Наркотизация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявление причин и тенденций наркотизации молодежи, а также, положения дел с профилактикой наркомании в России.
Задачи – 1. Рассмотреть наркотизацию молодежи как социальную проблему;
2. Охарактеризовать наркотизацию в России с момента появления и до наших дней;
3. Проанализировать проблему наркотизации молодежи в современном российском обществе на примере г.Смоленска;
4. Аспектировать проблему профилактики наркотизации молодежи;
5. Разработать практические рекомендации по преодолению увеличения числа наркозависимых в молодежной среде.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологические основы исследования наркотизации молодежи
1.1.Наркотизация: сущность и основные направления
1.2. История распространения наркотиков в России
1.3. Наркотизация молодежи в России
1.4. Общественное мнение в России о проблемах наркотизации
Глава 2 Меры противодействия наркотизации молодежи в современной России
2.1. Состояние профилактики, реабилитации и лечения наркомании
2.2. Практические рекомендации по профилактике наркотизации молодежи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

529 курсовая по Социологии управления.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Предъявляемые требования к развитию воспитания в системе  образования России не всегда сопровождаются созданием адекватных условий: повсеместным введением в штаты необходимого количества руководящих и педагогических кадров, обеспечивающих организацию воспитательной деятельности; созданием необходимой финансовой и материально-технической базы.

Основной формой антинаркотической  профилактики в регионах является вербальная пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую. По-видимому не найдена  убедительная форма диалога с  детьми и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. Мало игровых массовых культурных и спортивных мероприятий антинаркотической направленности.

Ситуация усугубляется существующими проблемами, связанными с обеспечением систематической  базовой подготовки специалистов в  области профилактики зависимости  от наркотических средств и других психоактивных веществ. На фоне глобального  характера проблемы наркотизации молодого поколения в стране недостаточно специалистов, занятых междисциплинарными, адекватными современным требованиям науки и практики исследованиями, способных разрабатывать и внедрять обучающие программы, совершенствовать нормативное и методическое обеспечение, проводить квалифицированную подготовку кадров в области профилактики наркотизации.

Итак, очевидно, что, несмотря на определенные сдвиги, в решении вопроса о лечении, реабилитации и профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи сделаны только первые шаги. Имеющаяся в стране система наркологической помощи оставляет желать лучшего и неадекватна сложившейся наркоситуации. Она зачастую не носит системного характера. Налицо недостаточная координация антинаркотической деятельности на всех уровнях управления – от местного до федерального. До настоящего времени не создана единая общегосударственная система обучения и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих антинаркотическую профилактическую работу.

Нет должного уровня взаимодействия со СМИ. На радио и телевидении, недостаточно полно и регулярно освещаются темы, пропагандирующие здоровый образ  жизни, физкультуру и спорт. Не созданы  в необходимом количестве ролики антинаркотической социальной рекламы нового поколения. Антинаркотическая пропаганда в целом практически не развита и отдельные ее образцы, как показывают социологические исследования, практически не запоминаются населением и молодежью на фоне мощнейшей коммерческой рекламы. В профилактической работе не в полной мере используются ресурсы общественных и религиозных организаций, в том числе тех, которыми уже накоплен определенный положительный опыт в данной области. Не обеспечивается должным образом взаимодействие усилий государственных и негосударственных структур, направленных на противодействие распространению наркомании.

 

2.2. Практические рекомендации по профилактике наркотизации молодежи

 

В условиях обострения наркоситуации  в стране важно сосредоточить  усилия всех заинтересованных государственных органов и общественных организаций не только на контроле производства и незаконного распространения, но и на предотвращении начального потребления наркотиков и уменьшении негативных социальных последствий злоупотребления ими (увеличение числа совершаемых правонарушений, распространение СПИДа и т.п.).

Деятельность по организации  и проведению мероприятий по пресечению злоупотребления наркотическими средствами должна состоять из двух взаимосвязанных элементов: деятельности, направленной на сокращение спроса на наркотики, и деятельности, направленной на сокращение незаконного предложения наркотиков. Меры по профилактике роста наркотизации молодежи неразрывно связаны с комплексным решением этих проблем.

Для успешного осуществления  мероприятий, направленных на сокращение спроса на наркотики, необходимы следующие действия.

Формирование общественного  мнения, направленного на неприятие  наркотиков, пропаганда здорового образа жизни. Осуществление разъяснительной  работы среди населения об опасности немедицинского потребления наркотиков, о необходимости соблюдения антинаркотического законодательства и правовых последствиях его нарушения. Создание атмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеющее своей целью преодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркотизации, что может быть реализовано посредством постоянного информирования общественности о проблемах и уровне наркотизации в обществе. Развитие системы научно-информационного обеспечения пропаганды здорового образа жизни.

Наибольшей эффективности в решении этих вопросов можно добиться, опираясь и активно используя возможности СМИ, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения.

Средства массовой информации, учитывая их огромную ежедневную аудиторию, могут внести существенный вклад в дело предупреждения наркомании среди молодежи.

Устанавливая контакты с работниками телевидения, радио, газет, журналов и предоставляя им необходимую  информацию о состоянии наркоситуации, необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а не сенсационность. Вполне вероятно, что именно стремление к сенсациям, желание бросить вызов обществу и необходимость повысить рейтинг и объясняют тот факт, что некоторые телевизионные каналы и печатные издания передают значительно больше информации в поддержку требований изменить существующее законодательство в области наркотиков или даже легализовать некоторые из них, чем информации, в которой рассматриваются последствия такой политики и связанный с этим вред.

Используя огромный потенциал  СМИ, следует проводить мероприятия  в области профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой общественности о последствиях применения наркотических средств и злоупотребления ими, что будет способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков и позволит избежать сенсационности.

Для того чтобы добиться положительного результата, следует, во-первых, представить здоровый, свободный от наркотиков образ жизни в позитивном и привлекательном свете. Польза отказа от наркотиков должна подчеркиваться так же, как и вредные последствия, связанные с их употреблением. Во-вторых, преподносимая информация должно быть объективной, точной и достоверной. В-третьих, направление соответствующей информации следует использовать так, чтобы подкрепить ее другими позитивными аргументами в пользу здорового образа жизни.

При этом следует учитывать, что представители СМИ, специализирующиеся на проблемах освещения наркоситуации, должны в ней разбираться. Для этого органы наркоконтроля должны активно сотрудничать с руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых существуют постоянные рубрики по проблемам незаконного производства, оборота и злоупотребления наркотиками. С администрацией региона, организующей транслируемые по телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотическими средствами с привлечением педагогов, социологов, психологов, медицинских работников и т.д. С молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Но стратегия, основанная на использовании средств массовой информации, составляет лишь часть  стратегии общей профилактики, направленной на сокращение спроса на наркотики. В  связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет молодежь, она должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Необходимо создавать и поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни становится привлекательным и доступным.

В учебных заведениях должны быть предприняты активные действия по преодолению наркотизации молодежи. Это может быть достигнуто с помощью следующих мероприятий.

Во-первых, должны быть созданы  родительские группы по оказанию эмоциональной  и социальной поддержки, психологическому консультированию родителей с целью  изменения их реакции на проблему наркотизации и повышения ответственности  за воспитание подростков. Родители должны уметь определить симптомы употребления наркотиков, располагать специальными методами и приемами воздействия на подростков с целью склонения их к отказу от приема наркотиков, а также разъяснить ребенку необходимость обращения в учреждения здравоохранения. Кроме того, родители должны знать, в какие организации можно обратиться, в случае обнаружения ими у ребенка признаков употребления наркотических веществ.

Во-вторых, должны быть предприняты  усилия по организации внеучебного досуга в социально-позитивных группах без подавления инициативы подростков с направлением ее в полезное русло.

В-третьих, необходимо изыскать финансовые возможности для обязательного  включения в штаты образовательных  учреждений должностей специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и т.д.), которые могли бы обеспечить непрерывный, целенаправленный воспитательный процесс, как в образовательном учреждении, так и по месту жительства, ввести в образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными работниками функции координаторов антинаркотической профилактической работы с учащимися.

В-четвертых, надо обеспечить дальнейшее развитие и стабилизацию психологической службы в системе образования, предусмотрев совершенствование организационных, нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, ресурсных условий для ее функционирования.

В-пятых, при проведении аттестации образовательных учреждений, должны быть предусмотрены, в качестве критериев результатов их деятельности, показатели состояния работы по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений в среде учащихся.

В-шестых, принять меры по совершенствованию «школьного уклада», разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений соответствующих «этических кодексов», норм и правил поведения учащихся и педагогических работников, развитию детского самоуправления. Обеспечить поддержку деятельности детских и молодежных объединений как одной из наиболее эффективных форм социализации детей, подростков и молодежи.

В-седьмых, необходимо осуществить  разработку и внедрение в образовательный  процесс специализированных учебных  программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое просвещение, правовое просвещение, повышение общей культуры детей, родителей, педагогических работников. Обучение детей безопасному поведению, формированию у них навыков здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни, обратив особое внимание на организацию профилактической работы с учащимися образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Программы просвещения  в образовательных учреждениях  являются весьма эффективным средством профилактики злоупотребления наркотиками среди подрастающего поколения. Кроме того, важно, чтобы такие программы имели свое продолжение и оказывали профилактическое воздействие не только на уровне школ, но и на уровне заинтересованных министерств и ведомств, органов системы здравоохранения и других организации.

Надо сказать, что в последние годы несколько активизировалась деятельность неправительственных организаций: общественных, религиозных, благотворительных, направленная на разработку и реализацию различных профилактических программ в данной области. Их значение и сила заключаются в неординарности и гибкости подхода к проблеме злоупотребления наркотиками, что позволяет использовать их потенциал в более широком масштабе. Информационная, организационная, материально-техническая поддержка их способствует систематическому привлечению населения к участию в совместном проведении акций, конференций и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Деятельность этих организаций следует координировать и контролировать, дабы направить их работу в нужное русло и избежать перегибов.

Мероприятия по разъяснению  населению антинаркотического законодательства, негативных последствий немедицинского употребления наркотиков способствуют повышению уровня информированности и осведомленности общественности об опасности злоупотребления ими и их незаконного оборота, предупреждению совершения поступков, подпадающих под действие уголовного и административного законодательства.

Но в своих выступлениях работникам заинтересованных государственных органов и общественных организаций важно не допустить крайности - непродуманных и утрированных оценок, чрезмерного морализирования и запугивания молодежи. В ходе общения с населением необходимо также учесть, что если наркотики будут определяться как зло или нечто ядовитое, антисоциальное, ведущее к саморазрушению, конечный результат может привести к отчуждению аудитории. Тактика насаждения страха не работает даже в качестве составной части деятельности по профилактике.

В некоторых странах  было точно установлено, что подростки  скорее готовы отказаться от курения  в силу того, что оно вызывает плохой запах изо рта или вследствие того, что уже испытали на себе его  неприятные последствия, а не потому, что курение, как им было сказано, может вызвать ряд опасных для жизни заболеваний.

Следовательно, прежде чем  вести беседы антинаркотической  направленности, работники государственных и общественных организаций должны пройти курс обучения, на котором они будут изучать психологические особенности своей аудитории, формы и методы воздействия на молодежь, с целью склонения ее на неприятие наркотиков и позитивное восприятие здорового образа жизни. Таким образом, большое значение должно отводиться специальной подготовке кадров для проведения регулярных профилактических мероприятий, правильному пониманию целей и задач предупредительной деятельности.

Информация о работе Наркотизация молодежи