Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:50, курсовая работа
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Семья, структурные составляющие современной семьи, типы и функции...................................................................................................................6
1.1.Семья как социальный институт.................................................................6
1.2. Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста…………………………………………9
Глава 2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе...........................................................................................................12
Глава 3. Социальные проблемы такой категории, как неполная семья................................................................................................................17
1.3. Трудности существования неполной семьи........................................17
Глава 4. Основные направления социальной работы с неполными семьями, законодательные основы и правовые особенности их социальной поддержки.......................................................................................................26
4.1.Основы социальной работы с неполными семьями............................................................................................................26
4.2.Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.................................................................31
Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьёй………………………………………...................................................37
Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной семье...............................................................................................................42
Заключение....................................................................................................48
Список используемой литературы...............................................................49
1
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Кафедра
Факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Семья, структурные составляющие современной
семьи, типы и функции.......................
1.1.Семья как социальный институт......................
1.2. Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста…………………………………………9
Глава 2. Причины возникновения неполной семьи
в современном обществе......................
Глава 3. Социальные проблемы такой категории,
как неполная семья.........................
1.3. Трудности существования неполной
семьи.........................
Глава 4. Основные направления социальной работы
с неполными семьями, законодательные
основы и правовые особенности их социальной
поддержки.....................
4.1.Основы социальной работы с неполными
семьями.......................
4.2.Приоритетные направления социальной
политики государства в оказании помощи
неполной семье.........................
Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования.
Рекомендации по совершенствованию работы
с неполной семьёй……………………………………….........
Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной
семье.........................
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
1
Введение
Семья – важнейшая
форма организации личного
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.
В жизни и деятельности
общества семья играет колоссальную роль.
Семья - особый эмоционально взаимодействующий
коллектив. Ее социальный характер и нравственные
цели в значительной степени определяются
объективными условиями того общественного
строя, в котором она существует. Проблема
создания семейного союза, правильное
в нем воспитание детей справедливо считается
актуально злободневной на все времена.
На пути жизнедеятельности
семьи встает очень много проблем,
которые в конечном итоге могут
отложить свой отпечаток на воспитании
детей. Наиболее проблематична и уязвима в воспитательном плане
является неполная семья. Ее удельный
вес в числе других семей довольно высок.
По данным переписи 2005 г. Из 40 млн. семей
4,8 млн., т.е 12% были неполными.
Неполная семья одна из категорий
семей наиболее нуждающихся в социальной
помощи.
Нарушение нормальной структуры
не фатально, не неотвратимо действуют
на ее воспитательный потенциал, а лишь
тогда, когда присоединяются многие другие
факторы, которые могут усиливать или
ослабевать это воздействие, целый ряд
факторов, переплетаясь, усложняют жизнь
неполной семьи.
2
Актуальность. Семья является важнейшим источником
социального и экономического развития
общества, важнейшим институтом социализации
подрастающего поколения, она производит
самое главное общественное богатство
- человека. Самой важной функцией семьи
является воспитание детей, семейное воспитание
превышает по своей эмоциональности любое
другое воспитание, т.к. его "проводником"
является родительская любовь к детям,
вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Родительский дом для ребенка - первая,
главная и ничем не заменимая школа жизни.
Именно семья оказывает решающее влияние
на развитие личности, формирование основы
характера человека, закладывает фундамент
человеческих качеств, его отношения к
труду, моральным и культурным ценностям.
Семья была и остается важнейшей социальной
средой и основой в психологической поддержке
и воспитании. Серьезные социально-экономические и
духовно-нравственные трудности нашей
жизни являются существенным фактором,
который дестабилизирует традиционные
семейные отношения.
Не любая полная семья является
нормальной средой для полноценного развития
и воспитания ребенка. Но все же, наличие
в семье обоих родителей помогает успешнее
решать многие задачи, связанные с сохранением
его психического здоровья. На это неоднократно
указывали и указывают специалисты, занимающиеся
изучением проблемы неполных семей. Поэтому
вопрос о неполных семьях весьма актуален,
так как в них сосредоточена значительная
часть того населения, у которого не сложились
естественные, заложенные в самой природе
семейно-брачных отношений условия жизни.
Это дети, без отца (или матери), взрослые
люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие
жить вместе с родителями.
В неполной семье для будущих
супругов отсутствует главное - пример
брачных отношений. Поэтому отсутствует
для детей - будущих супругов и родителей
- определенная возможность формирования
культуры чувств, отношений, характерных
для взаимоотношений мужа и жены. Будущие
мужья, воспитывающиеся без отца, нередко
усваивают женский тип поведения или же
у них искаженное представление о мужском
поведении как агрессивном, резком, жестоком.
А у будущих жен, выросших без отца, хуже
представления об идеале будущего супруга,
в семейной жизни им значительно труднее
адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому
в таких семьях заведомо больше причин
для конфликтов, разводов.
3
Таким образом, актуальность проблемы определила
цель данной работы: изучить и раскрыть
факторы, вызывающие рост числа неполных
семей в рамках социальной проблемы и
выделить пути решения сложившейся ситуации,
а также их улучшения в результате эмпирического
исследования. Задачи:
1. Изучить научную литературу;
2. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей;
3. Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей в современном обществе;
4. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям;
5. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями;
6. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России;
7. Провести эмпирическое исследование и сделать выводы.
Объектом работы являются неполные семьи.
Предметом работы является пути решения проблем неполной
семьи.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы по теме работы.
Гипотеза исследования: социально-психологические особенности неполной семьи определяют необходимость оказания им помощи.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические – опросные методы, такие как: беседа и интервью.
4
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен анализ научной литературы неполных семей как социальной проблемы; проанализированы социальные аспекты работы с неполными семьями.
5
Глава 1. Семья, типы и функции
Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.
Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:
- Родственная (сложная)
- клан родственников с их
- Нуклеарная (массовая семья) - состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;
- Неполная - быстро распространяющаяся
в современном обществе модель
семейных отношений. Состоит
Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой, опять же, связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства».
Типы семей.
1. · элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);
· составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.
6
Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной
брачной парой с детьми и
без детей с одним из
4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).
5. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.
6. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).
7. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).
8. Прочие семьи.
В современном обществе наибольшее распространение получили семьи, обозначенные в пункте 1,т.е. нуклеарные, в особенности, неполные.
В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.
Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики:
1) Семья как социальный
институт общества. Общество заинтересованно
в качестве семьи и
2) Семья как малая
социальная группа. Члены семьи
заинтересованы в ее
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов.
7
Функции семьи.
Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
В зависимости от типа
семья выполняет следующие
1) Репродуктивная.
С точки зрения общества функция деторождения - это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы.
Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.
2) Воспитательная.
Панкова Л.М. говорит, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания - это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок - явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи - это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.