Неблагополучные семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе………..5
2. Социально-психологические проблемы неблагополучных семей…..…….10
3.Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Бревнова Неблагополучные семьи.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Кроме того, семейное благополучие явление  относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит  в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому  необходимо постоянно проводить  работу по профилактике семейного неблагополучия.

 

  1. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей

 

Семью можно отнести к естественно  малой группе, так как она возникает  и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно  охарактеризовать как малую высокоразвитую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора  воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Существование человека в настоящее  время организовано в форме семейного  образа жизни. Каждая из функций в  каких-то частных случаях может  быть с большим или меньшим  успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться  только в семье.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования  родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного  воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия  с возрастом накапливается, преломляясь  в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут  патологичны.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в  формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко  упускают из виду то обстоятельство, что  и сложившаяся в семье атмосфера  способна оказать существенное влияние  на личностное становление воспитывающихся  в ней детей.

Увеличение числа разводов и  снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений  и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка  и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка  и невротическим состоянием». Эти  и другие признаки дезорганизации семьи  свидетельствуют о кризисном  состоянии ее развития на современном  этапе и увеличении количества неблагополучных  семейных союзов. Именно в таких  семьях люди чаще всего получают серьезные  психологические травмы, которые  далеко не лучшим образом сказываются  на их дальнейшей судьбе.

Все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие рассматривается как  создание неблагоприятных условий  для развития ребенка.

Согласно данной трактовке, неблагополучная  для ребенка семья - это не синоним  асоциальной семьи. Существует множество  семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать  нельзя, но для конкретного ребенка  эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние.

«Для одного ребенка, семья может  быть подходящей, а для другого  эта же семья станет причиной тягостных  душевных переживаний и даже психического заболевания.

Разные бывают семьи, разные встречаются  дети, так, что только система отношений  «семья - ребенок» имеет право рассматриваться  как благополучная или неблагополучная».

Неблагополучные семьи - это семьи  с низким социальным статусом, в  какой-либо из сфер жизнедеятельности  или нескольких одновременно, не справляющиеся  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной мы склонны  понимать такую семью, в которой  нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются  явные или скрытые дефекты  воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и  появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи  мы условно разделили на две большие  группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности-неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Однако ценностные установки и  поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться  на нравственном облике воспитывающихся  в таких семьях детей. Отличительной  особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия  неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное  влияние на личностное формирование детей.

Эти семьи отнесены нами к категории  внутренне неблагополучных (со скрытой  формой неблагополучия) и разновидности  таких семей довольно многообразны.

Таким образом, душевное состояние  и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного  благополучия. «Дефекты воспитания - это  есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

 

  1. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка

 

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, подразумевающее  наличие явной или скрытой  психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Девиантное поведение можно классифицировать как социальные отклонения в следующим образом.

Социальные отклонения корыстной  ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание  решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и  целевой направленностью, может  проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой  стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Под отклонениями в поведении детей  и подростков понимаются такие его  особенности и их проявления, которые  не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность).

Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях  от общепринятых норм, требований, но и  несут в себе зачатки, истоки будущих  проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную  угрозу субъекту поведения, развитию его  личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции  их развития за ними скрываются.

Таким образом, отклоняющееся поведение  детей и подростков, с одной  стороны, может рассматриваться  как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих  особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как  феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или  условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем  случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются  и проявляются постепенно или  приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.

При этом на отклоняющее поведение  ребенка большое значение оказывает  семейное воспитание.

Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием  детей большинство семей составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения  супругов, и педагогически несостоятельные  семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные  неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, попустительски-снисходительный и  др.

Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся  обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем  не менее, столь тяжелы, что они  угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными  факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного  образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается  жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к  типологии и классификации таких  семей. Мы, в свою очередь, в качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используем характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей  представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Информация о работе Неблагополучные семьи