Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать особенности социальной адаптации лиц пожилого возраста с нарушением психики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике.
Определить методы и методики исследования для диагностики социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Выделить и охарактеризовать особенности социальной адаптации пожилых людей с нарушением психики.
Сформулировать основные способы профилактики нарушения психики в пожилом возрасте.
Проанализировать результаты проведенных исследований и сделать выводы по данным результатов.
Активные
формы культуротерапии
оказывает
редуцирующее влияние на остающиеся
психопатологические
Трудовая терапия занимает важное место в лечении, как психических больных, так и больных с другими хроническими заболеваниями. Труд оказывает многостороннее влияние на состояние больных. С одной стороны, трудовая деятельность непосредственно влияет на регуляцию и тренировку основных нервных процессов ,процессов возбуждения и торможения, нарушение которых лежит в основе развития психических расстройств. С другой стороны, труд оказывает прямое влияние на психическое состояние больных, изменяя направление их психической деятельности от погружения в болезненные переживания к сосредоточенности па производственных процессах и результатах своего труда, вызывая чувство уверенности в собственных силах, чувство удовлетворения от соучастия в полезной деятельности. Всякий труд полезен. Однако для того, чтобы превратить труд в трудовую терапию необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, трудовые процессы должны представлять определенный интерес для подопечного. Для этого необходимо, чтобы они обладали определенной сложностью и ставили перед больным задачи, для решения которых требуются соответствующие усилия. Полезно, чтобы люди видели результаты своего труда в виде законченных изделий даже в тех случаях, когда различные операции проводятся многими людьми. Уровень сложности должен быть подобран индивидуально для каждого работающего.Примитивные виды труда, предложенные квалифицированному и образованному человеку, могут лишь углубить чувство собственной неполноценности, поскольку он будет думать, что окружающие полагают о его неспособности на большее. Во-вторых, в процессе трудовой терапии, но мере овладения трудовыми навыками, их сложность должна постоянно повышаться, что требует привлечения больного к новым, более сложным видам труда. В-третьих, труд должен материально и морально поощряться и соответствии с результатами трудовой деятельности. Это служит убедительной оценкой полезности усилий и стараний человека и имеет для него большое стимулирующее значение. В-четвертых, трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, чтобы содействовать восстановлению способностей больного к продуктивному общению с окружающими его людьми.Терапия производительным трудом, в отличие от терапии занятостью, всегда сохраняющей элементы игры, развлечения и отдыха, воспитывает критическое отношение больного к себе, своим возможностям, сознание необходимости работать в коллективе и быть полезным обществу. Важно добиться индивидуализации, дифференцирования трудовых процессов соответственно особенностям личности.
Приведенные
рекомендации используют в каждом случае
индивидуально, в зависимости от
условий. В этой работе не может быть
недоучета состояния личностных
установок больного, т.е. без этого эффект
всей социальной работы крайне недостаточен.
У лиц пожилого возраста с психическими расстройствами (в стадии ремиссии болезни), главной задачей является возвращение возможности жить в семье, возвращение им способности к самообслуживанию, уходу за собой, а если это удается, то и возможности быть в большей или меньшей степени полезным семье. У психически больных — в отличие от здоровых пожилых людей — семейные отношения оказываются чаще открыто конфликтными. В то же время практическое значение характера внутрисемейных отношений для медико-социальной адаптации больных исключительно велико. Именно в связи с этим целесообразно поставить вопрос о взаимосвязи между характером заболевания, уровнем психической компенсации при психозах позднего возраста и различными вариантами семейных отношений больных. При гармоничных взаимоотношениях семья выполняет по отношению ко всем своим членам психотерапевтическую функцию. 4Она реализуется путем оказания эмоциональной поддержки, предоставления условий для эмоционального реагирования, поддержания чувства своей полезности и необходимости и т.д.
В пожилом и старческом
именно в семейном общении (поскольку другие сферы общения по разным причинам полностью или частично «заблокированы» для стариков), лидерские функции в семье почти всегда утрачиваются, появляется переживание собственной несостоятельности, беспомощности. Основная психологическая функция семьи для старика состоит в оптимизации полезности для других, что поддерживает чувство осмысленности и наполненности
жизни.
В связи с этим понятно, почему
старики, занимающиеся воспитанием
внуков, ведением домашнего хозяйства
и т.п., значительно более
При психических заболеваниях
также действует указанный
механизм, хотя и имеет свою специфику. Установлено, что в зависимости от клинических особенностей заболевания, степени личностных изменений, установок и ценностных ориентации больные по-разному воспринимают отношение к ним со стороны здоровых членов семьи и различаются по способности адаптироваться к изменениям семейной ситуации.
1.3 Профилактика психических расстройств у лиц пожилого возраста
При
рассмотрении проблемы
- наследственность,
в первую очередь таких
- психологические
особенности и выработанный в
течение жизни стереотип
- состояние
высших психических функций,
- общее
физическое и соматическое
- влияние
психологических и социальных
факторов, в первую очередь состояния
одиночества, психологического
Профилактика развития
Профилактические меры прежде всего должны включать в себя поддержание здорового образа жизни. Хорошо известно, что физическая активность, интеллектуальная работа помогают сохранять бодрость, хорошее настроение, оптимизм, активное внимание, память, процессы мышления
Для сохранения психического здоровья в пожилом возрасте важен благоприятный психологический климат. Основная проблема, с которой сталкивается пожилой человек, — одиночество. Это не только отсутствие родственников, друзей, супруга или проживание отдельно от молодых членов семьи. Одиночество — сугубо индивидуальное ощущение, не выводимое непосредственно из реальных условий проживания, которое в определенной степени зависит от склада характера и социального функционирования пожилого человека.7 Чувство одиночества пожилые люди, проживающие в семье, испытывают не реже, а порой даже чаще, чем те, которые проживают одни
Пожилому человеку важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению. Занятость пожилого человека зависит от его физических сил и психологической установки на социальную роль. Необходимо создание в обществе условий для проявления социальной активности пожилого человека, использования его творческого, интеллектуального и трудового потенциала.
Рассмотрим основные
В
структуре учреждений, занимающихся
проблемами психического
Глава 2. Практическая часть
а) Метод беседы.
Цель: - установление контакта с испытуемыми;
Вопросы, задаваемые во время беседы:
1.Представтесь, пожалуйста?
2. Ваш возраст?
3. Какое у Вас образование?
4. Вы живете один или с родственниками?
5.Раскажите о своей семье?
6. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
7. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?
Данный метод позволяет установить контакт с испытуемым, определить его готовность к предстоящему исследованию, а также определить его эмоциональное настроение, что не мало важно в данной ситуации.
б) Для изучения степени социальной адаптации в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния "прямого отождествления". То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм "нейтрализации" установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.
Прочитав
или прослушав очередное
"0" -это ко мне совершенно не относится;
"2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
"3" -не решаюсь отнести это к себе;
"4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;