Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать особенности социальной адаптации лиц пожилого возраста с нарушением психики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике.
Определить методы и методики исследования для диагностики социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Выделить и охарактеризовать особенности социальной адаптации пожилых людей с нарушением психики.
Сформулировать основные способы профилактики нарушения психики в пожилом возрасте.
Проанализировать результаты проведенных исследований и сделать выводы по данным результатов.
"5" -это на меня, похоже;
"6" -это точно про меня;
Подсчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:
Индекс высчитывается по формуле:
На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых:
1.
Пожилые люди с высоким
2.Пожилые
люди со средним уровнем
3.Пожилые
люди с низким уровнем
Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (δ)
xi - каждое наблюдаемое значение признака
n - количество наблюдений
Σ - знак суммирования
в) При исследовании эмоциональной сферы личности применялся следующий метод:
- Шкала «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда.
Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам:
На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:
При статистической обработке полученных результатов использовался:
- Метод Стьюдента (t–критерий).
Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.
где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,
SΔ – стандартная ошибка разности.
Если n1= n2 , то где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй выборках, δ1 и δ2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.
Если n1≠ n2 то
Уровень значительности определяется по специальной таблице.
а) Для изучения степени социальной адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
На
основе анализа интегрального
1.Пожилые люди с высоким уровнем адаптации – группа A.
Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)
2.
Пожилые люди со средним
Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6)
3.Пожилые люди с низким уровнем адаптации – группа C.
Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3)
Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми при p≤0,01 между группами A и B, группами B и C, группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди характеризуются разной степенью социальной адаптации .Большинство пожилых людей характеризуются средней степенью адаптации (65%).Пожилых людей с высоким уровнем адаптации – 19%. Существует группа пожилых людей с низким уровнем адаптации (16%).
б) Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп.
Группа A (высокий уровень адаптации)
При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта.
Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны.
С
помощью беседы было выявлено, что
пожилые люди с высоким уровнем
адаптации видят много
Группа B (средний уровень адаптации)
При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых средний уровень эмоционального комфорта (75%). Встречается также высокий (10%) и низкий уровень (15%)
Было выявлено, что испытуемые группы B испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Позитивные эмоции связанны с возможностью проводить время в семье, а негативные с материальными трудностями, сужением круга общения, чувством одиночества.
Группа C (низкий уровень адаптации)
Анализ результатов по шкале «Эмоциональный комфорт» показал, что большинство испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале (70%). У 30% средний уровень эмоционального комфорта. Такие результаты говорят о том, что испытуемые встревожены, обеспокоены, чувствую безразличие к окружающему.
Негативные эмоции у испытуемых группы C вызывают воспоминания прошлого (30%), несовпадение желаемого и реального (20%), проблемы родственников (20%), болезни (20%).
Было выявлено, что пожилые люди группы C испытывают в основном негативные эмоции. Эти эмоции связаны с чувством одиночества, ощущением бесполезности обществу, снижением авторитета в семье.
Таким
образом, пожилые люди с высоким
уровнем адаптации
Исходя, из всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Весь процесс социальной адаптации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Воля пациента является наиболее важным элементом социальной адаптации. Тем, кто ухаживает за пожилыми пациентами, часто необходимы большие усилия, чтобы пробудить у пожилого чувство собственного достоинства, научить его думать о себе как о личности.
Большое значение имеет заранее составленны план для социальной адаптации. Основными элементами социальной адаптации пожилых людей с психическими расстройствами должны быть:
Целью социальной адаптации является сохранение, поддержание, восстановление функционирования пожилых, стремление к достижению их независимости, улучшение качества жизни и эмоциональное благополучие
По мере
развития и усовершенствования социального
обслуживания населения пожилого и
старческого возраста общая ситуация
складывается таким образом, что
первыми, кто непосредственно
Социальные
работники должны иметь представление
о широком спектре психических
симптомов и форм поведения, которые
свидетельствуют о наличии
Для решения вопроса о консультации старого человека у психиатра социальный работник должен обладать достаточным объектом геронтопсихиатрических знаний, чтобы уметь доказать, а главное, аргументировать необходимость в той или иной степени продолжительности психиатрического наблюдения и лечения.
Возрастающая комплексность медицинского и социального обслуживания населения старших возрастов все более настойчиво требует не только сотрудничества между социальными работниками, психологами, психиатрами и врачами разных специальностей, но и профессионального понимания друг друга. Вне всякого сомнения, цель, стоящая перед учреждениями здравоохранения и социальной защитой, несмотря на разные формы оказываемой помощи, сохранение и восстановление физического и психического здоровья человека в заключительный период жизни.
Список использованной литературы
Приложение
Текстовый материал методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.