Нарушение психики у пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить и проанализировать особенности социальной адаптации лиц пожилого возраста с нарушением психики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике.
Определить методы и методики исследования для диагностики социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Выделить и охарактеризовать особенности социальной адаптации пожилых людей с нарушением психики.
Сформулировать основные способы профилактики нарушения психики в пожилом возрасте.
Проанализировать результаты проведенных исследований и сделать выводы по данным результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

"5" -это на меня, похоже;

"6" -это точно про меня;

      Подсчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:

  1. адаптивность (34 высказывания)
  2. дезадаптивность (34 высказывания)

Индекс  высчитывается по формуле:

      На  основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых:

      1. Пожилые люди с высоким уровнем  адаптации (группа А)

      2.Пожилые  люди со средним уровнем адаптации  (группа В)

      3.Пожилые  люди с низким уровнем адаптации  (группа С) 

    Деление людей на группы производилось с  помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (δ)

    xi - каждое наблюдаемое значение признака

   n - количество наблюдений

   Σ - знак суммирования

в) При исследовании эмоциональной сферы личности применялся следующий метод:

    - Шкала «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда.

Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам:

  • эмоциональный комфорт
  • эмоциональный дискомфорт

На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:

  • высокая
  • средняя
  • низкая

     При статистической обработке полученных результатов использовался:

   - Метод Стьюдента (t–критерий).

Этот  метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы  средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.

где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,

SΔ – стандартная ошибка разности.

Если  n1= n2 , то где nи n - число элементов в первой и во второй выборках, δ1 и δ2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.

Если  n1≠ n2 то

   Уровень значительности определяется по специальной  таблице.

 

2.2 Результаты исследования  и выводы

 

      а) Для изучения степени социальной адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

      На  основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3 экспериментальные  группы испытуемых:

      1.Пожилые люди с высоким уровнем адаптации – группа A.

      Значение  показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)

      2. Пожилые люди со средним уровнем  адаптации – группа B.

      Значение  показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6)

      3.Пожилые люди с низким уровнем адаптации – группа C.

      Значение  показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3)

      Значимость  различий в уровне адаптации между  экспериментальными группами проверялось  с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми при p≤0,01 между группами A и B, группами B и C, группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди характеризуются разной степенью социальной адаптации .Большинство пожилых людей характеризуются средней степенью адаптации (65%).Пожилых людей с высоким уровнем адаптации – 19%. Существует группа пожилых людей с низким уровнем адаптации (16%).

       б) Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп.

         Группа  A (высокий уровень адаптации)

      При изучении эмоциональной сферы с  помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства  испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта.

      Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны.

      С помощью беседы было выявлено, что  пожилые люди с высоким уровнем  адаптации видят много позитивных моментов в своей жизни. Среди  них они называют возможность чаще общаться с родственниками, друзьями, больше читать, отдыхать, следить за своим здоровьем и др.

      Группа  B (средний уровень адаптации)

      При изучении эмоциональной сферы с  помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства  испытуемых средний уровень эмоционального комфорта (75%). Встречается также высокий (10%) и низкий уровень (15%)

      Было  выявлено, что испытуемые группы B испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Позитивные эмоции связанны с возможностью проводить время в семье, а негативные с материальными трудностями, сужением круга общения, чувством одиночества.

         Группа  C (низкий уровень адаптации)

      Анализ  результатов по шкале «Эмоциональный комфорт» показал, что большинство  испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале (70%). У 30% средний уровень  эмоционального комфорта. Такие результаты говорят о том, что испытуемые встревожены, обеспокоены, чувствую безразличие  к окружающему.

      Негативные  эмоции у испытуемых группы C вызывают воспоминания прошлого (30%), несовпадение желаемого и реального (20%), проблемы родственников (20%), болезни (20%).

      Было  выявлено, что пожилые люди группы C испытывают в основном негативные эмоции. Эти эмоции связаны с чувством одиночества, ощущением бесполезности обществу, снижением авторитета в семье.

      Таким образом, пожилые люди с высоким  уровнем адаптации характеризуется высоким уровнем эмоционального комфорта, по сравнения с пожилыми людьми с низким уровнем адаптации.

 

Заключение

 

Исходя, из всего вышеизложенного мы можем  сделать следующие выводы:

     Весь  процесс социальной адаптации в  пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Воля пациента является наиболее важным элементом социальной адаптации. Тем, кто ухаживает за пожилыми пациентами, часто необходимы большие усилия, чтобы пробудить у пожилого чувство собственного достоинства, научить его думать о себе как о личности.

     Большое значение имеет заранее составленны  план для социальной адаптации. Основными элементами социальной адаптации пожилых людей с психическими расстройствами должны быть:

  • активный образ жизни;
  • организация посильной трудовой деятельности;
  • организация досуга и отдыха;
  • восстановление утраченных функций и навыков;
  • благополучная эмоциональная обстановка дома, в семье.

Целью социальной адаптации  является сохранение, поддержание, восстановление функционирования пожилых, стремление к достижению их независимости, улучшение качества жизни и эмоциональное благополучие

По мере развития и усовершенствования социального  обслуживания населения пожилого и  старческого возраста общая ситуация складывается таким образом, что  первыми, кто непосредственно сталкивается с проблемами психического здоровья старшего поколения, является социальные работники. В связи с этим приобретение геронтопсихиатрических знаний в процессе профессионального образования является крайне важным. В первую очередь понимание психического состояния обслуживаемого человека необходимо для разрешения самых разнообразных трудностей, возникающих во взаимоотношениях между социальными работниками и пожилыми клиентами.

      Социальные  работники должны иметь представление  о широком спектре психических  симптомов и форм поведения, которые  свидетельствуют о наличии определенных психических нарушений или психических  заболеваний, характерных для позднего возраста. Они должны уметь различать, чем обусловлено психическое состояние старого человека в конкретной ситуации, наличием психического заболевания или своеобразием личностных особенностей, проявляющихся в странностях и чудаковатости поведения.

      Для решения вопроса о консультации старого человека у психиатра социальный работник должен обладать достаточным объектом геронтопсихиатрических знаний, чтобы уметь доказать, а главное, аргументировать необходимость в той или иной степени продолжительности психиатрического наблюдения и лечения.

      Возрастающая  комплексность медицинского и социального  обслуживания населения старших  возрастов все более настойчиво требует не только сотрудничества между социальными работниками, психологами, психиатрами и врачами разных специальностей, но и профессионального понимания друг друга. Вне всякого сомнения, цель, стоящая перед учреждениями здравоохранения и социальной защитой, несмотря на разные формы оказываемой помощи, сохранение и восстановление физического и психического здоровья человека в заключительный период жизни.

 

Список  использованной литературы

  1. Зозуля Т.В. Современная модель медико-социальной помощи психически больным пожилого возраста. - Автореф.докт.дисс. М., 1997.
  2. Зоткин В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. Самара: Самарский университет, 1996.
  3. Полищук Ю.И. Старение личности.//Социальная и клиническая психиатрия, №3, 1994.
  4.    Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Тибилова А.И. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. М.: Медицина, 1991.
  6. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
  7. Штернберг Э.Я. Геронтологическая психиатрия. М.: Медицина, 1977.
  8. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология, М.: Владос, 1999.

 

Приложение

      Текстовый материал методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый, таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже если винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего, словом, не от мира сего.
  53. Человек, терпимый к людям, принимает каждого таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный. Легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы он выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельностный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый, ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в рассеянности, все спуталось, все смешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится?
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и его отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет: презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек, легко сходится с людьми.
  98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  99. Себя не ценит, никто всерьез его не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают его мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими.

Информация о работе Нарушение психики у пожилых людей