Неполная семья как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.

Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Семья, структурные составляющие современной семьи, типы и функции...................................................................................................................6
1.1.Семья как социальный институт.................................................................6
1.2. Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста…………………………………………9
Глава 2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе...........................................................................................................12
Глава 3. Социальные проблемы такой категории, как неполная семья................................................................................................................17
1.3. Трудности существования неполной семьи........................................17
Глава 4. Основные направления социальной работы с неполными семьями, законодательные основы и правовые особенности их социальной поддержки.......................................................................................................26
4.1.Основы социальной работы с неполными семьями............................................................................................................26
4.2.Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.................................................................31

Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьёй………………………………………...................................................37
Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной семье...............................................................................................................42
Заключение....................................................................................................48
Список используемой литературы...............................................................49
1

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова работа Неполная семья как социальная проблема.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Кафедра

Факультет

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Наименование  темы: «Неполная семья как социальная проблема»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение..................................................................................................................2

 

Глава 1. Семья, структурные составляющие современной семьи, типы и функции...................................................................................................................6

  1.1.Семья как социальный институт.................................................................6

  1.2. Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста…………………………………………9

Глава 2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе...........................................................................................................12

Глава 3. Социальные проблемы такой категории, как неполная семья................................................................................................................17

  1.3. Трудности существования неполной семьи........................................17

Глава 4. Основные направления социальной работы с неполными семьями, законодательные основы и правовые особенности их социальной поддержки.......................................................................................................26

  4.1.Основы социальной работы с неполными семьями............................................................................................................26

  4.2.Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.................................................................31

 

Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Рекомендации по совершенствованию работы с неполной  семьёй………………………………………...................................................37

Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной семье...............................................................................................................42

Заключение....................................................................................................48

Список используемой литературы...............................................................49

1

 

Введение

Семья – важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род.

Семья во все времена  постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.

В жизни и деятельности общества семья играет колоссальную роль.  
Семья - особый эмоционально взаимодействующий коллектив. Ее социальный характер и нравственные цели в значительной степени определяются объективными условиями того общественного строя, в котором она существует. Проблема создания семейного союза, правильное в нем воспитание детей справедливо считается актуально злободневной на все времена.

На пути жизнедеятельности  семьи встает очень много проблем, которые в конечном итоге могут  отложить свой отпечаток на воспитании детей. Наиболее проблематична и уязвима в воспитательном плане является неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. По данным переписи 2005 г. Из 40 млн. семей 4,8 млн., т.е 12% были неполными.  
    Неполная семья одна из категорий семей наиболее нуждающихся в социальной помощи.  
    Нарушение нормальной структуры не фатально, не неотвратимо действуют на ее воспитательный потенциал, а лишь тогда, когда присоединяются многие другие факторы, которые могут усиливать или ослабевать это воздействие, целый ряд факторов, переплетаясь, усложняют жизнь неполной семьи.

2

Актуальность. Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к. его "проводником" является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, формирование основы характера человека, закладывает фундамент человеческих качеств, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.  
    Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. Поэтому вопрос о неполных семьях весьма актуален, так как в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями.                                  Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество, отсюда, в частности, и отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.  
    В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

3

Таким образом, актуальность проблемы определила цель данной работы: изучить и раскрыть факторы, вызывающие рост числа неполных семей в рамках социальной проблемы и выделить пути решения сложившейся ситуации, а также их улучшения в результате эмпирического исследования. Задачи:  
1. Изучить научную литературу;

 2. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей;

3. Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей в современном обществе;

4. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям;

5. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями;

6. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России;

7. Провести эмпирическое исследование и сделать выводы.

Объектом работы являются неполные семьи.  

Предметом работы является пути решения проблем неполной семьи. 

Основным методом  исследования является теоретический анализ литературы по теме работы.

Гипотеза исследования: социально-психологические особенности неполной семьи определяют необходимость оказания им помощи.

Для проверки гипотезы и  решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические – опросные методы, такие как: беседа и интервью.

4

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен анализ научной литературы неполных семей как социальной проблемы; проанализированы социальные аспекты работы с неполными семьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Глава 1. Семья, типы и функции

    Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

    Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).

   Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.

 Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

- Родственная (сложная) - клан родственников с их супругами  и детьми. Это наиболее редко  встречающийся вид семьи в  наше время;

- Нуклеарная (массовая  семья) - состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

- Неполная - быстро распространяющаяся  в современном обществе модель  семейных отношений. Состоит из  одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой, опять же, связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства».

 Типы семей.

1. ·          элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);

·          составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.

6

Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует  рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

2. Семьи с одной  брачной парой с детьми и  без детей с одним родителем.

3. Семьи с одной  брачной парой с детьми и  без детей с одним из родителей  супругов.

4. Семьи с двумя  или более брачными парами, с  детьми и без детей, с одним  из супругов (или без него) и  с другими родственниками (или  без них).

5. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.

6. Семьи, состоящие  из матери с детьми с одним  из родителей матери (отца).

7. Семьи, состоящие  из отца с детьми, с одним  из родителей отца (матери).

8. Прочие семьи.

   В современном обществе наибольшее распространение получили семьи, обозначенные в пункте 1,т.е.  нуклеарные, в особенности, неполные.

   В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

  Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики:

1) Семья как социальный  институт общества. Общество заинтересованно  в качестве семьи и организации  этого социального института.

2) Семья как малая  социальная группа. Члены семьи  заинтересованы в ее организации  на протяжении всей жизни.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что положение  института семьи в современном  обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и  общества в целом. Изменения затрагивают  все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов.

 

7

 

Функции семьи.

Семья выполняет различные  функции. Функции семьи связаны  с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:

1) Репродуктивная.

С точки зрения общества функция деторождения - это воспроизводство  следующего поколения, производство рабочей силы.

Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается  процесс массового снижения детности семьи.

2) Воспитательная.

Панкова Л.М. говорит, что  «с точки зрения общества функция  воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с  определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания - это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок - явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи - это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.

Информация о работе Неполная семья как социальная проблема