Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:12, курсовая работа
При работе с персоналом, одно из центральных мест управления занимает мотивация сотрудников, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей предприятия по существу является главной задачей руководства персоналом. Мотивация – одна из важнейших и стержневых проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Успех и процветание любого предприятия или фирмы во многом зависят от эффективности труда персонала. Изучение мотивации трудовой активности охватывает широкие возможности для научного предвидения характера, хода и результатов деятельности, а так же для прогнозирования социальных процессов общественных отношений.Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно разные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности……………….4
1.1 Исторические аспекты мотивации…………………...………………..4
1.2 Определение понятия мотивация, мотив………………………………5
1.3 Содержательные теории мотивации…………………………………...8
1.4 Процессуальные теории мотивации…………………………………11
1.5 Мотивация в советское время…………………………………………14
1.6 Внешнее окружение, мотивирующее работников…………….15
2 . Анализ системы мотивации трудовой деятельности на примере организации ‘’Локомотивное депо Сызрань’’……………………………………………………20
2.1 Анализ основных форм мотивации труда организации ‘’Локомотивное депо Сызрань’’……………………………………………………………………………………………………..
2.2 Рекомендации для организации ‘’Локомотивное депо Сызрань’’
Заключение…………………………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………………………
Потребность в аффилиации в рамках рассматриваемой теории мотивации — это стремление индивидов к налаживанию дружеских отношений внутри организации, в актуализации возможностей социального общения и т.п.
Потребность во власти рассматривается Д. МакКлелландом как реальная возможность влиять на поведение других людей. Потребность в успехе — это насущная необходимость доведения до логического конца любой деятельности, которая врожденно присуща отдельным индивидам. Иногда ее интерпретируют, как желание человека делать что-либо лучше, чем это делалось раньше. Например, люди с высокой потребностью достижения не достигают высших уровней в управленческой иерархии, так как там требуется принимать более рискованные решения и ставить более высокие цели, чем на это готовы пойти люди с высоким уровнем потребности достижения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что человеку, занимающемуся предпринимательской деятельностью индивидуального типа, желательно иметь высокую потребность достижения. Если же человек работает в большой организации, высокая потребность достижения может создавать много проблем ему и окружающим его членам коллектива.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга была сформулирована в конце 1950-х гг. Основополагающий момент мотивации в ней — выделение двух групп факторов, определяющих характер трудовой деятельности человека:
Например, многие компании используют схему с работником месяца - небольшое поощрение может дать большие результаты. Еще один простой метод предполагает проведение регулярных собраний, на которых у служащих узнают об их успехах, о том, что они сделали и что им особенно понравилось. Эта простая практика дает сотрудникам возможность рассказать коллегам о своих успехах и получить небольшое общественное признание за хорошо проделанную работу4.
Процессуальные теории мотивации объясняют, каким образом человек принимает решения, побуждающие к целенаправленным действиям. Наиболее популярными процессуальными теориями мотивации среди менеджеров являются теория ожиданий, теория справедливости, модель Л. Портера — Э. Лоулера . Теория ожиданий Виктора Врума. Ключевой идеей теории ожиданий Врума является предположение о том, что имеющаяся у человека и актуальная на данный момент времени потребность не является единственным и необходимым условием осуществления действий, направленных на удовлетворение этой потребности. Значимым фактором, инициирующим те или иные действия, является оценка вероятности того, что: - такие действия приведут к конкретным результатам; - достижение результата приведет к получению вознаграждения; - получение вознаграждения вызовет удовлетворенность. Ожидания или предположения о том, что действия приведут к определенным результатам, будут влиять как на выбор действий, так и на интенсивность работы. Например, менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд. Теория справедливости Стейси Адамса. Данная теория базируется на предположении о том, что сотрудники организации склонны сравнивать собственные усилия и результаты работы с усилиями и результатами работы сотрудников, выполняющих аналогичные функции. Человек считает свою заработную плату справедливой в том случае, если его производительность и размер компенсации за его труд соответствуют производительности и размеру компенсации сотрудника, работающего в той же должности и решающего похожие задачи5.Например,начальник дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда. И добавляет при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.В ситуации, когда в результате сравнения вклада и отдачи работник приходит к выводу, что его переоценивают (т. е. он получает больше, чем вкладывает), как уже отмечалось, он испытывает чувство вины. Однако эти переживания если и побуждают к большей активности, то на очень непродолжительное время. Сотрудники менее склонны изменять свое поведение и деятельность, если считают, что им переплачивают. Люди достаточно быстро убеждают себя в том, что оплата, которую они получают, вполне справедлива. Модель Л. Портера — Э. Лоулера была сформулирована в середине 1970-х гг. Ее основная особенность — органический синтез теории экспектаций и теории справедливости. Сущность определяют следующие базовые положения:
Все
вышеприведенные теории мотивации
оказали большое влияние на современные
системы управления персоналом. Однако
само наличие их в таком разнообразии
наглядно показывает, что им присущ целый
ряд недостатков. Иначе имела бы место
только одна теория, а остальные давно
уже были бы отвергнуты как ошибочные.Например,
затраченные усилия работники также считают
высокими, но справедливость вознаграждения
по отношению к результатам своего труда
ощущает только четверть респондентов.
Этот фактор свидетельствует о тревожных
тенденциях в работе. Руководству банка
следует либо проводить разъяснительную
и психологическую работу с сотрудниками,
поясняя, что их мнение об оценке своего
труда не соответствует реальным результатам,
либо повышать размер вознаграждения,
подходя индивидуально к каждому работнику.
1.5 Мотивация в советское время
В
основе советской модели организации
труда, направленного на достижение
макроцелей, лежали принципы стимулирования
труда, опирающиеся на тарифные ставки
и разряды. Эта модель обеспечивала
социальную защищенность работников,
однако, с учетом существовавшей в
стране скрытой инфляции с присущими
ей замораживанием цен, а, следовательно,
отсутствием
У каждого есть причины каждый день ходить на работу. Все эти причины можно разделить на два типа. Первый тип — внутренние причины, когда человек получает удовольствие от самого процесса своей работы. Второй тип — внешние причины, когда человек получает выгоду в результате работы, которую выполняет с удовольствием. Большинство людей работают ради того, что могут получить вне сферы работы, поэтому, прежде всего надо рассмотреть эту область.
Существует восемь основных мотиваторов: деньги, продвижение по службе, обучение, путешествия и досуг, отношения, образование, безопасность и душевный покой. Каждого сотрудника преимущественно мотивирует один из этих базовых факторов. 1. Деньги - естественно, каждый хочет получать оплату за свой труд. Сотрудники, которых преимущественно мотивируют деньги, имеют какие-то более глубокие цели, которых они и стремятся достичь с помощью денег. Обычно такие сотрудники хотят получать деньги, потому что они помогают им достигать их личных целей.В конце концов, таких людей мотивируют не сами по себе деньги, а то, что они могут им дать.Например, Гундарис мечтает создать собственную компанию. Ради дополнительного заработка он постоянно «халтурит» на стороне. Он знает, что ему нужен стартовый капитал, и постоянно ищет способы получить больше денег. Он будет очень заинтересован в любой возможности премирования за дополнительную работу.
Интересы людей в системе мотивации
Наиболее устойчива система мотивации, основанная на личных, коллективных и общественных интересах работников предприятия. Нужно учитывать не только коллективные (престиж предприятия, рост конкурентоспособности, решение социальных, трудоохранных и экологических проблем) и личные (рост доходов работников, уважение в коллективе, возможность роста карьеры), но и общественные интересы (производство качественных, эффективных и доступных по цене товаров). Действительность учёта каждого из интересов легко определить обычными экономическими показателями, характеризующими трудовой вклад работника и коллектива. Например, соблюдение общественных интересов выражается в увеличении выпуска недорогих и качественных товаров, росте прибыли, а значит, в увеличении налоговых поступлений, создании новых рабочих мест. Таким образом можно «измерить» и интересы отдельного коллектива (рост производительности труда, экономия материалов, сырья, энергоресурсов). Степень личной заинтересованности работника выражается в качестве и объёме труда, инициативе, в том, насколько он стремиться овладеть несколькими профессиями, современными технологическими навыками, компьютером.
Проблема
состоит во взаимоувязке этих интересов
в рамах мотивационно-
Стремительное
совершенствование
Таблица 1.
Особенности
содержания труда в ‘’Локомотивном
депо Сызрань’’ (ЛДС)
Особенности содержания и организации труда | Специфика мотивации труда и управления персоналом |
1 | 2 |
Практически
все операции и услуги невозможно
осуществить одним |
Стремление каждого работника к осознанию, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависят от деятельности организации |
Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению с недавним периодом их деятельности | Необходим поиск новых методов мотивации, а также совершенствование и усиление стимулирующей роли материального вознаграждения. |
Влияние специфических (особых и экстремальных) факторов в процессе труда | Сильная мотивация
необходима как фактор достижения целей
организации и как инструмент
повышения психологической |
Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения | Повышение заинтересованности в безошибочном проведение операций и максимально взвешенном принятии решений |
Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий и т.д. | Необходим постоянный контроль уровня квалификации и соответствия рабочему мести выполняемым функциям работников (проведение тестирования и аттестации) |
Из таблицы видно, что менеджеры по работе с персоналом в Локомотивном депо Сызрань должны уделять особое внимание факторам, влияющим на мотивацию труда персонала[7].
Рассмотрим эти факторы подробнее.
Труд
в ЛДС носит изначально коллективный
характер. Практически все виды деятельности
не может осуществить один работник.
Целесообразно стимулировать
Постоянное
обновление (усложнение) спектра проводимых
рабочих операций, внедрение новых
компьютерных технологий необходимы для
ускорения и упрощения
Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения характерна практически для всех работников ‘’Локомотивного депо Сызрань’’.
Высокая
степень ответственности
На характер, содержание и качество деятельности работников влияют специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос: «Часто ли вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с вашей работой?» — ответ: «достаточно часто», — дают каждый третий работник. Данные социологических опросов позволяют уточнить причины таких негативных состояний.