Неблагополучные семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе………..5
2. Социально-психологические проблемы неблагополучных семей…..…….10
3.Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Бревнова Неблагополучные семьи.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода.

На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи  с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает  средства", в которых отсутствуют  моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может  выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно  стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю  респектабельность, благодаря своим  искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Иного подхода требуют семьи  с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные.

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Педагогически несостоятельные, как  и конфликтные, семьи не оказывают  на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

На практике педагогически несостоятельные  семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных  условий, оказавших негативное воздействие  на детей, чаще всего характеризующиеся  наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально  несостоятельных семьях, не справляющихся  с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный  стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав".

Такие родители весьма агрессивно настроены  ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких  семей страдают особенно тяжелыми дефектами  морального сознания, они лживы и  жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее.

Это приводит к утрате у ребенка  стыдливости, чувства раскаяния  за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль характерен родителям,злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный  стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный  стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного  воспитания. Однако исправить их гораздо  труднее, чем обнаружить, поскольку  педагогические просчеты семейного  воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и  враждебные отношения родителей  и детей, утратившие свою теплоту  и взаимопонимание.

Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний  и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная  осторожность, осмотрительность, чувство  меры, подсказываемые родительской интуицией  и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей  одинаково опасны в воспитании ребенка.

Любая деформация семьи приводит к  негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два  типа деформации семьи: структурную  и психологическую. Структурная  деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной  целостности, что в настоящее  время связывается с отсутствием  одного из родителей. Психологическая  деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений  в ней, а также с принятием  и реализацией в семье системы  негативных ценностей, асоциальных  установок и т.п. В настоящее  время все большее внимание уделяется  именно фактору психологической  деформации семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологическая деформация семьи, нарушение  системы межличностных отношений  и ценностей в ней оказывают  мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Следствием неблагополучия семейного  воспитания подростков довольно часто  становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения  со сверстниками и взрослыми.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Любая деформация семьи приводит к  негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Карабанова О.А. Психология  семейных отношений и основы  семейного консультирования. - М., 2004.

2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2004.

3. Основы психологии семьи и  семейного консультирования - М., 2004.

4. Социальная педагогика/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

5. Шакурова М.В. Методика и  технология работы социального  педагога. - М., 2002.

 


Информация о работе Неблагополучные семьи