Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть уровень социального развития Республики Бурятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня социальное развитие ;
- раскрыть понятия мониторинга;
- сделать оценку социального развития республики Бурятия.
Объектом исследования является Республика Бурятия.
Введение……………………………………………….………………...…….…..3
Раздел 1. Социальный мониторинг как функция управления……….........……5
Социальный мониторинг……………………………………………..……5
Принципы проведения Мониторинга …………………………………….8
Сущность и принципы социального мониторинга……………………..11
Социологическое исследование мониторинга………………………..13
Раздел 2. Современное состояние социального развития республики Бурятия……………………………………………………………………...……16
2.1 Социальное развитие Республики Бурятия………………………………..16
2.2. Характеристика социальной политики города Улан-Удэ в 2005-2009гг..17
Раздел 3. Совершенствования, изменения и проблемы Республики Бурятия…………………………………………………………………………...21
3.1. Основные проблемы социального развития Республики Бурятия………29
Заключение ………………………………………………………..…………….33
Список литературы ……………
Охват детей дошкольным образованием составлял в 2009 году 72 % от общего количества детей дошкольного возраста в районе.
Реструктуризация сети ОУ позволила учреждениям дополнительного образования и дошкольных учреждений укрепить материальную базу, эффективно использовать кадровый ресурс, расширить перечень образовательных услуг.
Медицинское обслуживание населения района осуществляется следующими структурами ЛПУ: ЦРБ на 135 койки, районной поликлиникой, 1 участковой больницей на 5 коек в с. Тэгда, 3 ВА, 19 ФАПами.
Материнская смертность в районе не допущена.
Младенческая смертность - допущена от врожденных аномалий и болезней перинатального периода. Смертность от 1 до 4 лет - от несчастных случаев (ножевое ранение, утопление, отравление угарным газом). Смертность от 5 до 9 лет - несчастный случай (утопление). От 10-19 лет - внешние причины (механическая асфиксия).
Смертность населения в трудоспособном
возрасте составляет - 917,1, что
превышает плановые показатели
на 11%, в т.ч. смертность от сердечно
– сосудистой патологии - на 29%; рост
смертности от внешних причин – на 57%.
Наблюдается снижение от плановых показателей
смертности от онкопатологии – на
1%
С февраля 2008г учреждения здравоохранения района перешли на новую систему оплаты труда, в рамках чего в течение 2008-2009гг проведены следующие мероприятия:
При этом заработная плата медицинских работников возросла в среднем на 6,5% в сравнении с 2008 г. и составила 12,2 тыс. руб.
В 2009 году для снижения смертности в трудоспособном возрасте были проведены следующие мероприятия:
1. Разработан межведомственный план мероприятий по снижению смертности в трудоспособном возрасте.
2. Для снижения смертности от внешних причин в частности от самоубийств в 2009году был проведен совместно с Центром профилактики и СПИД-центром конференция с участием молодежи из сел района.
3. Проведено совместно с заместителем
главы администрации района
Халбаевой Т.Н. выступления
на сельских сходах о
4. При заместителе главы администрации района проведено совещание по состоянию ДТП в районе совместно с ОВД. Проведены обучения 12 сотрудников ОВД по оказанию первой медицинской помощи.
5. Для снижения смертности в
трудоспособном возрасте от
В сфере культуры района сохранены и действуют для реализации творческих способностей населения 24 культурно-досуговых учреждений, 26 библиотек, 6 «народных» и «образцовых» художественных коллективов, районный историко-краеведческий музей и детская школа искусств. Работают в библиотечной системе – 45 чел., в сельских домах культуры и клубах – 58, в Хоринской ДШИ – 15 преподавателей, в музее 4 чел.
Удельный вес населения, участвующий в культурно-досуговых мероприятиях составляет 74,2% при плановом показателе 37,9%. Объем платных услуг произведен на 124% выше запланированного и составляет 620 тыс. руб.
Переведены в автономные учреждения районный музей и детская школа искусств. В 2010 году будут переведены ещё 2 учреждения культуры.
Во исполнение Постановления администрации МО «Хоринский район” от 23 сентября 2009 года № 336 «О мерах по оптимизации расходов бюджета МО «Хоринский район”” разработаны мероприятия по сокращению материальных затрат на 20% и фонда оплаты на 10%. Разработаны и утверждены стандарты качества предоставляемых услуг.
За 2009 год среднемесячная заработная плата составила 5763 руб., что составляет 96% от программного индикатора.
В настоящее время в связи с нехваткой финансовых средств только в 4 библиотеках сельских поселений не оформлены подписные издания, а остальные не достигнуто нормативное обеспечение периодической печатью.
При существующей материально-технической обеспеченности учреждений культуры в 2010 году дальнейшей задачей является принятие мер по сохранению и развитию традиционной народной культуры, народных промыслов, поддержка и развитие культурно-познавательного туризма, перевод в АУ центра культуры и досуга, Хасуртайского СДК, увеличение размера заработной платы за счет роста платных мероприятий и выполнения показателей индикаторов развития, подготовка к празднованию 65-летия Великой Победы и 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.
Молодежная политика района позволила выполнить все программные значения в этой сфере. Район активно участвует в реализации РЦП «Жилище» по подпрограммам «Обеспечение жильем молодых семей», «Обеспечение жильем молодых специалистов». Акцент в работе по развитию ФК и Спорта определен на развитие массовых видов спорта: хоккей с мячом, футбол, волейбол.
Хорошим укреплением материально-технической базы послужил ввод открытой спортивной площадки в Парке культуры и отдыха и двух площадок ХСОШ№1 и ХСОШ№2.
Идет поддержка талантливой молодежи в районе, учреждены стипендии попечительского совета, на сегодняшний день обладателями данной стипендии стали 42 человека. Ежегодно проходит торжественный прием талантливой молодежи главой района.
3.1. Основные проблемы социального развития
Республики Бурятия
Социальные проблемы: продолжительный миграционный отток населения в сочетании с начавшейся депопуляцией; плохое состояние здоровья населения, сопряженное с проблемой качества и доступности социальных услуг, особенно в малых городах и селах; неразвитость сферы профессионального образования; высокий уровень бедности как следствие безработицы и низкой заработной платы; натурализация экономики сельских домохозяйств.
Проблемы социального развития Республики Бурятия имеют двойственную природу: частично они вытекают из общегосударственных проблем, унаследованы из советской централизованной экономики, а частично носят местный, региональный характер. Проводимые в республике с начала 90-х гг. социального преобразования исходят из взаимоувязанного осуществления институциональных реформ, направленных на создание институтов рынка, и структурной перестройки, нацеленной на формирование эффективного и конкурентоспособного регионального хозяйства.
Добившись существенного прогресса в области институциональных реформ, Республика Бурятия, равно как и Россия в целом, испытывает в то же время серьезные экономические трудности, особенно наглядно и болезненно проявляющиеся в значительном спаде производства и инвестиций, углублении сырьевой ориентации экономики, простаивании производственных мощностей ведущих промышленных предприятий и фактическом прекращении обновления их основных фондов, высокой доле убыточных предприятий, снижении уровня и качества жизни населения.
Общие для всех регионов страны проблемы в Бурятии усугубляются экстремальными природно-климатическими условиями, крайней уязвимостью экономики республики с ее сырьевой специализацией, низким стартовым уровнем развития комплекса перерабатывающих отраслей, отсталой производственной и социальной инфраструктурой.
Значительно сократилось производство большинства видов сельскохозяйственной продукции. У многих сельских товаропроизводителей отсутствуют возможности для приобретения техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, происходит быстрое выбытие основных фондов, особенно их активной части. Реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий на основе изменения отношений собственности не обеспечила создание эффективных форм хозяйствования, адекватных требованиям рыночной среды.
Значительно ухудшилось за последние годы финансовое положение республики. По мере спада производства сокращались налоговые поступления, упала платежная дисциплина, снизилась финансовая поддержка Бурятии из федеральных источников. Большое число предприятий убыточно. Республика обременена значительным внутренним долгом, выплаты по которому существенно ограничивают финансовые рычаги государственного воздействия на социально-экономические процессы.
По важнейшим параметрам уровня жизни и развития социальной сферы Республика Бурятия значительно отстает от соответствующих среднероссийских показателей.
Особую актуальность для республики приобрели проблемы охраны окружающей среды, порождаемые, в первую очередь, необходимостью сохранения уникальной экосистемы бассейна оз. Байкал. Эти проблемы за последнее десятилетие обострились, поскольку в условиях экономического кризиса резко сократилось финансирование природоохранных мероприятий на всех уровнях управления хозяйственной деятельностью. Существующие в республике сооружения водоочистки не обеспечивают очистку сточных вод до необходимых уровней. В поверхностные водные объекты Бурятии ежегодно сбрасывается более 87% недостаточно очищенных и загрязненных сточных вод. По степени загрязненности атмосферы г. Улан-Удэ занимает одно из лидирующих мест в России.
Проводимые в сельском хозяйстве реформы привели к деградации сельскохозяйственных угодий, ухудшению качества почв, расширению площадей эродированных земель. Растут объемы промышленных, бытовых и других отходов. Увеличивается число лесных пожаров, возникающих, главным образом, по вине населения, снижаются возможности их своевременного обнаружения и тушения. Недостаточны охрана и учет особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Высоки ежегодные показатели чрезвычайных ситуаций природного характера.
Значительный шаг вперед сделан в области совершенствования системы социального обслуживания населения. Внедрена система выплаты ежемесячных пособий на детей на основе адресно-заявительного подхода. Несмотря, однако, на возобновившийся в республике экономический рост, она может столкнуться с реальной угрозой остаться в среднесрочной перспективе в числе отстающих регионов России.
Основными причинами, которые не позволяют реализовать имеющийся в республике потенциал, являются: неэффективная структура экономики; рост тарифов в отраслях естественных монополий; низкое качество управления, технико-технологическая отсталость и высокая степень физического износа основных фондов; высокая затратность экономики, обусловленная, в том числе, необходимостью осуществления крупных расходов на охрану экосистемы оз. Байкал; наличие большого числа нежизнеспособных предприятий; достижение критического возраста производственной инфраструктуры: дорог, электросетей, объектов ЖКХ; значительная доля теневого сектора экономики; высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие среднего класса при весомой доле населения с доходами ниже прожиточного минимума; несоответствие между структурой спроса на рабочую силу и ее предложением.
Серьезным лимитирующим фактором развития республики выступает ее богатейшая сокровищница – озеро Байкал, ограничивающее возможности расширения производства на основе доминирующих сегодня экологически опасных технологий, поскольку для защиты хрупкого экологического равновесия в Байкальском регионе, включающем в себя немалую часть территории Бурятии, требуются большие средства. В республике целым рядом специальных нормативных правовых актов, последними из которых стали Федеральный закон "Об охране озера Байкал", установлен особый режим хозяйствования, накладывающий жесткие ограничения на ведение здесь любой хозяйственной деятельности, а также постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории".
В целях преодоления кризиса, с которым столкнулась республика в процессе перехода к рынку и повышение уровня и качества жизни населения обеспечения глубокой структурной перестройки и подъема экономики была разработана и принята Федеральная программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года.
Основными стратегическими приоритетами социальной Республики Бурятия в 2010-2020 годах будут являться комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, заготовка и переработка лесных ресурсов, развитие транспортно-логистического потенциала, туристско-рекреационной сферы, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Заключение
Социально-экономическое развитие региона – это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.