. Мониторинг подразумевает наличие основного, или одного из, этапов прогноза развития (изменения состояния) объекта.
5. Каждая конкретная система мониторинга ориентирована на определенного потребителя. Таковыми могут быть) конкретный орган (органы) управления, отдельные, как правило социально-профессиональные группы, общество в целом.
6. Существующие системы мониторинга можно классифицировать по ряду оснований. К ним относятся:
1.3 Сущность и принципы социального мониторинга.
Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.
Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.
Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.
Основные принципы мониторинга:
Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.
С помощью мониторинга можно получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.
Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.
В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.
Социальный мониторинг позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях.
Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.
Систематическое наблюдение за состоянием социальных объектов требует обоснованной и планомерной организации сбора и анализа данных, необходимых для социального мониторинга.
При организации социального мониторинга можно ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных объектов.
Показатели объединяются в следующие подсистемы (блоки):
Таким образом, объектом социального мониторинга являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности.
1.4. Социологическое исследование мониторинга
Методикой социологического исследования называют тактику
исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др.
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно- технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе...
Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.
Методический раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.
В двадцать первом веке человечество сформировалось в высокоразвитое, интеллектуальное общество, в котором превосходно развиты различные социальные структуры. Но, как и раньше, перед ним продолжают возникать всевозможные проблемы. Например, потребность оценить мнение общественности относительно какого-либо продукта или услуги. Появляется резонный вопрос, каким образом это сделать? Для рациональной реализации данной задачи нужно хорошо понимать саму суть проблемы, ее причины. Для этого и существуют социологические исследования. Что такое социологические исследования? Социологические исследования, это система последовательных процедур, связанных одной целью: получить объективные и достоверные данные об изучаемом объекте, услуге или явлении.
Такие социологические исследования очень важны и имеют огромное значение. Их трудно переоценить, ведь они помогают исследователю не останавливаться в своих исследованиях. Опровергать или подтверждать свои гипотезы и догадки. Оценивать и анализировать, собранную в ходе проведения социологических исследований, информацию об изучаемом объекте или явлении.
Социологические исследования играют роль своеобразного моста, между окружающей действительностью и теоретическими познаниями. С помощью социологических исследований появляется возможность обозначить довольно обширный круг задач и вопросов и подсказать конкретные методы и рекомендации для их решения.
Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов: подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов.
Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования. Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления.
Раздел 2. Современное состояние социального развития республики Бурятия
2.1 Социальное развитие Республики Бурятия
Социальное развитие Республики Бурятия в течение ряда последних лет характеризуется положительной динамикой по всем основным макроэкономическим показателям.
В апреле 2007 г. Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Президентом Республики Бурятия В.В. Наговицына. Правительство РБ взяло курс на динамичный рост экономики, превращение республики в бездотационную и, как следствие, подъем благосостояния населения.
Валовой региональный продукт за 2011 г. увеличился на 106,6 % к уровню 20010 г. В 2011 г. в экономику республики было привлечено инвестиций в основной капитал 20,63 млрд. руб., или 129,5 % к 2006 г., в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 642 млн. руб. (22,5 %), республиканского бюджета - 2 214 млн. руб. (10,7 %), внебюджетных средств - 6 835 млн. руб. (33,1 %). Собственные доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия возросли в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 3,15 млрд. руб., или на 108,5 %, уровень дотационности снизился до 42,0 %.
Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня сократилась с 29,7 % в 2010 г. до 24,4 % в 2011 г. Снижается уровень общей безработицы, который в 2010 г. составлял 13,4 %, в 2011 г. - 12,9 % от численности экономически активного населения в Республике Бурятия.
В системе здравоохранения увеличился уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом, больничными койками на 10 тыс. человек населения, мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений.
В сфере образования активно реализуются широкомасштабные эксперименты по основным направлениям модернизации образования. Значительно возросли капитальные вложения в строительство новых объектов образования, на капитальный и текущий ремонт, на развитие материально-технической базы, включая поставку компьютеров, учебно-лабораторного оборудования в образовательные учреждения.
В общеобразовательных учреждениях обучаются 120,1 тыс. учащихся. Охват детей дошкольного возраста дошкольными образовательными учреждениями, составляет 55 мест на 100 детей. Выпуск специалистов государственными высшими и средними специальными учебными заведениями составляет 95 человек на 10 тыс. жителей.
Политика в сфере социальной защиты направлена на обеспечение равных права и доступности мер социальной поддержки и социального обслуживания, повышение эффективности деятельности существующей сети учреждений, адаптацию системы социальной защиты к современным условиям. В республике действуют 47 учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания для престарелых и инвалидов составляет 23,6 мест на 10 тыс. населения.