Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:33, курсовая работа
Цель - исследовать различные направления исследований и объяснения человеческой агрессии, на основе чего дать рекомендации по уменьшению уровня агрессивного поведения в современном обществе. Задачи:
определить понятие «агрессия»;
рассмотреть основные теории;
выявить как рассматривается феномен агрессии в работах К. Хорни;
рассмотреть факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера;
определить место агрессии в различных типах отношений.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Определение понятия агрессии и основные теории изучения агрессивного поведения человека……………………………………………….5
§1. Понятие и сущность человеческой агрессии………………………………….5
§2. Теории исследования агрессивного поведения человека…………………..8
§3. Феномен агрессии в работах К. Хорни………………………………………..11
Глава 2. Основные факторы и модели агрессивного поведения человека в повседневности…………………………………………………………………….15
§1. Факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера…………………...15
§2. Человеческая агрессия и повседневность…………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...26
Библиографический список………………………………………………….….27
Социальная среда за пределами дома предоставляет широкий выбор агрессивных моделей поведения. В сообществах, где стиль «мачо» вызывает восхищение, агрессия легко передается новым поколениям. Окрашенная насилием субкультура подростковых банд демонстрирует их наиболее молодым членам образцы агрессивного поведения. В таких видах спорта, как футбол, за проявлениями насилия на игровом поле в большинстве случаев следуют проявления насилия среди болельщиков9.
§3. Феномен агрессии в работах К. Хорни.
Говоря о вкладе К. Хорни в разработку понятия «агрессия», следует отметить, что исследования велись в нескольких направлениях.
В книге «Психология женщин; невротическая личность нашего времени» указывается, что человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые являются несовместимыми: им движет агрессивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», и в то же самое время он испытывает непомерное желание быть всеми любимым. Эта ситуация, когда человек, зажат между честолюбием и любовью, является одним из центральных конфликтов при неврозах. Главная причина того, почему невротик начинает бояться своих честолюбивых желаний и претензий, почему он не хочет признать их и почему он их сдерживает или даже испытывает к ним отвращение, заключается в его боязни потерять любовь. Другими словами, причина, по которой невротик сдерживает свое соперничество, заключается не в том, что требования его Сверх-Я являются особо жестокими и слишком сильно препятствуют его агрессивности, а в том, что он зажат между двумя в равной степени настоятельными потребностями: честолюбием и потребностью в любви.
Эта дилемма практически неразрешима. Нельзя одновременно «идти по головам» людей и быть ими любимым. Однако у невротика напряжение столь велико, что он действительно пытается разрешить эту дилемму. В общем он пытается найти решение двумя путями: через оправдание своего стремления властвовать и огорчение по поводу его нереализованности и через сдерживание своего честолюбия10.
В книге «Наши внутренние конфликты; невроз и развитие личности» сравниваются два типа личности: уступчивый и агрессивный.
Агрессивный тип принимает как само собой разумеющееся, что все люди настроены враждебно, и отказывается признавать, что это не так. Для него жизнь является борьбой всех против всех: «Всяк за себя и к черту отстающих». Допускаемые им изредка исключения из этого правила делаются неохотно и с оговорками. Его истинное отношение к другим иногда носит вполне очевидный характер, но чаще оно скрыто за внешним лоском учтивой вежливости, справедливости и доброго товарищества.
Потребности агрессивного типа так же навязчивы, как и потребности уступчивого типа, мы должны осознать, что их в столь же большой степени вызывает базальная тревожность. Компонент страха, вполне очевидный в случае уступчивого типа, никогда не признается или не обнаруживается в агрессивном типе. У него все направлено на то, чтобы становиться все более несгибаемым, твердым и жестким или, по крайней мере, казаться таковым11.
В то время как уступчивый тип имеет тенденцию все улаживать, агрессивный тип делает все возможное, чтобы быть хорошим борцом. Он проявляет живость и остроту в споре и с готовностью вступит в него ради доказательства, что он прав. Он может быть на высоте, будучи загнан в угол, когда не имеет другого выбора, кроме как сражаться. В противоположность уступчивому типу, которого страшит победа, он плохо переносит проигрыш и безусловно хочет победы. Он с такой же готовностью обвиняет других, с какой первый тип склонен винить себя. Ни в том, ни в другом случае вопрос о виновности не имеет никакого значения. Уступчивый тип, когда он признает свою вину, на самом деле нисколько не считает себя виновным, но стремится все как-нибудь уладить миром. Сходным образом агрессивный тип совсем не убежден, что не прав другой человек; он просто утверждает собственную правоту, поскольку он нуждается в ней как в основе субъективной уверенности главным образом по тем же самым причинам, по которым армии требуется безопасная позиция, чтобы начать атаку. Признать ошибку в том случае, когда это не является абсолютно необходимым, представляется ему непростительным проявлением слабости, если не отъявленной глупостью.
Агрессивный тип производит впечатление человека, полностью лишенного внутренних запретов. Он может добиваться удовлетворения своих желаний, отдавать приказания, выражать гнев, защищать себя. Но в действительности у него ничуть не меньше внутренних запретов, чем у уступчивого типа. Тот факт, что присущие ему внутренние запреты тотчас не бросаются нам в глаза, говорит не очень-то в пользу нашей цивилизации. Они лежат в эмоциональной сфере и относятся к его способности дружить, любить, питать привязанности, проявлять сочувственное понимание, испытывать бескорыстное наслаждение. Последнее он отбрасывает как пустую трату времени.
Он чувствует себя сильным, честным и реалистичным человеком, и все это действительно так, если смотреть на вещи его глазами.
И все же почему он столь яростно отвергает более нежные человеческие чувства? Почему ему так претят внешние выражения любви и привязанности у других людей? Почему он полон презрения, когда кто-либо обнаруживает симпатию в неподходящий, как он считает, момент? Он действует подобно человеку, который прогоняет нищих от своей двери, потому что они разрывают его душу. Он и в самом деле может быть в буквальном смысле грубым с нищим; он может отказать в простейшей просьбе, причем с горячностью, явно несоразмерной поводу. Такого рода реакции для него типичны, и их легко можно наблюдать по мере того, как агрессивные наклонности становятся в ходе анализа менее ригидными. В действительности он испытывает смешанные чувства по поводу «мягкости» других людей. Он и в самом деле презирает ее в них, но он также и приветствует это чувство, потому что оно открывает ему еще больший простор в достижении собственных целей. Иначе по какой другой причине он так часто испытывал бы тягу к уступчивому типу, точно так же, как этот последний столь часто тянется к нему12?
А в книге «Новые пути в психоанализе; самоанализ» раскрывает сущность возникновения агрессии у мазохистского типа личности. Слабость является источником едва ли не беспрестанного раздражения или даже бессильной ярости, которая может возрастать вследствие множества повседневных событий. Как эти события, так и последующее раздражение часто лишь смутно осознаются, но человек мазохистского типа не забывает глубоко внутри себя отмечать, что здесь он не отстоял свое мнение, не осмелился выразить свои желания, уступил, когда хотел отказаться, слишком поздно заметил чей-то низкий поступок. Там, где он должен был проявить свою волю, он стремился к примирению и прощению, в другой раз он упустил хорошую возможность, а однажды, заболев, уклонился от трудной ситуации.
Это постоянное страдание от собственной слабости является одной из причин неразборчивого преклонения перед силой. Всякий, кто осмеливается на открытую агрессию, определенно вызывает по меньшей мере тайное преклонение, независимо от его подлинных достоинств. Человек, который осмеливается лгать или блефовать, пробуждает скрытое восхищение, так же как и тот, кто проявляет мужество ради благого дела13.
Подводя итоги главы необходимо разграничивать и понимать разницу между следующими понятиями: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.
Перечисленные понятия смежные, но в каждое из них закладывается определенный смысл, разделяющий их между собой.
Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивным действиям. Агрессивное поведение-это повторяющиеся агрессивные действия как ситуативной реакции.
Изучив теории агрессии, выяснили, что существуют различные виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет, на самого себя (аутоагрессия). Важно изучить каждый из видов агрессии и иметь четкое представление о каждом из них.
Итак, агрессивное поведение, агрессивность влияет на многие стороны личности, деформируют ее. Зная основные «постулаты», на которых базируется агрессивное поведение, есть возможность коррекции или исключения агрессивности в поведении.
Глава 2. Основные факторы и модели агрессивного поведения человека в повседневности
Существуют различные факторы влияющие на возникновение агрессии. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления.
§1. Факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера
Большой
интерес для понимания
Ревность — интересная черта характера, так как она очень "распространена. Под ревностью мы подразумеваем ревность не только в любовных, но и во всех остальных межчеловеческих взаимоотношениях. Так, уже в детстве мы видим, как некоторые дети, пытаясь добиться превосходства над другими, становятся ревнивыми.
Ревность почти всегда возникает у детей с появлением младшей сестры или брата, тот требует от своих родителей больше внимания, и старший ребенок чувствует себя низложенным монархом.
История маленькой девочки, которая к восьми годам совершила три убийства, показывает, до каких крайностей может довести это чувство. Эта девочка несколько отставала в умственном и физическом развитии, и из-за болезненности ей не давали заниматься какой-либо серьезной деятельностью. Вследствие этого ее положение было не лишено приятности. Такое положение внезапно изменилось, когда ей исполнилось шесть лет и в семье появилась младшая сестра. После этого характер девочки совершенно изменился, и она стала безжалостно и жестоко преследовать свою маленькую сестренку. Родители, которые не могли понять ее поведения, стали с ней строже и пытались доказать ей неправильность ее поступков.
Однажды
случилось так, что в ручье, протекающем
около деревни, где жила эта семья,
нашли мертвой маленькую
Ревность, подобно мифическому Протею, способна принимать тысячу образов. Ее можно распознать в недоверчивости и стремлении рыть другим яму, в чрезмерной придирчивости к другим людям и постоянном страхе оказаться забытым и заброшенным. То, какой именно из этих симптомов будет ведущим, зависит исключительно от опыта подготовки данной личности к жизни в обществе. Одна форма ревности выражается в самоуничтожении, другая — в чрезвычайном упрямстве.
Ревность может также применяться для того, чтобы унизить или пристыдить другого человека. Все это — только средства для достижения одной цели: лишить ближнего свободы воли, сковать его и запереть в клетку14.
Зависть. Там, где есть стремление к власти и превосходству, всегда найдется место и зависти. Пропасть между индивидуумом и его недостижимой целью выражается в виде комплекса неполноценности. Он угнетает его и настолько влияет на общий характер его поведения и отношения к жизни, что у нас создается впечатление, будто человек далек от достижения своей цели. Это впечатление подкрепляется его собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Он начинает тратить свое время на оценку чужих успехов, на размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился.
Можно с уверенностью заявить: зависть возникает у индивидуума или группы сразу же, как только нечто начинает чрезмерно ограничивать свободу их действий. А когда зависть появляется в самых своих отвратительных, непростительных формах, нам не удается искоренить ее или ненависть, зачастую ее сопровождающую.
Проявления зависти легко распознать: иногда они накладывают свой отпечаток даже на внешность человека. Те аллегории, которыми мы описываем зависть, имеют солидное психологическое обоснование. Так, мы говорим, что люди «зеленеют от зависти»; это предполагает влияние зависти на кровообращение. Физиологически зависть проявляется в периферическом сужении капиллярных кровеносных сосудов15.
Жадность тесно связана с завистью, и они, как правило, идут рука об руку. Мы не имеем в виду ту форму жадности, которая выражается в накапливании денег. Есть и другая, более широкая ее форма, выражающаяся главным образом в нежелании доставлять удовольствие другим.
Почти любой человек, живущий в условиях нынешней цивилизации, проявляет, по крайней мере, следы жадности16.
Ненависть. Зачастую ненависть оказывается чертой характера агрессивных людей. Склонность ненавидеть (часто проявляющаяся в раннем детстве) может достичь большой степени выраженности, как, например, при вспышках гнева, или проявляться в более мягкой форме, например придирках и злобе. То, насколько способен каждый из нас к ненависти и придиркам, является хорошим показателем для оценки всей личности. Это говорит о нас очень много, поскольку ненависть и злоба накладывают на личность неизгладимый отпечаток.
Ненависть
можно также усмотреть в том,
как некоторые отбрасывают
Информация о работе Направления исследований и объяснения человеческой агрессии