Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:50, курсовая работа
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Семья, структурные составляющие современной семьи, типы и функции...................................................................................................................6
1.1.Семья как социальный институт.................................................................6
1.2. Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста…………………………………………9
Глава 2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе...........................................................................................................12
Глава 3. Социальные проблемы такой категории, как неполная семья................................................................................................................17
1.3. Трудности существования неполной семьи........................................17
Глава 4. Основные направления социальной работы с неполными семьями, законодательные основы и правовые особенности их социальной поддержки.......................................................................................................26
4.1.Основы социальной работы с неполными семьями............................................................................................................26
4.2.Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.................................................................31
Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьёй………………………………………...................................................37
Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной семье...............................................................................................................42
Заключение....................................................................................................48
Список используемой литературы...............................................................49
1
Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых,
34
материально-бытовых и других услуг.
Деятельность социальных служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.
Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.
Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве.
В последние годы в нашей стране стали создаваться Центры планирования семьи как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи; обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.
В рамках президентской
программы «Дети России»
35
предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика.
Профилактика должна
проводиться в форме
36
Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Некоторые рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьей
В качестве эмпирического исследования я провёл беседы с членами полных и неполных семей. Мной было опрошено 20 человек. По результатам исследования были выявлены некоторые актуальные проблемы, возникающие в неполных семьях. Проанализировав своё исследование, я предлагаю некоторые рекомендации к совершенствованию работы с неполной семьей.
Государственная система защиты и поддержки неполной семьи весьма эффективна: немалое количество специальных учреждений, многообещающие целевые программы, развивающаяся инфраструктура.
На мой взгляд, бессмысленно искать и предлагать решение каждой индивидуальной проблемы человека, такой подход практически невозможен. Важно найти ключевые моменты в формировании проблемы.
Основными задачами специалиста по социальной работе будут являться: практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь; улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей; содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.
Считаю, что при
решении проблем неполной
Многие специалисты видят суть какой-либо проблемы неполной семьи лишь в экономическом плане. Стереотипное понятие о том, что деньги - залог благополучия в семье, дает о себе знать. Руководствуясь таким понятием, мы рискуем упустить из вида другие составляющую проблемы, а именно: психологическую. Для многих неполных семей именно психологический фактор является первопричиной их неблагополучия.
В ходе моего проведенного исследования это было подтверждено. Из беседы с матерью-одиночкой М.: «Само ощущение того, что мы брошены,
37
оставлены, первое время вселяло огромный страх. Страх от одной лишь мысли- «…Я одна, с ребенком на руках. Что дальше?» подавлял всякое желание к дальнейшим действиям….». Заметим, что первой мыслью человека было ощущение страха и безысходности. Именно психологическое консультирование могло бы решить эту проблему. В первые месяцы человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, особенно необходима поддержка в моральном аспекте этого слова, именно доброе слово, напутствие, проявление внимания и понимания к проблеме человека. На первых этапах формирования проблемы специалист должен всеми усилиями внушать человеку уверенность. В человеке заложен огромный потенциал. И если специалист подтолкнет человека, научит решать проблему, дальнейшая работа с клиентом будет очень продуктивна. Специалист может прибегнуть к своей посреднической деятельности и направить клиента в кризисный центр. На мой взгляд, эффективность психологической поддержки очень велика. Именно стимулирование человека за счет внушения ему уверенности благоприятно сказывается на дальнейшем решении проблемы.
В ходе исследования подтвердился факт существования такой проблемы, как трудности, связанные с воспитанием ребенка. Из беседы с матерью-одиночкой К.: «….Пока ребенок был маленьким, особых проблем не возникало. Полный уход, доброе отношение формировали в мальчике положительные качества. Он рос добрым, отзывчивым, не капризным ребенком. Проблемы начались с 14 лет. Стремление казаться взрослым, юношеский максимализм, постоянное хамство перечеркнули в нем все доброе. Он начал курить в 9 классе, ввязался в дурную компанию. Довольно частые встречи с милицией уже стали привычными для нас делом. Разумеется, я начала его воспитывать. Но отсутствие «мужского авторитета» сказывалось в каждом моем действие…».
Можно сделать вывод о том, что процесс воспитание ребенка в неполной семье осложняется. Ребенок видит лишь одну модель поведения, модель поведения своей матери. Современные исследователи не зря утверждают, что гармоничное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если воспитанием ребенка будут заниматься оба родителя. В такой модели воспитания мать опекает ребенка от всех невзгод, заботиться о нем. А отец является авторитетом, человеком, на которого стоит равняться.
В сложившейся ситуации, а такие ситуации встречаются достаточно часто, я могу выделить две основные проблемы: незанятость ребенка и отсутствие уважения к родственникам. Специалист по социальной работе должен проводить с ребенком воспитательные беседы. Важно сформировать у
38
подростка мнение о его значимости в семье как взрослого человека. Всячески способствовать формированию доброго, взрослого отношения к родителю. Дети из неполных семей взрослеют быстрее, чем дети из полных семей. Из такого ребенка может вырасти очень ответственный и порядочный гражданин, нужно вовремя начать действовать. Специалист может направлять ребенка в лагеря, где он будет занят общением со сверстниками, участием в массовых мероприятиях. При грамотно организованном досуге, на ребенка не будут влиять негативные факторы из вне.
В общении со сверстниками и педагогами ребенок будет проходить социализацию в благоприятных для этого условиях. Именно форма загородного лагеря является предпочтительной - удаленность от города, постоянный контроль над детьми, отсутствие негативной среды.
В России социальная работа с семьей еще не так хорошо развита, как в США и ряде Европейских стран. Понятие «объект социальной работы» за границей предстает в более широком виде. Чаще всего мы сталкиваемся с такой неполной семьей - «мать-одиночка, воспитывающая ребенка». В своём исследовании я провёл беседу с двумя отцами-одиночками. Как ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. Но в нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин. Из беседы с отцом-одиночкой В.: «Придя в Центр помощи семье и детям, чувствовал себя очень неловко, рядом сидели женщины с детьми. И я один среди всех них. Возникло чувство того, что я единственный мужчина, воспитывающий ребенка один. На приеме у специалиста я не мог понять, зачем мне получать пособие в 200 рублей. Серьезных материальных проблем я не испытывал. Мне нужна была именно консультация о том, как мне воспитывать ребенка».
Гендерные различия мужчины и женщины отражаются на понимании того, как нужно воспитывать ребенка. Так, например, мужчина, воспитывающий девочку, не может в полной мере заботиться о ней. Мужчина более строг, менее эмоционален. Все это может отразиться на личности ребенка. В таком случае роль специалиста по социальной работе очень важна, важна его просветительская деятельность. С отцом нужно проводить беседы о том, как более гармонично развить ребенка. Сам вид оказываемой помощи должен быть другим. На мой взгляд более эффективным средством помощи будет являться совместная творческая деятельность ребенка и отца. Перед специалистом стоит сложная задача в выборе методов работы по такой системе. В первую очередь, нужно найти общее между ребенком и отцом. И, исходя из этого, предлагать различные формы проведения творческой
39
деятельности. К сожалению, на сегодняшний день в России не так много кризисных центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется. Следующим значительным шагом в развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расшириться. Будут расширены категории и объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как техническую, так и кадровую.
Проанализировав опыт работы зарубежных социальных служб, было выяснено, что во многих штатах США существуют социальные магазины. В таких магазинах предлагаются продукты и товары первой необходимости. Клиент, в нашем случае мать или отец-одиночка, отказывается от денежных выплат, и государство заменяет их «корзиной товаров первой необходимости». В чем плюс такой системы? Большая вероятность того, что помощь действительно дойдет до нуждающегося. Психологическая составляющая «за это не нужно платить» лучшим образом влияет на сознание человека, отодвигая страх о нехватке средств на второй план. Предоставление выбора клиенту в составление набора продуктов. Клиент сможет ориентироваться на нужды своей семьи, на предпочтения в питание ребенка. Конечно, такая корзина не будет включать в себя изысканные продукты, удовлетворяющие потребности конкретного человека. Эта корзина будет представлять собой наиболее необходимые товары и продукты для существования человека. Так же сеть социальных магазинов предлагает свою продукцию для всех остальных людей - покупателей. За счет того, что социальный магазин продает товары всем людям, крупных финансовых вложений со стороны государства не требуется. Функционирование магазина, обеспечение его жизнедеятельности - все это оплачивается за счет выручки от продаж товаров обычным покупателям.