Национальное воспитание учащихся старших классов ОСША

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

Стержнем всей системы воспитания в Украине является национальная идея, которая играет объединяющий консолидирующий фактор в общественном развитии, направленном на выработку жизненной позиции человека, становления его как личности, как гражданина своей страны. Национальный характер воспитания состоит в формировании молодого человека как гражданина Украины независимо от его этнической принадлежности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОСША 4
2.ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОСША 6
3.ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 9
4.ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 10
3.1 Формы национального воспитания 10
3.2 Методы национального воспитания 13
3.3 Принципы обучения 13
3.4 Педагогические требования к национальному воспитанию 16
4.ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социализации национальное воспитание.docx

— 147.66 Кб (Скачать файл)

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Национальное воспитание учащихся старших     классов ОСША»

 

 

Студентки 3 курса

группы 0502А

Морозовой А.С.

 

Научный руководитель

 д.п.н.,д.ф., проф.

кафедры педагогики,

академик МАНПО

 Плотников П.В

 

 

 

ДОНЕЦК - 2012

Содержание

 

Введение

Стержнем всей системы воспитания в Украине является национальная идея, которая играет объединяющий консолидирующий фактор в общественном развитии, направленном на выработку жизненной позиции человека, становления его как личности, как гражданина своей страны. Национальный характер воспитания состоит в формировании молодого человека как гражданина Украины независимо от его этнической принадлежности.

Интегрирующей основой национальной системы воспитания является общность историко-географического положения, языка, культуры и традиций, осознание своей принадлежности к украинскому обществу. Каждый из этих факторов определяет единство поколений, современных, прошлых и будущих, способствует формированию гражданина-патриота.

Воспитание подрастающих поколений отвечает потребностям этнокультурного возрождения и развития, как украинского народа, так и представителей других этносов, которые проживают в Украине, предусматривает предоставление им широких возможностей для познания своей истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирования чувства национального единства.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на национальных традициях, приобщению учащихся старших классов к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В наше время нельзя забывать о народности и национальном характере образования. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, – писал он, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

1.Сущность и проблемы национального воспитания учащихся старших    классов ОСША 

Национальное воспитание имеет общественный характер. К нему причастны семья, ближайшее социальное окружение - формальные и неформальные объединения, общественные организации, средства массовой информации, заведения культуры, религиозные объединения и т.д.

Современное воспитание в Украине должно обеспечить привлечение молодежи к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. Своими формами и методами оно опирается на народные традиции, лучшие достижения национальной и мировой педагогики.

Ныне, опираясь на глубинные национально-воспитательные традиции своего народа, национальная система воспитания постепенно возрождается.

Современная его модель учитывает национальное возрождение всех сфер жизни украинского общества и процесс реформирования самостоятельного, независимого государства.

Большую роль в этом процессе выполняет классный руководитель современной школы. Главным направлением его деятельности является национально-патриотическое воспитание, которое вбирает в себя все названные особенности современного украинского государства, его экономическое состояние, социальные условия жизни сограждан [2, с.3-5].

Классный руководитель современной украинской школы обязан использовать все направления, формы и методы воспитательной работы через национально-патриотическое воспитание учащихся.

Национально-патриотическое воспитание – это созданное на протяжении многих веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческие взгляды и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт предшествующих поколений. Научно обоснованное и правильно организованное национально-патриотическое воспитание классным руководителем должно отображать историческую поступь народа, перспективы его развития [1, с.126-127].

Актуальность создания системы национально-патриотического воспитания в условиях государства Украины определяется потребностями общества во всесторонней его активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала, национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами включения личности в социальную жизнь. Возникает необходимость обеспечения единства, поступательности и последовательности воспитывающих влияний различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса.

В поисках новой системы воспитания классный руководитель должен на первый план ставить гуманистические идеи и ориентиры, которые базируются на внимательном отношении к личности учащегося, заботе о его развитии. Такой подход предполагает определения каждого воспитанника как уникальной личности, уважение его прав, отношение к нему как субъекту собственного развития, опоре в его воспитании на совокупность знаний о человеке и высокий профессионализм [2, стр. 3-5].

Гуманистический характер воспитания предусматривает построение его содержания и форм на основе глубокого понимания воспитателем природы воспитанников, их индивидуальных черт и возможностей, уважения к личности ребенка, заботы о его гармоническом развитии, установления сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Такой подход предусматривает отношение к каждому ученику как к неповторимой личности, субъекта свободного развития, признание его прав, исходя из совокупности знаний о человеке

Данная концепция имеет своей целью определить приоритетные задачи  национального воспитания системе образования и основные направления их реализации на современном этапе развития украинского общества.

 

2.Цель национального воспитания учащихся     старших классов ОСША 

Важным условием эффективности образования является четкая постановка его цели, глубокое понимание и осознание ее воспитателем. Наличие цели дает возможность определить содержание и задания каждого направления воспитания.

Цель воспитания базируется на национальных ценностях, предавая воспитанию и целеустремленности и обеспечивая его результативность.

С ориентацией на цель происходит направление воспитательного процесса, набор методов, организационных форм, средств воспитательной деятельности.

Цель воспитания — совокупность качеств личности, которые стремится сформировать общество [3, с.390].

Имея объективный характер, цель воспитания выражает в обобщенной форме идеал человека.

Подчеркивая важность определения цели, К. Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое строение, не смог бы ответить на вопрос, что он хочет построить... То же самое должны сказать и о воспитателе, который не может четко и точно определить вам цель своей воспитательной деятельности... Вот почему, доверяя воспитанию чистые и ранимые души детей, доверяя для того, чтобы оно привило в них первые, а поэтому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и требовать на этот вопрос ясного и категорического ответа» [2, с.196-197].

А. Макаренко толковал цели воспитания как программу человеческой личности, человеческого характера, вкладывая в понятие «характер» все содержание личности, т.е. характер ее внешних проявлений внутренней убежденности, а также политическое воспитание, знания и др. Известный педагог считал, что «воспитатели должны иметь такую программу человеческой личности и стремится реализовать ее».

Общей целью воспитания является гармоническое развитие человека. Эта цель сформировалась еще в древнегреческих Афинах, где зародилось понятие «калокагатия» (великодушность) - идеал воспитания, который соединяет порядочность, богатство, физическое совершенство и моральные качества. В эпоху Возрождения итальянские гуманисты дополнили его идею всесторонним развитием личности. Так сложился идеал всесторонне и гармонично развитого человека [7, с. 109].

Идеал - представление об образце человеческого поведения и отношениях между людьми, что выходит из понимания цели жизни.

Формирование идеала у человека зависит от воспитания, особенностей его личного опыта. Идеалы отличаются по содержанию, структуре и действенности.

Содержание идеала охватывает качества реальных личностей, литературных героев и др., которых человек считает идеальными.

Структура идеала говорит о мере его обобщенности, т.е. является идеалом конкретный человек или совокупность качеств нескольких людей, обобщенных в едином образе.

Действенность идеала означает степень его влияния на поведение и сознание людей [3, с.391].

Идеал национального воспитания самым глубоким образом раскрыт в трудах украинского педагога Григория Ващенко «Воспитательный идеал», «Воспитательная роль искусства», «Теловоспитание как средство воспитания воли и характера» и др. В его основу положены общечеловеческие и национальные ценности, которые являются духовным богатством народа .

К общенациональным ценностям принадлежит моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признание идеалов любви и красоты. Их носителем является христианская религия. Она ориентирует человека на служение высшему идеалу - Богу.

В то же время человек рождается и живет в конкретной национальной среде, которая отличается своим языком, культурой, обычаями. С рождением его окружают национальные ценности.

Идеал национального воспитания базируется на служении Богу и своей нации. Бог – это абсолютная Правда, Любовь, Справедливость, Красота. Нация – реальная земная общность, в жизни которой должны реализовываться абсолютные общечеловеческие ценности. В педагогическом смысле воспитательным идеалом является человек, который служит Богу и Украине. Г. Ващенко резко противопоставляет идеал украинского национального воспитания большевистской модели, которая базируется на материализме и атеизме, и национал-социалистической идеологии фашизма с ее проповедованием культа силы и пренебрежения к человеку.

Конечной целью воспитания личности является ее подготовка к жизни обществе. Это роли гражданина, работника, общественного деятеля, семьянина, товарища. Подготовка к роли гражданина предусматривает формирование в человеке ярко выраженной активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности перед обществом. Роль работника охватывает умение и желание активно работать, создавать новые материальные и духовные ценности. Быть общественным деятелем означает принимать активное участие в общественной жизни. Уже в школе личность необходимо готовить и к роле семьянина - будущего отца, мужа, матери, жены. Как товарищ каждый должен уметь понимать другого человека, сочувствовать, жалеть, уступать, делиться и т.д. [3, с.269].

 

3.Задачи национального воспитания

Государственная национальная программа «Образование» о задачах воспитания учеников. Главные задания национального воспитания молодежи обусловлены приоритетными направлениями реформирования воспитания, определенными Государственной национальной программой «Образование» («Украина XXI столетия») [3, с.78]. К ним принадлежат:

  • формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать для государства, готовности его защищать;
  • обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважение к родителям, женщине-матери, культуре и истории своего народа;
  • формирование высокой языковой культуры, овладение украинским языком;
  • привитие уважительного отношения к культуре и традициям;
  • воспитание духовной культуры личности, создание условий для выбора ею своей мировоззренческой позиции;
  • формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного человека;
  • обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;
  • воспитание уважения к Конституции, законодательству Украины, государственной символике;
  • содействие глубокому осознанию взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его общественной ответственностью;
  • формирование экологической культуры личности, ее гармоничных отношений с природой;
  • развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи» обеспечение условий их самореализации;
  • формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений [3, с.393].

Четкое определение целей и задач национального воспитания дает возможность построить программу воспитания старших классов.

 

4.Формы, методы и принципы национального воспитания. Педагогические требования.

3.1 Формы национального воспитания

Национальное воспитание осуществляется в процессе обучения. Поэтому целесообразно рассмотреть формы организации обучения.

Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, которая осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме.

Информация о работе Национальное воспитание учащихся старших классов ОСША